Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Краеведение. Древности Воронежа

14.04.2010

(Продолжение. Начало – в №13 и №14 «Воронежской недели»

Городу Воронежу исполняется 425 лет. Много это или мало* По сравнению с человеческой жизнью – много, если же судить по историческим меркам – срок весьма небольшой

Профессор Василий Алексеевич Городцов – один из крупнейших российских археологов, внёсший выдающийся вклад в развитие отечественной археологии. Под его руководством разработаны основы первобытной археологии, раскопана целая серия разновременных археологических памятников на территории Восточной Европы, им подготовлена замечательная плеяда археологов. Большой вклад внёс В.А.Городцов в музейное дело, да и в целом в культурное строительство страны.

Профессор В.А.Городцов (1860-1945гг.) – один из крупнейших археологов, внесший выдающийся вклад в развитие отечественной археологии.
Профессор В.А.Городцов (1860-1945гг.) – один из
крупнейших археологов, внесший выдающийся вклад
в развитие отечественной археологии.

Не кому-нибудь, а именно В.А.Городцову посчастливилось найти осенью 1897 года поистине мировую находку - глиняный горшок с круговой, сделанной до обжига, надписью из 15 знаков в селе Алекановка Рязанской губернии, а затем, в 1898 году, ещё два обломка с надписями - так называемое алекановское письмо.

Это было древнеславянское письмо «без устроения», о котором писал черноризец Храбр ещё в IX веке в своем «Сказании о письменах», так называемые черты и резы. Долгое время текст не поддавался прочтению, и только Т.Ф.Турчанинов нашёл к нему ключик. Первые восемь букв текста читаются как «славутие». Видимо, речь идёт о хозяине горшка.

В уме Василий Алексеевич держал другое, более древнее. Воронежские «Частые курганы», словно магнит, притягивали к себе ведущего археолога страны.

«Урочище «Частые курганы», - пишет руководитель поисков, - представляет собой высокое поле, с которого открывается обширный кругозор как в сторону долины реки Дон, так и в сторону города Воронежа. В урочище располагалось 27 курганов, из которых ранее было раскопано 14, и нашей экспедицией было раскопано четыре кургана, один курганообразный холм загадочного назначения и один курган более древнего времени». Таким образом, перед взорами экспедиционеров предстали 27 скифских курганов.

Бронзовый котел из «Частых курганов».
Бронзовый котел из «Частых курганов».

В кургане №1 высотой 2,5 метра и окружностью около 120 метров были явственно видны следы работы грабителей, чуть ли не современников захороненных. Тем не менее, были найдены амфора и железный нож со следами костяной рукоятки. В других курганах были обнаружены коллективные погребения, энохоя – чаша, а рядом с ней - железный нож, скифский бронзовый котёл и 24 бронзовых прорезных колокольчика, глиняное пряслице, янтарные бусины, а также 18 треугольных и три фигурных золотых бляшки, изображавшие оленей.

В последнем кургане были найдены скипевшиеся железные стрелы, золотое колечко, железный топор, бронзовые бляшки.

В.А.Городцов относит все захоронения к VI-V векам до нашей эры. Учитывая то обстоятельство, что, как правило, скифы клали в курганы массу золотых украшений, что являлось притягательной силой для грабителей, крупнейший археолог России Василий Алексеевич Городцов пишет с большим сожалением и горечью: «Частые курганы» были разграблены. И, несомненно, в древности: грабители отлично знали устройство могилы, а это облегчало успех их работы, на которую требовалось не более 4-5 часов времени. Грабители прокопали свою лазейку через насыпь кургана так, чтобы она ударила в край накатника, покрывающего яму, опускались под него и спешно, забрав украшения, сопровождавшие покойника, вынесли их наверх и, засыпав лазейку, удалились с добычей».

Несложно представить, какие уникальные золотые ценности пропали для науки! Ведь брали самое дорогое - золотые украшения, изготовленные скифскими умельцами, золотарями! В тупых головах преступников стояло только одно: жажда наживы. Как правило, чудные, прекрасные по своей красоте изделия скифских золотарей грабители переплавляли в обыкновенные куски золота, дабы замести следы.

В.А.Городцов скончался в 1945 году. А вскоре был опубликован его отчет о раскопках «Частых курганов» близ Воронежа в девятом номере «Советской археологии» за 1947 год.

