08.11.2022
326 лет назад, 30 октября 1696 года, по представлению царя Петра I Боярская Дума приняла постановление «Морским судам быть!». Это стало первым законом о военно-морском флоте и официальной датой его основания. А на прошлой неделе корреспонденты «Коммуны» встретились с
председателем областного общества императора Петра I, доктором технических наук, профессором ВГУИТ Сергеем ШАХОВЫМ. За шесть лет деятельности некоммерческой организации в Воронежской области было проведено большое количество культурно-просветительских мероприятий, а жители других регионов и даже стран узнали о Воронеже как о Петровском городе, где строился Военно-морской флот. Но так было не всегда.
Горячие дискуссии
– В 2016 году члены нашего общества приняли участие в научно-исторической конференции в Санкт-Петербурге, где обсуждали, какой же регион считать родиной русского военного кораблестроения. Встретили нашу делегацию вопросом: «А что тут делают воронежцы?», – начал разговор Сергей Васильевич. - Пришлось напомнить о том, что строительство военных кораблей началось именно на юге России, где Османская империя закрывала выход в Азовское море. Взор Петра пал на Воронеж, откуда – самый короткий путь до Азова. К тому же здесь было много опытных корабельных дел мастеров, уже много лет строивших речные суда. В январе 1696 года на донских верфях Воронежа и в подмосковном селе Преображенском началось масштабное строительство кораблей, судов. Уже к маю 1696 года флотилия была готова, и её незамедлительно отправили по Дону в Азовское море. На этот раз Азов был взят. Столь удачный опыт убедил Петра I, что нужно строить большие боевые корабли с сильным артиллерийским вооружением. Боярская Дума идею царя поддержала, постановив: «Морским судам быть!». Утверждается обширная программа военного судостроения. Значение собственного флота в те времена сложно переоценить. Тогда господство на море обеспечивало статус империи. И Воронежский край в этом сыграл ключевое значение.
По словам Сергея Шахова, строительство Азовской флотилии отразилось и на самом Воронеже – интенсивное судостроение привело к большим преобразованиям в культурном и экономическом плане. В Воронеже и в его окрестностях на интересы флота работало более 100 предприятий, мастерских. Изменился и облик города – здесь строилось много жилья. А когда Пётр I уезжал в наш город, государственные деятели и дипломаты говорили, что царь убыл в свой второй Саардам (в этом голландском местечке император учился корабельному мастерству).
– Бесценный опыт, полученный при строительстве новых кораблей на воронежских верфях, Пётр затем использовал при создании Балтийского флота и сооружении Санкт-Петербурга. К юбилею Петра Великого мы заказали медали, на оборотной стороне которых выбиты его слова: «Небывалому быть!». Это как раз тот случай, когда, преодолевая огромные трудности, молодому царю удалось построить флот, заставить уважать Россию.
Просветительская работа
Как рассказал Сергей Шахов, при создании в 2016 году Воронежского общества Петра Великого в первую очередь руководствовались желанием возродить интерес людей к эпохе Петра I. А это можно сделать только через просвещение.
В первый же год существования организации было проведено почти сто мероприятий. Подвели итоги работы расширенной конференцией. А на следующий год прошла международная научно-практическая конференция «Воронежский край в эпоху Петра I», в которой приняли участие краеведы, историки из многих регионов России и стран зарубежья. В 2017 году в Сербии была издана коллективная монография «Наследие Петра Великого в культурно-исторических объектах Воронежского края».
– В том, что Международный аэропорт Воронеж-Чертовицкое получил право называться ещё и именем царя Петра I, есть и толика нашего труда, – поделился Сергей Васильевич. – Мы провели большую работу, чтобы воронежцы проявили активность в голосовании. За имя Петра I боролся также аэропорт Санкт-Петербурга, но жители города на Неве отдали ему меньше голосов, чем воронежцы.
Доброй традицией, по словам Сергея Шахова, стало проведение телемостов. Начало положил диалог с общественниками из Санкт-Петербурга, которые собрались на борту деревянного петровского линейного корабля «Полтава». После горячей дискуссии они всё же согласились с тем, что именно с 58-пушечного линейного корабля «Гото Предестинация», копия которого заняла достойное место у Адмиралтейской площади, началась история развития регулярного Военно-морского флота. В этом году также провели телемост с Санкт-Петербургом, расширив диапазон участников. К разговору пригласили сотрудников Торгово-промышленной палаты Ленинградской области, общественников из Астрахани, Луганска, Краснодона и других городов.
– В этот юбилейный год провели очень много мероприятий, – говорит Сергей Шахов. – Это и научные конференции, и Петровские ассамблеи, и подведение итогов детских рисунков и многое другое. Важно, что наша просветительская деятельность окупилась сторицей: нас знают, признают за нами звание «Воронеж - родина Военно-морского флота».
Фото: govvrn.ru