Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Преодолевая боль былого

21.11.2019

Общество | В Воронеже обсудили проблемы памяти и беспамятства

Тема забвения и лакировки трагических эпизодов прошлого актуальна для России. А в той или иной мере – и для других стран. Не случайно в XXI веке регулярно выходят исследования этой проблемы.

Виталий ЧЕРНИКОВ


Всероссийская научно-практическая конференция «Под знаком истины, а не пользы: память и беспамятство в современной России» проводилась в Никитинской библиотеке по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия и собрала представителей Свято-Филаретовского православно-христианского института, Воронежской духовной семинарии, православных братств, преподавателей учебных заведений, общественных деятелей. Историки, религиоведы, документалисты, представители поисковых объединений из Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Гатчины, Нижневартовска подготовили доклады, выступили на дискуссионных площадках. В первый день обсуждалось отражение истории репрессий в музейных экспозициях и то, каким образом работает «драматургия памяти», как «трудное прошлое» находит отражение в кино и театре. В конференц-зале была развёрнута выставка о местах казней и массовых репрессий 1930-1950-х в Тульской области.

Открывая второе пленарное заседание, питерский историк, руководитель Центра «Возвращенные имена» при Российской национальной библиотеке, составитель книги памяти жертв сталинских репрессий «Ленинградский мартиролог» Анатолий Разумов напомнил о замысле устроителей конференции: «остановиться подумать в поле наиболее важных и самых трогающих проблем XX века: революция, переворот, Гражданская война, послереволюционные быт и террор, Вторая мировая война». Собравшимся показали видеоинтервью с Алейдой Ассман, профессором Констанцского университета (Германия), исследователем исторической памяти. По её словам, забвение – неотъемлемая часть памяти как таковой, органическая её часть, ибо та всегда избирательна. Но то, что естественно для отдельного человека, плохо для общества:

– Долго считалось, что после гражданских войн обеим сторонам конфликта лучше забыть о том, что произошло, чтобы можно было совершить переход к мирной жизни. Но это возможно только когда есть определенный баланс сил, когда и с той, и с другой стороны совершалось насилие. Когда же с одной стороны – военные, а с другой – гражданское население, стороны не равны. И взаимное забвение не помогает. Совершавшие насилие как раз не прочь забыть и жить, как будто ничего не произошло. А пострадавшая сторона забыть о случившемся никак не может!

Среди примеров, приведённых историком, – ситуация с Австрией, долгие годы выставлявшей себя жертвой нацизма. После получения доступа к архивам эта позиция оказалась несостоятельной: многие австрийцы служили в вермахте. Сходное произошло и с темой коллаборационизма во Франции. Картина усложнилась, народам пришлось к этому приспособиться и создать новый, более сложный национальный дискурс, в котором есть место не только «героическому прошлому», но и преступлениям. В России же проблемные темы ныне замалчиваются или подменяются фальшивой героизацией, пафосной пропагандой. Этой проблемы коснулась и Елена Образцова – главный редактор Калининского Мартиролога и книги памяти жертв политических репрессий по Калининской области, попутно оспорив устоявшееся выражение про «четыре миллиона доносов» периода массовых репрессий:

– Часто слышу: «по доносу арестован такой-то человек»! Это недостаток работы нас, региональщиков, которые, создавая музейные экспозиции, хотят показать как можно больше материала о людях, помянуть их любыми средствами, но забывают о существовавших тогда подзаконных актах – или очень редко их упоминают. Я вам хочу сказать, что в тех архивно-следственных делах, которые я изучала для Книги памяти и музейных экспозиций, – а это полмиллиона документов – почти нет доносов как таковых! Лишь единичные случаи... Не было такого, что в 1937 году люди начали сводить счёты и массово доносить друг на друга, и от этого начались массовые аресты. Всё это произошло с помощью подзаконного акта, ежовского приказа.

Тема доклада доцента ВГУ Владимира Рылова – «Революция 1917 года и Гражданская война: новые подходы к изучению и осмысление в России». Историк говорил и о том, насколько упрощённо многими воспринимаются те трагические события. Однажды он попал на мероприятие, где вполне буржуазно выглядящая и вроде бы образованная публика описывала своё видение ситуации приблизительно так: «Был дедушка Ленин, который хотел хорошего. Получилось у него не очень, зато теперь помещики не порют нас на конюшнях». Подобная карикатуризация на основе былых идеологических штампов, конечно, тоже проявление общественного беспамятства, каким бы ни было наше отношение к тому, что происходило после 1917 года (в докладе нашлось место и для описания современных трактовок тех событий).

В завершение конференции обсудили тему «Нужно ли нам покаяние?» Прозвучала мысль о том, что этот духовный опыт очень важен в деле работы с трудным прошлым, с преодолением его наследия, восстановления памяти. Хотя кандидат социологических наук, директор Центра методологии федеративных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Дмитрий Рогозин признался – он не очень понимает, что такое «модель покаяния»:

– Есть тут языковые ловушки: что значит «каяться»? Для многих понятие несёт оттенок, связанный с виной. И это встречает непонимание. Рассуждая о том, нужна ли модель покаяния и как с ней работать, призываю: не обязательно идти с этими словами и концепциями к людям напрямую! Гораздо эффективнее двигаться от их понимания текущих проблем. Например, проблем насилия, наркомании, колоссальной несправедливости в обществе. Это очень сильно связанные вещи! Чтобы говорить о системе покаяния, надо вести разговор о человеческой жизни, о справедливости, достоинстве, недопустимости насилия… Но для начала – дать человеку высказаться!

Дискуссии о прошлом особенно важны в нынешних российских условиях. Как отметил один из участников, даже в годы террора люди «жили, любили, рожали детей», и то время нужно не проклинать или безоговорочно принимать – надо говорить о нём, чтобы были услышаны разные точки зрения.

Источник: газета «Коммуна» | № 89 (26937) | Пятница, 22 ноября 2019 года


Возврат к списку