Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Искусство как диктант

12.12.2019

Вернисаж | Художник-сценограф из Ростова-на-Дону Степан Зограбян показал воронежцам «Чёрно-белый театр»

В арт-галерее Камерного театра демонстрируются 42 авторские работы, объединённые по тематическим сериям. Одна из них названа «Классики. Фото, Ч/Б»: художник изобразил таких писателей, как Михаил Булгаков (рядом с ним – огромный белый Кот-Бегемот играет на тромбоне), Редьярд Киплинг, Даниил Хармс.

Виталий ЧЕРНИКОВ


А вот герои серии «Опера. Персонажи»: Дон Жуан и Командор, Демон и Тамара, Жанна д'Арк. Работы выполнены в различных техниках, таких как тушь, черная и белая гуашь, тушь-перо, итальянский карандаш. Двухцветный мир художника тем не менее выглядит весьма пёстрым: есть в нём место и реальным историческим персонажам – изображённым порой в весьма фантастическом, порой даже гротескном контексте, и красивым, не всегда нуждающимся в расшифровке образам.

– Мы вообще хотели бы, – напомнил собравшимся художественный руководитель Камерного Михаил Бычков , – чтобы галерея прежде всего становилась тем местом, где сценографы могли бы показать себя не в театральном своём качестве. Сейчас возвращаемся к такой возможности.

Степан Зограбян, лауреат «Золотой маски» и Всемирной выставки «Пражская Квадриеннале», с 1975 года оформил около 250 спектаклей. В настоящее время он – главный художник Ростовского государственного музыкального театра. Дружба у художника с нашим Камерным давняя (она началась после того, как труппа приехала летом 1994-го в Ростовна-Дону на первые гастроли), хотя над его спектаклями Зограбяну пока поработать не довелось.

Совсем недавно большая персональная выставка Степана Зограбяна с успехом прошла в столичном театральном музее имени А.А.Бахрушина. В Воронеже можно увидеть часть – приблизительно половину – той экспозиции.

На вопрос, как рождаются его серии, художник ответил:

– По-разному. Это же не запланированный процесс! Наверное, есть художники, которые планируют: «Вот у меня будет серия!». А у меня всё спонтанно происходит. Про ту, которая посвящена писателям, было ясно, что получится целый цикл. А есть работы, которые просто появляются, а потом смотришь и думаешь: она может быть парой к другой… Не знаю, откуда это возникает. Может быть, во сне родилось. Или откуда-то из космоса! Мне одна знакомая, театральный критик, рассказывала, как встретила однажды Андрея Вознесенского. Тот был хмурый. Она спрашивает: «Андрей, что с вами?». Вознесенский отвечает: «Очень боюсь, диктант прекратится» – «Какой диктант?» – «Я вчера хотел поработать. Ничего не диктуют!». Мне кажется, что художник только так и должен работать. Творчество – это же эмоциональное больше, а не рациональное!

Источник: газета «Коммуна» | № 95 (26943) | Пятница, 13 декабря 2019 года


Возврат к списку