Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Атаманская стройка особого значения

25.11.2019

Вернее будет сказать так: кошевой атаман Северо-Донского войска Александр Рыбенко взял личное шефство над реконструкцией Казанского храма в селе Владимировка Лискинского района Воронежской области.

На снимке: проект реконструкции храма во Владимировке обсуждают (слева направо) кошевой атаман Александр Рыбенко, товарищ войскового атамана Алексей Пчельников, атаман Северо-Донского казачьего войска Виктор Галушкин и советник губернатора, ответственный секретарь рабочей группы по делам казачества в Воронежской области Александр Сафронов.

Если кто не знает, кошевые атаманы отвечают за материальное обеспечение войсковой деятельности. Как тому и надлежит быть, казачий полковник Рыбенко по-деловому решает все те вопросы, которые возникают у станичных и хуторских атаманов по восстановлению церквей на соответствующих территориях.

Но так уж устроен Александр Николаевич: ему «очень надо» вплотную заниматься проблемами храмов – «всех и отдельно взятого».

– Увы, я тут не оригинален, – говорит он. – Возьмём, к примеру, геройского участника все войн Российской империи конца XVIII – начала XIX века, прославленного атамана Войска Донского Матвея Ивановича Платова. Его имя, между прочим, носит наш подшефный кадетский корпус в Верхнемамонском районе…

Оказывается, атаман Платов (1753-1818) при всякой возможности помогал православным церквям, ибо «казак без веры Христовой слаб, и лишаться её не должон». Однажды он даже послал на «возобновление» разграбленных французами храмов Донского монастыря десять пудов серебра, отбитого казаками у неприятеля. А «первостатейным делом всей своей преклонной жизни» считал строительство Вознесенского войскового патриаршего собора в Новочеркасске – здесь «громитель турок, Вихрь-атаман» основал в 1805 году столицу донского казачества.

Вполне естественно, что кошевой атаман Рыбенко придаёт большое значение примеру своего «коллеги» – знаменитого куренного/кошевого атамана Антона Андреевича Головатого (1732, по другим данным – 1744-1797). Тот был одним из основателей великодержавного «Войска верных казаков» на Таманском полуострове и создателем Черноморской казацкой флотилии, но даже при этом «всегда держал на личном интендантстве» церковь в своём родном селе Новые Санжары (Полтавщина). Помимо этого, много жертвовал в походах на храмы, а после неких «жизненных обстоятельств и раздумий» вложил огромные средства в строительство первой православной церкви на Кубани (станица Тамань).

Для атамана Рыбенко «самая близкая сердцу церковь» – это храм Рождества Пресвятой Богородицы в родном селе Щучье, построенный в 1881 году. Так уж сложилось, что его восстановление началось ровно через 130 лет, в 2011-м. А уже через два года состоялось торжественное освящение куполов. По совершении подобающего чина митрополит Сергий вручил архиерейские Благословенные грамоты «за усердие в церковном строительстве» президенту Группы компаний «ЭкоНива» Штефану Дюрру и исполнительному директору ООО «ЭкоНиваАгро» Александру Рыбенко.

Разумеется, к сегодняшнему дню храм преобразился. Ещё в марте текущего года художники украсили своды главного купола основными Библейскими сюжетами. В сентябре на время престольного праздника были убраны строительные леса, и все «возрадовались произошедшему обновлению».

По словам настоятеля храма протоиерея о.Александра, «работы у художников ещё очень много, но с Божьей помощью всё уладится». При этом священник считает, что «надо неустанно благодарить за материальное обеспечение трудов праведных господина Штефана Дюрра и Александра Николаевича Рыбенко».

К слову, в 2015 году состоялся чин новоосвящения храма Рождества Пресвятой Богородицы, после которого митрополит Сергий торжественно прибавил к архиерейским грамотам обоих руководителей очередные, высокие награды Русской Православной Церкви: Дюрр был отмечен орденом Сергия Радонежского, а Рыбенко – патриаршей грамотой. Оно и понятно: эти люди способствуют восстановлению как означенного, так и многих других храмов, расположенных на огромной территории, входящей в «зону влияния» Группы компаний «ЭкоНива».