И вновь для нашей страны наступают мрачные времена. Немцы, в прошлом - готы, ослепленные фанатизмом Гитлера, в очередной раз нападают на Россию. Какая уж тут археология? Страну надобно спасать от фашистов. На подступах к Воронежу, в районе «Частых курганов», ведутся оборонительные работы, роются окопы, устанавливаются зенитки, орудия. Тем не менее, Воронеж летом 1942 года был сдан немцам. Командование решило не пускать врага на другой берег реки Воронеж. Немцы захватили центр, районы СХИ, Березовой Рощи. Наши же войска отошли на левый берег и там заняли оборону. Началось длительное 212-дневное противостояние.

Город пылал, здания взрывались и рушились, тысячи воронежцев пали смертью храбрых. И лишь 25 января 1943 года, в результате кровопролитных боев, город Воронеж, разрушенный более, чем Сталинград, был наконец-то освобожден. Началось восстановление города от разрухи.

П.Д.Либеров (1904-1983гг.) Известный российский археолог, доктор исторических наук.
П.Д.Либеров (1904-1983гг. ) Известный российский
археолог, доктор исторических наук.

И вновь «Частые курганы» манят археологов. Раскопки скифских курганов возобновились после окончания Великой Отечественной войны, в 1954 году. Руководил раскопками П.Д.Либеров. Доктор исторических наук Пётр Дмитриевич Либеров (1904-1983гг.), славящийся своей пунктуальностью, известный российский археолог. В 1954-1974 годах возглавлял Воронежскую лесостепную скифскую экспедицию. Пётр Дмитриевич не случайно считался одним из ведущих знатоков скифских древностей, он тщательным образом изучал и систематизировал археологические древности эпохи бронзы лесостепного Подонья. И не случайно в течение десять лет с 1961 по 1971 год он являлся заместителем директора Института археологии Академии наук СССР.

«Наши работы в урочище «Частые курганы», - пишет видный археолог, - показали, что, наряду с курганами эпохи раннего железа, в могильнике встречаются курганы эпохи бронзы».

П.Д.Либеров четко локализует их. «Курганный могильник в урочище «Частые курганы» расположен на высоком плато с широким обзором местности в сторону поймы реки Дон северо-западной части города Воронежа. В дореволюционное время курганный могильник находился на расстоянии 4-5 км от г.Воронежа. Ныне кварталы города подошли вплотную к могильнику, а на территории могильника находится аэродром».

План курганного могильника в урочище «Частые курганы».
План курганного могильника в урочище «Частые курганы».

П.Д.Либеров видел, что многие могильники были повреждены во время Великой Отечественной войны. Но, тем не менее, объем работ предстоял немалый.

Старожилы города помнят, что к старому аэропорту от железнодорожного вокзала ходил троллейбус 2-го маршрута. Человек с вокзала садился в новенький сияющий троллейбус под номером «2» и по проспекту Революции и далее по Плехановской стремительно катил в сторону аэропорта. Аэропорт был окраиной города, конечной остановкой. Стоимость билета составляла четыре копейки, а время в пути - не более 25-30 минут. Современных «пробок» не существовало. График был четкий.

К югу от аэропорта находилось старое Коминтерновское кладбище, а к северо-западу за аэропортом находились «Частые курганы». Впоследствии устаревший аэропорт был перенесен в сторону Чертовицка, где построили новый современный аэропорт, а «Частые курганы» начали застраиваться жилыми домами «спального» микрорайона Воронежа. По сути дела, Воронеж строительный «съел» уникальную сокровищницу скифских времён. Видимо, плохо современные архитекторы изучали историю, иначе могли бы оставить на память воронежцам хотя бы один скифский курган.

П.Д.Либеров и его экспедиция не остановились на «Частых курганах». Они пошли дальше на север, в сторону Подклетного и Подгорного.

«Северная и северо-западная сторона плато, - пишет П.Д.Либеров, - полого опускается к реке, образуя низкую и широкую надпойменную террасу, переходящую в широкую, богатую травой пойму, прорезанную возле левого берега озерами, оставшимися от древнего русла Дона. Ныне река отступила местами до двух километров к правому берегу. Вся эта местность заключена между большими селами – Подгорное и Подклетное, находящимися одно от другого на расстоянии около пяти километров. Легко можно представить себе, насколько был удобен для расселения и благоприятен для занятий земледелием, скотоводством и рыбной ловлей этот уголок в эпоху бронзы и раннего железа!» - восторженно восклицает археолог.

