Поиск по сайту:
22.11.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
21.11.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
20.11.2024
Государственный кадастровый учет
19.11.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
15.11.2024
«Живопись – искусство, а искусство вообще не есть бесцельное создание вещей, растекающихся в пустоте, но есть сила и власть, полная целей, и должно служить развитию и утончению человеческой души...»Сколько художников – столько историй о процессе создания картины. Часто эти истории не менее захватывающи, чем сама картина. Каждый холст – не просто новая работа. Целая жизнь.
Василий Кандинский. О духовном в искусстве.
«С каждым новым холстом я знакомлюсь...Касаюсь его и говорю: «Добрый день, я – Живоин...» Начало работы для художника всегда момент драматический. Но драматизм – не в противоборстве: требуется абсолютная внутренняя уверенность, что есть причина для того, чтобы на белый, чистый холст легла краска. Ведь белый для него – цвет божественной чистоты и совершенства. Если есть эта внутренняя убежденность – будет картина, которая однажды скажет: «Всё, больше меня не трогай!» С этой минуты художник становится зрителем.
Прежде всего, каждая картина – это заданная структура. Не случайно для выставки выбран определенный формат – полтора на полтора метра. Художник считает, что такой формат обладает особенной убедительностью. Он призывает внимание, заявляет о себе, словно говорит: «Я – здесь. Смотри на меня».
Картины небольшого формата выполнены на картоне и особой японской бумаге, изготовленной по древним, сохраняемым технологиям. Бумага не теряет белизны и прочности.
Эти картины написаны по благословению скончавшегося в конце минувшего года Патриарха Сербского Павла. Сам художник считает их своим «духовным дневником» и никогда прежде не показывал их на выставках. По совету Патриарха – не смотрел, пока работал. Завершив картину, откладывал в сторону, словно закрывая, переворачивая эту страницу жизни. И помнил слова Патриарха Павла: «Должно пройти время . И тогда ты увидишь, что подарил тебе Господь».
Среди этих картин – образ райского сада, рыбы – символ Христа, картина памяти великого серба Николы Теслы, воплощенный образ молитвенного сосредоточения – руки монахов Хиландарского монастыря на священной горе Афон, образы Богородицы и Христа. Эти образы не являются иконами в привычном нам значении. Но цвета и линии исполнены той же духовной сосредоточенности и проникновенности. И так же вызывают тихое благоговение.
Возникнув в начале минувшего века, абстрактное искусство получило широкое распространение и развитие во многих странах. Его основоположники во многом опирались на мистические идеи. Их объединяло стремление передать средствами живописи то, что скрыто за видимым миром, что является его сущностью, что не поддаётся сравнению и требует иного языка.
Но возможности абстрактной живописи не ограничиваются сочинением затейливых фантазий из разноцветных цветных точек, пятен, линий, подчиненных заданному ритму или рождающих этот ритм, словно тайнопись, нуждающаяся в расшифровке или немедленной интерпретации. Геометрический, лирический, аналитический, абстрактный экспрессионизм, кинетическое искусство – это неполный перечень различных явлений в истории абстракционизма. Или стилей, или методов, а возможно, жанров. Потому что история абстрактного искусства и его возможностей не завершена. Абстракционизм как идея делает видимым то, что существует либо на уровне веры, либо знания, либо интуиции. Или – всё это вместе.
«Энергетические картины» –так критики определили метод работы Живоина, впервые представленный 26 лет назад в Амстердаме, – когда через пересечение линий, построения в каждом случае своего цветового порядка создается определенная эмоция, состояние света в цвете. Как последовательность звуков и аккордов рождает гармонию в музыке, так и в живописи Живоина Челича; но здесь новое звучание возникает ещё и во времени – под воздействием изменчивого света.
Живоин Челич родился в Сербии, в городе Ниш. Ранние детские впечатления – сербские и византийские фрески, с их строгой и утонченной красотой, яркая орнаментика народного костюма. Затем были годы учёбы в университете, на факультете философии и социологии. А в начале 1980-х годов он уехал в Голландию. Здесь, в городе Энсхеде, закончил Академию изобразительных искусств AKI, отделение живописи и рисунка. Много работал, участвовал в выставках.
Однажды заметив, как переменилась уже законченная работа, когда свет иначе окрасил воздух, художник открыл для себя новую реальность в картине и новые творческие возможности. Ведь для Живоина Челича свет – это не столько средство, инструмент и авторский жест, сколько та самая явленная реальность. Свет есть. Как духовная и физическая субстанция. Благодаря свету рождается ощущение пространства и времени, в свете материализуется Дух.