Вообще же, сложно перечислить всё то, что сделал и делает Александр Рыбенко не только для благоукрашения храма в Щучьем, но и для обеспечения «нормальной жизнедеятельности» местного церковного прихода. Тут и паломнические поездки, и различные мероприятия в детской воскресной школе, и помощь православным мирянам, и многое другое.

В данном случае Александр Николаевич памятует об «интендантстве» кошевого атамана Головатого, сохранявшего верность православной церкви в своём родном селе, и предпочитает выступать как «лицо частное». Именно поэтому клир и прихожане зачастую благодарят Рыбенко за «отзывчивость и содействие» как депутата Воронежской областной Думы и «уважаемого земляка».


Александр Рыбенко заботится о храме в селе Щучье с учётом того, что он – народный избранник. Ранее Александр Николаевич был депутатом сельского, затем районного Совета, а с сентября 2015 года является членом регионального парламента.

Между прочим, Александр Рыбенко занесён в «Книгу почёта Лискинского муниципального района Воронежской области». Он удостоен трёх региональных наград – почётного диплома «За доброту и милосердие», знаков отличия «За заслуги перед Воронежской областью» и «Благодарность от земли Воронежской». Кроме того, Рыбенко имеет Грамоту Министерства сельского хозяйства РФ, Благодарность Президента Российской Федерации, а также медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени и медаль «Патриот России».

Говоря сухим, «протокольным» языком наградных представлений, бывший бригадир, инженер и председатель колхоза-СХА «Тихий Дон» (с.Щучье и Переезжее) Александр Николаевич Рыбенко является не только талантливым организатором сельскохозяйственного производства, но и успешным зональным менеджером-управленцем ГК «ЭкоНива», который в течение последних семнадцати лет всячески способствует возрождению десятков сёл в Воронежской области. И вообще, ему ли не знать все деревенские проблемы: в течение десяти лет Рыбенко неустанно трудился на посту главы сельской администрации Щучинского поселения.

– Надо всякий раз иметь в виду: Александр Николаевич не любит громких слов, хотя подаёт достойный пример православного веропочитания даже на уровне своей семьи, – говорит настоятель храма в селе Щучье о.Александр. – В итоге можно говорить и о том, что образовалась вот какая славная традиция: по праздникам стараниями нашей прихожанки Елены Александровны Рыбенко храм наполняется свежими цветами. Замечательные флористические композиции украшают резной иконостас и аналой с иконой Рождества Пресвятой Богородицы.


Вот этот Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Щучье обрёл своё былое великолепие и благодаря усилиям Александра Рыбенко.

Тем не менее, считает Александр Рыбенко, пришло время уделить пристальное внимание ещё одному храму. Во-первых, восстановительные работы на церкви в Щучьем «неотвратимо» близятся к завершению. Во-вторых, у него был серьёзный повод для того, чтобы последовать ещё одному примеру кошевого атамана Головатого – тоже направлять свои сбережения на строительство конкретного храма.

… К сожалению, от этого факта никуда не деться: в октябре 2018 года неблагоприятные обстоятельства сложились так, что в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Щучье был совершён необычный молебен – о здравии Александра Николаевича Рыбенко и его близких. Те «понесли тяжкие душевные и физические муки по злому умыслу корыстных людей».

Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что вскоре после этого кошевой атаман усилил внимание к церковному аспекту в своей войсковой деятельности и взял личное шефство над реконструкцией Казанского храма во Владимировке.

Разумеется, этот «объект» выбран не случайно: мало того, что до означенного села из Щучьего «рукой подать», так ещё и «ЭкоНиваАгро» имеет в его окрестностях свой животноводческий комплекс. Многих здешних мирян и прихожан Рыбенко знает лично десять, а то и более лет.

Наряду с этим, свою роль сыграло то обстоятельство, что историческое прошлое сёл Щучье и Владимировка тесно связано с казачеством.

Полагаю, будет не лишним привести кое-какие подробности краеведческого характера, которые, разумеется, хорошо известны кошевому атаману – он вообще ценит «преданья старины глубокой».

Считается, что Щучье основано в начале 1700-х годов украинскими казаками, бежавшими от гнёта польских панов. Правда, те поначалу соблазнились исключительно донскими лугами и просторами – устроили скотные дворы в местечке, которое и поныне известно как Селище. Затем двигались постепенно к «воде и рыбе»: образовали хутор Переезжий, а потом и слободу Щучью.

