Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Памятник и память

10.04.2010

Ко Дню города в Воронеже должен появиться монумент погибшим в боевых действиях в мирное время

Седьмого апреля в Воронежском муниципальном выставочном зале на улице Кирова состоялось подведение итогов конкурса на проект единого памятника воронежцам, погибшим в боевых действиях в Афганистане, на Северном Кавказе и в других войнах и локальных конфликтах.

Первоначально речь шла о памятнике «афганцам», и этой истории уже более двух десятков лет. Впервые о нем заговорили в 80-е годы, когда еще шла Афганская война. Начали собирать денежные средства, проводить конкурсы проектов. Из этой затеи ничего не получилось. Начались реформы. До памятников ли «афганцам» было в начале 90-х, когда рушились страна, общественный строй и главным был вопрос элементарного выживания?! В результате инфляции, деноминаций собранные деньги «благополучно сгорели».

Вернулись к этой идее уже в новое время, в начале 2000-х. Только теперь решено было продвигать мысль об установке общего памятника, объединяющего погибших не только в Афганистане, но и в других локальных войнах и конфликтах, в том числе на Северном Кавказе.

Городские власти выделили место у Центрального автовокзала. Был установлен и освящен закладной камень. Но не повезло: вокруг земель у вокзала начались «закулисные игры», «афганцам» дали понять, что это «лакомый кусок» и для других проектов, а деньги, как известно, у нас решают все... Городские власти предложили новое место – на Задонском шоссе, в одном ряду с памятником Славы.

Когда «афганцы» согласились уже с новым вариантом, им настойчиво стали навязывать место на Левом берегу, рядом с музеем-диорамой.

Чтобы поставить точку в этом вопросе, им пришлось напрямую обратиться к мэру Сергею Колиуху: быть или не быть такому памятнику в Воронеже?! На встрече с участием Владимира Михайленко и Виктории Добровольской - председателей областных организаций «афганцев» и семей погибших - глава Воронежа пообещал ко Дню города, в 2010 году, такой памятник установить (то есть, если он появится, то это будет исключительно заслугой Сергея Колиуха).

Председатель областной организации семей погибших Виктория Добровольская
Председатель областной организации семей погибших Виктория Добровольская
эмоционально отстаивает свою позицию. Фото Михаила Вязового.

Глава города поручил провести конкурс проектов, которые и были выставлены на общедоступной выставке в зале на улице Кирова. Любой желающий мог осмотреть эскизы работ, оставить свои отзывы.

Предысторию с попытками увековечения памяти погибших в боевых конфликтах в мирное время, я рассказал для того, чтобы было понятно, почему заседание городской Комиссии по культурному наследию и Общественного художественного совета при главе городского округа город Воронеж в выставочном зале проходило так бурно и эмоционально. В какой-то момент даже создалось впечатление, что дискуссия зайдет в тупик. Понять эмоции «афганцев» и родителей погибших тоже можно: слишком медленно и мучительно долго решается вопрос.

На заседании обсуждались и место установки, и сами проекты (из которых, кстати, ни один не получил безоговорочной поддержки). В результате тайного голосования большинством голосов членов комиссии был отобран проект скульптора Алексея Дикунова и архитектора Романа Купавцева. Поскольку к победившему проекту немало претензий, руководитель городского Управления культуры Иван Чухнов предложил компромиссное решение: «Проект ляжет в основу памятника. А каким он будет в бронзе, еще будем обсуждать».

Проект памятника Алексея Дикунова и Романа Пупавцева, признанный
Проект памятника Алексея Дикунова и Романа Пупавцева, признанный
победителем конкурса. Фото Михаила Вязового.

Почему был выбран проект Дикунова, объясняется просто. Скульптор вылепил фигуру кавалера трех орденов Красной Звезды, начальника разведки мотострелкового полка, 26-летнего капитана Юрия Лукьянчикова. А когда за воплощенным в материале образом стоит яркая судьба, то, чаще всего, это и обеспечивает ему успех. И еще: никакая глыба бесчувственного гранита не способна передать тех чувств, эмоций, запечатлеть ушедшую эпоху, как это может быть сделано в фигуре человека. Кстати, и посетители выставки, оставившие свои отзывы, остановились тоже на этом проекте.

Долгим и трудным было обсуждение вариантов места установки памятника. Один из присутствующих архитекторов назвал Воронеж «экспериментальной площадкой для неудачных решений». Его слова: «Мы допустили ошибку, разрешив установку памятника Лизюкову рядом с памятником Славы. Если установим там же и «афганцам», то это будет очередной ошибкой с архитектурной точки зрения».

Поскольку договориться не удавалось, рейтинговым (ни к чему не обязывающим) голосованием члены комиссии попытались определиться с местом установки. Большинство высказались за площадку рядом с часовней у Коминтерновского кладбища (по Московскому проспекту). Этот вариант был озвучен одним из архитекторов уже в ходе дискуссии.

Алексею Дикунову и Роману Пупавцеву предложили подумать, как «вписать» новый монумент в архитектурный ансамбль памятника Славы и часовни. И потом вновь вернуться к обсуждению вопроса, где он будет стоять.

Впрочем, даже такое решение можно считать уже определенным прорывом в многолетней борьбе за памятник.

Напомним, что после Великой Отечественной войны советские солдаты и офицеры участвовали в двух десятках войн и конфликтов практически во всех уголках земного шара. Только Афганскую войну (1979-1989гг.) прошли более пяти тысяч воронежцев; каждый десятый из них уже ушел из жизни. На ней погибли и были захоронены на территории Воронежской области 138 человек. Всего же, с учетом преданных земле в других регионах, в нашей области проживают 162 семьи погибших и пропавших без вести «афганцев».

Автор: Виктор Руденко

Источник: «Коммуна», № 52 (25483), 10.04.10г.


Возврат к списку