Иногда художники, экспериментирующие с цветом и светом, изучающие особенности зрения, как основного «инструмента» познания мира, доверяющие возможностям зрения, работают с красками прямо на холсте, чтобы после, в согласии или конфликте, они смешались в глазу ради того индивидуального эстетического переживания, того неизбежного «соавторства» художника и зрителя в освоении мира. Но Живоин Челич готовит краски, используя палитру, готовит много, добиваясь каждый раз появления единственно необходимого звука в этой сложной полифонии цвета. И так - с каждой новой картиной, не повторяясь.
Наверное, именно готовит. В этом глаголе есть и иной, не менее важный в данном случае, смысл: готовит каждый новый цвет/тон к прикосновению к холсту. Картины – словно крепкие тканые полотна, где линии образуют структуру, каждая – в своём звучании, своём цвете и тоне. Эти переплетения, комбинации, простые и сложные одновременно, приходят в движение, возможное во времени и пространстве. Добиваясь необходимого впечатления, художник накладывает до двадцати слоев краски. Потому так завораживают эти бесконечные метаморфозы.
И невозможно определить, какое освещение является «правильным», потому что каждый переход рождает новое ощущение. Картина предполагает активного зрителя, она меняется не только под влиянием света. Смена точки зрения также приводит в движение её внутренние формы, и изменчивость эта кажется бесконечной.
Много лет проживший в Голландии, он не утратил связи с Сербией. Возможно, даже острее стал ощущать национальную и духовную принадлежность стране и свою сопричастность её истории, культуре. Воспитанный в духе православия, художник не видит смысла творчества без любви и стремления к смирению в духе. Он говорит, что, если ведет молитва, не возникает вопросов Что и Как, и не возникает конфликта между холстом и человеком с кистью. А значит, радость, дарованная художнику, станет радостью и для зрителя. Радостью переживания, радостью открытия, радостью сопричастности. И жить в той профессии для художника – большая ответственность.
«Когда я переступаю порог мастерской, я знаю, кто я, что мне нужно делать, и знаю, Кто мне это даёт...», – Живоин Челич.
Две недели в марте в Воронежском выставочном зале на улице Кирова была открыта выставка. Две недели в выставочном зале вспыхивали, замирали, гасли, скользили, перетекали, вибрировали живописные энергии. И много зрителей, и много удивления, и много вопросов, и много желания говорить с художником, и много отзывов. Вот некоторые:
«…У художника, наверное, очень большая душа, что он рисует такие замечательные картины. Спасибо за душу в ваших картинах! Я это очень ценю.
Соня. 11 лет».
«Вы – чудо! Вы нашли очень гармоничный язык, который так богато выражает жизнь Вашей души, ее реакцию на Мир, небо и Землю. Вы все это соединяете в гармонию. Я поверила сердцем, что картины – Ваша Молитва! Прихожу сюда не в первый раз – наполниться Гармонией и Радостью! Спасибо.
Преподаватель».
Людям всегда хочется чудесного: ощущая чудесное в мире, люди находят его и в себе. Почувствовав присутствие этого на выставке, они не просто открывались, они бежали навстречу, стараясь не упустить, дотронуться, «до-понять», «до-чувствовать» все до конца, впитать, задержать в себе… Многие, не зная, как выразить свои эмоции, хотели просто дотронуться до автора, пожать руку, обнять, сфотографироваться, взять автограф. Как говорит художник: «Этот чудесный обмен энергиями начался две недели назад и будет длиться еще долго».
Возможно, для кого-то абстрактная форма перестала быть чужой и недоступной: человек перед картиной с пятнами и точками, скользящими и пульсирующими линиями – погружался в её, картины, жизнь, с бесконечными превращениями и своей музыкой света. И чувство оказалось подлинным и ярким, несмотря на непривычную изобразительную «грамоту».
«В городе говорят, что Вы можете видеть иЗ-За…»
Один из нескольких тысяч посетителей выставки.
«Случилась обоюдная любовь: Воронеж случился со мной, а я – с ним! К счастью или сожалению, воронежи не случаются в жизни человека каждый день. самое замечательное в том, что еще столько всего осталось между нами несказанного. Воронежу спасибо за этот прекрасный цветок в моей жизни: спасибо, что я увидел то иЗ-За Воронежа, спасибо, что узнали Душу в моих картинах!».
Живоин Челич.
Автор: Елена Ермакова, историк-искусствовед.
Источник: «Воронежская неделя», №14 (1947), 07.04.10г.