Поиск по сайту:
22.11.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
21.11.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
20.11.2024
Государственный кадастровый учет
19.11.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
15.11.2024
Валерий БЕРЕЗУЦКИЙ,
Втретьем тысячелетии до н.э. на обширных просторах Европы и Азии произошли климатические изменения. Повышение температуры при сокращении количества выпадаемых осадков привело к кризису земледельческого уклада жизни. В степи Восточной Европы появляются первые кочевники – скотоводы, главным источником существования которых становится разведение скота, а самым востребованным животным – овца, неприхотливая, дающая и мясо, и молоко, и шерсть, и теплую одежду из шкур.
Изменения климата затронули все ландшафтные зоны, в том числе и лесостепь. Однако климатические изменения, коснувшиеся лесостепи, не были столь глубокими, как в степной зоне. И сюда, на лесостепное разнотравье, из степи приходят первые кочевники – скотоводы, осваивая берега Дона и его притоки. Это было время египетских фараонов, время древних цивилизаций Востока. Но никто из их представителей не бывал на Дону и не оставил нам информацию о том, как называли себя эти кочевники. А потому археологи пользуются для их обозначения понятием «древнеямная культура» (или сокращенно – ямная), имея в виду обряд погребения умершего в обширной прямоугольной яме, перекрытой бревнами.
В среде древнеямной культуры быстро распространился обряд погребения под курганной насыпью. Ямники – создатели курганов в степи и лесостепи Евразии. Курган – не просто земляная насыпь. Это, как полагают археологи, отражение сложных взглядов кочевников на устройство мира: в древних мифах того времени у арийских племен сохранились представления о безбрежном океане, где первым участком суши была Мировая гора, от которой и пошла суша, и вся жизнь на земле. Создавая курганные насыпи над погребениями знатных представителей своего общества, ямники не только отдавали дань уважения вождям, жрецам, но и воспроизводили миф о зарождении жизни на земле.
Лопата – верный и незаменимый помощник археолога – уперлась во что-то твердое. В ход пошли ножи и кисти. И вот появляется лепной горшок, а рядом с ним – целая горка изделий из черного, будто смола, кремня. Школьно-студенческий народ сбегается посмотреть – что там, как там? Так начались раскопки кургана древнеямной культуры в Россошанском районе у хутора Голубая Криница, которые вот уже более 10 лет ведет школьно-студенческое объединение Воронежской области «Возвращение к истокам».
В Россошанском районе – самые давние традиции проведения полевых археологических лагерей. Более 20 лет здесь не умолкает ребячий гомон в палаточном городке, что на десять дней ежегодно занимает всю длиннющую лесополосу около высокого правого берега Черной Калитвы. Многое было здесь открыто важного в научном отношении, сколько земли перекопали школьники в поисках древних свидетельств жизни, сколько эмоций забрали с собой в свою жизнь, которая теперь тревожит воспоминаниями удивительного времени и подвигает к новым поискам.
Кремневые наконечники стрел.
Погребения древнеямной культуры – редкость. Кочевники передвигались с места на место, не имея своих постоянных родовых кладбищ. К тому же в курганах хоронили далеко не всех. Вот и у Голубой Криницы уже исследовано более десяти курганов, но ни разу погребения первых скотоводов не встречались. Срочно были вызваны почвоведы. Они имеют не частую возможность провести анализ древних почв и выяснить природно-географические условия, в которых обитали ямники. А школьники и студенты внимательно, шаг за шагом, проникали в таинство погребенных представителей древнеямной культуры.
Погребений ямной культуры обнаружено два. Одному, ради которого был сооружен курган, «не повезло», впрочем, как и археологам: представители другой культуры эпохи бронзы, что через 500 лет появились здесь, «впустили» в курган своего представителя, разрушив древнеямное погребение. Но и ему «не повезло»: в курган уже в железном веке кочевники-сарматы «впускают» свое погребение, которое разрушает предыдущее. Но главным разрушителем всего и вся становится… сурок, который поставил точку в истории кургана – устроил в центре насыпи свое жилище и разбросал все и унес то, что ему мешало. Однако археологам достались каменные (кремневые) наконечники стрел, сделанные мастерски, тщательно. В насыпи во время раскопок были найдены фрагменты глиняной посуды, выброшенные из погребения. Все это и позволило отнести курган к древнеямной культуре.
Умершего из второго погребения никто не разрушил. Его сожгли на месте, в кургане. Обряд сожжения применялся не ко всем погребенным в кургане, а, видимо, по отношению к представителям знати. При нем находился целый набор из кремневых орудий труда, а также лепной глиняный горшок.
– А почему у горшка дно круглое? – спрашивает меня озадаченная школьница. – Неудобно же его ставить...
Одним из древнейших мифов многих народов был миф о создании Вселенной. А одним из сюжетов являлось такое событие: творец всего сущего (в разных культурах – это разные персонажи) раскалывает яйцо, в котором он находился, на две части. Одна часть становится небом, другая сушей. Отметим, что при изготовлении глиняной посуды арийские женщины пели песни-молитвы: при изготовлении дна – о загробном мире, верха – о небесном мире, мире богов, а когда изготавливали тулово – о нынешнем мире, в котором они жили. Иначе говоря, изготовители посуды вкладывали в ее создание идею о сотворении и устройстве мира! Интересно, что дело не ограничивалось молитвами.
Насколько серьезным был этот процесс, свидетельствуют такие данные: мужчины и дети к «рождению» посуды не допускались. Потому что это – таинство творения, таинство рождения, где в роли рожениц выступают именно женщины. Становится понятным, что в посуде воплощалась и форма расколовшегося яйца.
Яйцевидную форму (вернее, форму половинки скорлупы яйца) имеют и самые ранние сосуды эпохи бронзы, когда и распространился этот миф о рождении Вселенной (вообще же его появление относится к более ранним временам).
…Горелые куски дерева собираются и упаковываются. Они теперь послужат радиоуглеродному анализу, и мы будем иметь представление о времени совершения погребения. А кремневые орудия еще предстоит исследовать при помощи микроскопа. Следы, оставленные на кремневом лезвии ножей, скребков, помогут понять, как и для чего использовали эти предметы.
Над высоким меловым берегом Черной Калитвы стоит вечерняя тишина, изредка нарушаемая криком ворона, видно, что-то потерявшего в безбрежных степных травах. Мерно журчит вода в реке. По высокому косогору не спеша движется отара овец, подгоняемая пастухом. Все так же, как и пять с половиной тысяч лет назад. Только время другое. И хочется не упустить его тонкую нить, что связывает нас с прошлым. Чтобы понять тех, кто там остался, и самих себя…
Источник: газета «Коммуна» | № 89 (26937) | Пятница, 22 ноября 2019 года