Поиск по сайту:
22.11.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
21.11.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
20.11.2024
Государственный кадастровый учет
19.11.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
15.11.2024
Какие-то секунды я даже засомневался: а Пресняков ли это, Владимир Алексеевич?
Никогда в жизни не видел его с бородой, хотя и знаю лет тридцать, не меньше. А тут - окладистая, аккуратная седая бородка, взгляд несколько отрешённый, массивная трость с резной ручкой…
- Владимир Алексеевич, не узнал вас… - извинительно-растеряно признался я.
- Что, борода моя смутила? – усмехнулся он. – Так это производственная необходимость. Девчонки-студентки в художественном училище решили написать мой портрет. Но захотелось им, видите ли, чтоб я был с бородой. Пришлось отрастить...
Четвертого марта Заслуженному художнику РСФСР Владимиру Преснякову исполнилось 85 лет, а он по-прежнему преподает в Воронежском художественном училище.
И каждый день – обязательно приходит в свою мастерскую. Работа для него всегда находится.
На нынешней персональной выставке в зале на улице Пушкинской (всего же он участник 27 вернисажей - республиканского и всероссийского уровней) царит какая-то удивительная атмосфера. На матово белых стенах - линогравюры, офорты, литографии, цветные линогравюры и резцовые гравюры – в общем, весь жанровый спектр художника-графика. Не доминируя и не выделяясь, они создают какое-то ровное, умиротворяющее звучание.
Это словно подталкивает целенаправленно двигаться от листа к листу, вглядываться и внимательно рассматривать каждую работу. Так, как разглядываешь в детстве иллюстрации к сказкам; и при этом что-то домысливаешь, фантазируешь, дорисовываешь.
И тут я вспомнил, что это возникшее чувство имеет под собой абсолютно твёрдую основу. Пресняков, поступив до войны в Воронежское художественное училище (там ещё работал выдающийся А.А.Бучкури), помотавшись кочегаром на «железке» во время войны, сдав экзамены на помощника машиниста, после всего этого осилил курс наук в Московском полиграфическом институте. Поэтому книжная графика – его исконное мастерство.
А вот и сказки. Русские народные, Александра Сергеевича Пушкина, ершовский «Конёк-Горбунок». Кстати, последняя из названных книжек хранится у меня дома, её мне подарили на день рождения в 1968 году. Иногда и сейчас, перебирая книги домашней библиотеки, нет-нет, а раскрою, полистаю «Конька-горбунка». А рядом соседствуют на полке другие сборники, к которым книжный график Пресняков приложил свои руку и фантазию: сборники стихов Людмилы Бахаревой, Владимира Гордейчева, Анатолия Жигулина, Алексея Кольцова, Ивана Никитина.
- Хоть ты меня и не узнал, - улыбается Владимир Алексеевич, - но богатым я не стану…
- Что так?
- Говорят, что графика никому сейчас не нужна. Не востребована, то есть. Ты посмотри, как нынче книги оформляются – это же настоящий кич! Главное - чтоб бросалось в глаза и заставляло лезть в кошелёк…
Он говорит - как и рисует: неспешно, обстоятельно, с деталями и подробностями – «с чувством, с толком, с расстановкой».
- А знаешь, будь у меня миллион, что бы я сделал? – в его голосе слышатся несколько торжественные нотки. И тут же сам отвечает: – Переиздал бы сборник Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» со своими иллюстрациями. И не мизерным тиражом – а тысяч тридцать экземпляров. Вот увидел бы, все б до одной книги разошлись!..
Были бы у меня деньги, то я бы, конечно, купил «Автопортрет» Преснякова. Работа – ранняя, 50-й год, написана углём, с пронзительным чувством времени. Оно – и в волосах, расчёсанных на пробор, и в отложном воротнике рубашки, и в повороте головы… «Автопортрет» - из той поры, когда 24-летний лискинский парень, который, казалось, совсем ещё недавно кочегарил на железной дороге («Не кочегары, мы не плотники», - распевал на всю страну другой наш земляк, киноактёр Николай Рыбников), и вот уже преподаёт в архитектурно-строительном техникуме живопись и рисунок.
К Владимиру Алексеевичу Преснякову у меня особенное отношение ещё и потому, что он работал – и довольного долго – художником в нашей «Коммуне».
- Журналисты были – асы! - говорит он с горячностью. – Некоторые начинали ещё в середине тридцатых годов – Лев Григорьевич Райскин, Борис Митрофанович Подкопаев, Фёдор Фёдорович Шаталов, Михаил Николаевич Морев. А вот редактор на ту пору был самый молодой в стране из руководителей газет - Борис Иванович Стукалин. Он-то и пригласил меня на работу в «Коммуну».
Чуть помолчал, добавил:
- А жалею больше всего о том, что не создал портретную галерею журналистов-«коммуновцев». Какие характеры, какие выразительные лица! Тот же Лев Райскин – интереснейшая была модель для портретиста. Я бы его мог и сейчас, по памяти, написать…
…В Выставочный зал на улице Пушкинской ввалилась шумная студенческая ватага. Окружили Преснякова - и сразу же с вопросами. Оказалось, что это второкурсники нового направления филологического факультета ВГУ – книжного дела.
- Погодите… - слегка отстранился Владимир Алексеевич – Вы сначала посмотрите выставку, а тогда поговорим, обсудим. Как профессионалы.
Чуть выждал и добавил с улыбкой:
- Ну, как начинающие профессионалы…
Автор: Виктор Силин.
Источник: «Коммуна», № 50 (25481), 08.04.10г.