Первоначальное название Владимировки, основанной рядом с родником-криницей, – хутор Крыныця, поскольку первопоселенцами были «хохлы»-скотоводы из соседнего села Колыбелка. Тогда, в середине XVIII века, они являлись прямыми потомками украинцев-черкасов из Острогожского казачьего полка полковника Ивана Дзиньковского. Заметьте, поначалу Колыбелка получила название Полковницкой деревни (1655).

К концу XVIII века в Кринице-Крыныце, расположенной в благодатном месте – всего в двух верстах от Дона – поселились также казаки-однодворцы из сёл Ендовище и Подклетное (Землянский и Воронежский уезды).

После того, как помещик Владимир Тевяшов построил здесь в 1796 году Богоявленскую деревянную церковь, хутор Криница стал называться селом Владимировка. В 1893 году архиепископ Воронежский и Задонский Анастасий благоговейно освятил здесь новое приходское здание – «прекрасную каменную церковь на 1000 человек с трехъярусным иконостасом», которая ныне именуется храмом Казанской иконы Божией Матери.

К сожалению, сейчас состояние этой церкви повергает в уныние, но только не Александра Рыбенко и его единомышленников «во главе» с товарищем (заместителем) атамана Северо-Донского казачьего войска Алексеем Пчельниковым. Он, к слову, хорошо известен жителям лискинского Придонья.

Будучи родовым казаком и атаманом станицы Лискинской, Алексей Петрович положил много трудов на храмовое строительство и обустройство. Как установить купола на конкретную церковь «агромадной высоты», как устранить обвал в заброшенном меловом храме и поработать до изнеможения в монастыре… – про всё это он знает не понаслышке.

Справедливости ради надо сказать, что атаман Рыбенко – далеко не единственный православный мирянин, который жертвует личные деньги на восстановление храма во Владимировке. Широко известный в России благотворительный фонд даже собрал недавно двести с лишним тысяч рублей (средства, в основном, пожертвовали уроженцы села и выходцы из него). Но всё равно, всё это – капля в море по сравнению с тем, что предполагаемые капиталовложения в общий объём строительно-монтажных работ составляют многомиллионную сумму.

Хорошо ещё, что в прежние годы прихожане, благочиние и местные хозяйственные руководители не раз предпринимали попытки начать основательную реконструкцию церкви. Им даже удалось в 1990-е годы заменить совместными усилиями крышу и восстановить алтарь, а в 2010-е годы были сделаны обмеры, подведены основные коммуникации, посильно обустроен молельный дом. Однако мешали различные проблемы организационного характера, которыми кто-то должен заниматься изо дня в день. Нелёгкая эта ноша, согласитесь…

Не стану утомлять читателей долгим перечислением всего того, что удалось сделать за последние месяцы «атаманской бригаде» казачьего «прораба» Алексея Пчельникова, а также настоятелю храма иерею о.Дмитрию, главе Петропавловского сельского поселения Василию Климову и «всем другим заинтересованным лицам». Отмечу только три примечательных факта: церковь «оделась» в строительные леса, уже сняты купола и шпиль звонницы, внешние стены полностью очищены от старой штукатурки с помощью пескоструйной установки.

Главное, как шутит казачий полковник Алексей Пчельников, «всё идёт строго по плану, но со всплесками аврального энтузиазма».

– А если говорить серьёзно, – итожит атаман Северо-Донского войска Виктор Галушкин, – кошевой атаман Рыбенко никогда не бросает слов на ветер и всегда доводит начатое дело до логического конца.

А раз так, то рано или поздно Казанский храм во Владимировке будет отремонтирован. Дело это, по всему выходит, многотрудное, затратное и долгое. Только ведь и в Щучьем церковь не сама собою воссияла! Уже прошло восемь долгих лет с начала восстановительных работ. Но что они, по сравнению с тем, что стоять храму «надлежит» в веках!..

Если же «не мудрить с эпитетами шибко», то проще всего привести в заключение казачью мудрость, извлечённую краеведами из глубины веков: кто к Богу – к тому не только Бог, но и Божья матерь, и щедрый Дон в придачу.

Николай СТАРЫХ, есаул.


Возврат к списку