Экспедиция П.Д.Либерова раскопала шесть насыпей в урочище «Частые курганы» и шесть поселений у сел Подгорное и Подклетное. Было найдено множество лепной посуды скифского времени, остатки человеческих костей, бронзовое шило, нож и игла с ушком, лежащие, по-видимому, в деревянной коробочке, железный наконечник стрелы. В кургане №2 был обнаружен каменный пестик для ступы, которым пользовались скифиянки для растирания зерен и мака.

В других курганах также была обнаружена масса предметов из того же «звериного стиля». Это бронзовая бляха в виде головы кабана, семнадцать золотых бляшек с изображением головы кабана, серебряное скульптурное изображение медведя, бронзовая бляшка в виде головы зайца, бронзовая бляшка, изображающая лежащего волка, бляха из белого сплава в форме головы лося и т.д.

Параллельно с экспедицией П.Д.Либерова на другом конце города трудились воронежские археологи.

В 1955 году сотрудниками Воронежского областного краеведческого музея близ моста через реку Воронеж у Отрожек были найдены керамические сосуды, относящиеся к дохристианским временам. П.Д.Либеров пишет по этому поводу: «По-видимому, такого рода керамика имеется во многих поселениях, расположенных по правому и левому берегам реки Воронеж. К сожалению, многочисленные сборы, произведенные здесь Н.В.Валукинским в 1935-1941 годах, бесследно погибли, не будучи опубликованы в печати».

Как видим из вышеперечисленного, Воронеж буквально кишел древностями. П.Д.Либеров, опираясь на археологические памятники раннего железного века, считал, что Воронеж в древности населяли племена будинов. О них мы ещё расскажем.

Позднейшие археологические раскопки в районе Шилово, на Лысой и Белой горе, под Семилуками, предпринятые воронежскими археологами А.Д.Пряхиным, А.З.Винниковым, А.Т.Синюк и другими, подтвердили правоту взглядов Городцова и Либерова. И не случайно выдающийся археолог и историк XX века Борис Александрович Рыбаков, окинув орлиным взглядом бесчисленное множество воронежских археологических и исторических памятников, назвал их коротким, но всеобъемлющим выражением - «Воронежский узел».

«Узел» этот, подобно «Гордиеву узлу», предстоит еще распутывать не одному поколению воронежских историков и археологов.

(Продолжение следует).

Автор: Юрий Петренко, автор книг «Турова Скифия», «Русские древности».


А.Юрасов, краевед, геральдист, член союза писателей ВС, кавалер памятной медали «Патриот России».

А.Юрасов, краевед, геральдист, член союза писателей ВС, кавалер памятной медали «Патриот России». Ученые и археологи уверяют нас в том, что им известно всё о нашем древнем городе. Но это вовсе не так. Ежегодно открываются новые факты, которые существенно расширяют привычные, устоявшиеся границы современных знаний. Новые изыскания Ю.В.Петренко, автора многочисленных статей и книг, заставляют нас пересмотреть сложившиеся представления об эволюции, датировке появления первого человека, сроках строительства крепостей в нашем крае и о многом другом. Его взгляды коренным образом меняют общепринятое видение на глубокую древность и предлагают решение самых необъяснимых загадок воронежской цивилизации.
Повествование Ю.В.Петренко позволяет читателю увидеть не только интересных героев и захватывающие события, но и неожиданные мысли и выражения, глубокие чувства и неповторимые настроения, свойственные прошлому.
Предлагаемый труд Ю.В.Петренко не ставит своей целью решить даже малую часть проблем, стоящих перед исторической наукой, или ознакомить читателя с новыми археологическими разработками специалистов. Он считает своей задачей лишь продемонстрировать разнообразие взглядов на прошлое нашего края.
Читая повествование краеведа, хочется назвать его «народно-историческим романом нашего края». Описанные события широко подкреплены результатами раскопок в Чертовицком, Семилуках, Шилово, на Лысой и Белой горах, Новоживотинном, Титчихе и других местах.
Чем ценно исследование Юрия Васильевича? Ответ найдём, если прочитаем известное высказывание Экклезиаста: «Род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки». А земля и род живут памятью людской. Рекомендую всем ознакомиться с новой работой автора.

Источник: «Воронежская неделя», №15 (1948), 14.04.10г.


Возврат к списку