Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Времени тонкая нить

22.11.2019

Археология | Результаты работы областной молодёжной археологической экспедиции «Возвращение к истокам» позволяют расширить наши представления о древнейших скотоводах воронежского края

Валерий БЕРЕЗУЦКИЙ,


кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России
Воронежского государственного педагогического университета

Втретьем тысячелетии до н.э. на обширных просторах Европы и Азии произошли климатические изменения. Повышение температуры при сокращении количества выпадаемых осадков привело к кризису земледельческого уклада жизни. В степи Восточной Европы появляются первые кочевники – скотоводы, главным источником существования которых становится разведение скота, а самым востребованным животным – овца, неприхотливая, дающая и мясо, и молоко, и шерсть, и теплую одежду из шкур.

Изменения климата затронули все ландшафтные зоны, в том числе и лесостепь. Однако климатические изменения, коснувшиеся лесостепи, не были столь глубокими, как в степной зоне. И сюда, на лесостепное разнотравье, из степи приходят первые кочевники – скотоводы, осваивая берега Дона и его притоки. Это было время египетских фараонов, время древних цивилизаций Востока. Но никто из их представителей не бывал на Дону и не оставил нам информацию о том, как называли себя эти кочевники. А потому археологи пользуются для их обозначения понятием «древнеямная культура» (или сокращенно – ямная), имея в виду обряд погребения умершего в обширной прямоугольной яме, перекрытой бревнами.

В среде древнеямной культуры быстро распространился обряд погребения под курганной насыпью. Ямники – создатели курганов в степи и лесостепи Евразии. Курган – не просто земляная насыпь. Это, как полагают археологи, отражение сложных взглядов кочевников на устройство мира: в древних мифах того времени у арийских племен сохранились представления о безбрежном океане, где первым участком суши была Мировая гора, от которой и пошла суша, и вся жизнь на земле. Создавая курганные насыпи над погребениями знатных представителей своего общества, ямники не только отдавали дань уважения вождям, жрецам, но и воспроизводили миф о зарождении жизни на земле.

Лопата – верный и незаменимый помощник археолога – уперлась во что-то твердое. В ход пошли ножи и кисти. И вот появляется лепной горшок, а рядом с ним – целая горка изделий из черного, будто смола, кремня. Школьно-студенческий народ сбегается посмотреть – что там, как там? Так начались раскопки кургана древнеямной культуры в Россошанском районе у хутора Голубая Криница, которые вот уже более 10 лет ведет школьно-студенческое объединение Воронежской области «Возвращение к истокам».

В Россошанском районе – самые давние традиции проведения полевых археологических лагерей. Более 20 лет здесь не умолкает ребячий гомон в палаточном городке, что на десять дней ежегодно занимает всю длиннющую лесополосу около высокого правого берега Черной Калитвы. Многое было здесь открыто важного в научном отношении, сколько земли перекопали школьники в поисках древних свидетельств жизни, сколько эмоций забрали с собой в свою жизнь, которая теперь тревожит воспоминаниями удивительного времени и подвигает к новым поискам.


Кремневые наконечники стрел.

Погребения древнеямной культуры – редкость. Кочевники передвигались с места на место, не имея своих постоянных родовых кладбищ. К тому же в курганах хоронили далеко не всех. Вот и у Голубой Криницы уже исследовано более десяти курганов, но ни разу погребения первых скотоводов не встречались. Срочно были вызваны почвоведы. Они имеют не частую возможность провести анализ древних почв и выяснить природно-географические условия, в которых обитали ямники. А школьники и студенты внимательно, шаг за шагом, проникали в таинство погребенных представителей древнеямной культуры.

Погребений ямной культуры обнаружено два. Одному, ради которого был сооружен курган, «не повезло», впрочем, как и археологам: представители другой культуры эпохи бронзы, что через 500 лет появились здесь, «впустили» в курган своего представителя, разрушив древнеямное погребение. Но и ему «не повезло»: в курган уже в железном веке кочевники-сарматы «впускают» свое погребение, которое разрушает предыдущее. Но главным разрушителем всего и вся становится… сурок, который поставил точку в истории кургана – устроил в центре насыпи свое жилище и разбросал все и унес то, что ему мешало. Однако археологам достались каменные (кремневые) наконечники стрел, сделанные мастерски, тщательно. В насыпи во время раскопок были найдены фрагменты глиняной посуды, выброшенные из погребения. Все это и позволило отнести курган к древнеямной культуре.

Умершего из второго погребения никто не разрушил. Его сожгли на месте, в кургане. Обряд сожжения применялся не ко всем погребенным в кургане, а, видимо, по отношению к представителям знати. При нем находился целый набор из кремневых орудий труда, а также лепной глиняный горшок.

– А почему у горшка дно круглое? – спрашивает меня озадаченная школьница. – Неудобно же его ставить...

Одним из древнейших мифов многих народов был миф о создании Вселенной. А одним из сюжетов являлось такое событие: творец всего сущего (в разных культурах – это разные персонажи) раскалывает яйцо, в котором он находился, на две части. Одна часть становится небом, другая сушей. Отметим, что при изготовлении глиняной посуды арийские женщины пели песни-молитвы: при изготовлении дна – о загробном мире, верха – о небесном мире, мире богов, а когда изготавливали тулово – о нынешнем мире, в котором они жили. Иначе говоря, изготовители посуды вкладывали в ее создание идею о сотворении и устройстве мира! Интересно, что дело не ограничивалось молитвами.

Насколько серьезным был этот процесс, свидетельствуют такие данные: мужчины и дети к «рождению» посуды не допускались. Потому что это – таинство творения, таинство рождения, где в роли рожениц выступают именно женщины. Становится понятным, что в посуде воплощалась и форма расколовшегося яйца.

Яйцевидную форму (вернее, форму половинки скорлупы яйца) имеют и самые ранние сосуды эпохи бронзы, когда и распространился этот миф о рождении Вселенной (вообще же его появление относится к более ранним временам).

…Горелые куски дерева собираются и упаковываются. Они теперь послужат радиоуглеродному анализу, и мы будем иметь представление о времени совершения погребения. А кремневые орудия еще предстоит исследовать при помощи микроскопа. Следы, оставленные на кремневом лезвии ножей, скребков, помогут понять, как и для чего использовали эти предметы.

Над высоким меловым берегом Черной Калитвы стоит вечерняя тишина, изредка нарушаемая криком ворона, видно, что-то потерявшего в безбрежных степных травах. Мерно журчит вода в реке. По высокому косогору не спеша движется отара овец, подгоняемая пастухом. Все так же, как и пять с половиной тысяч лет назад. Только время другое. И хочется не упустить его тонкую нить, что связывает нас с прошлым. Чтобы понять тех, кто там остался, и самих себя…

Источник: газета «Коммуна» | № 89 (26937) | Пятница, 22 ноября 2019 года


Возврат к списку