14.04.2010
Знаем, что книги бывают разные: грустные и страшные, для детей и поваров, умные и не очень, саги и повести, красивые и аляповатые, детективы и путеводители и так до бесконечности. Но книги, оказывается, могут быть чем-то совсем-совсем иным.
Например, картинами. Арт-объектами. Рукотворными историями, вобравшими в себя все мыслимые и немыслимые достижения художественной мысли. Это стало понятно, когда 1 апреля в музее Воронежского государственного университета открылась выставка бук-арта «Ручная книга».
Ее организаторами стали научная библиотека ВГУ, Государственный центр современного искусства и арт-группа «Квадрат» - наш воронежский гид и «культпросвет» на ниве современного искусства. И важна даже не ориентация арт-группы на актуальность в искусстве как таковую, а то, что за дело «квадратовцы» берутся с вулканической энергией и высочайшим профессионализмом. Благодаря этому Воронеж регулярно получает выставки «исторического» масштаба, как то - «Русский Тибет», недавняя выставка видео-арта «Видение» и еще с десяток подобных.
Государственный центр современного искусства на выставке представлял Михаил Молочников, московско-берлинский художник, работающий в направлении бук-арта и большой поклонник абсурдистской литературы: Ионеску, Хармса и Беккета. Молочников стал известен не в последнюю очередь благодаря художественной работе с алфавитами – удивительное искусство, когда каждая буква алфавита становится арт-объектом, преображается и наполняется новым смыслом. Таким образом художник «проработал» алфавиты латинский и каббалистический. Сейчас его работы представлены в европейских музеях и частных собраниях коллекционеров, коих в Европе изрядное количество.
Итак, выставка. Смотрим в книгу… И видим: тополиные стихи, картины ветра, книгу рыб, гламур коммунизма, письма служивых людей, сказки на ночь, словарь малороссийских слов и обращение Дмитрия Пригова к народу. Не все книги можно читать – но любую можно долго рассматривать как сборник картин, образов, ощущений, смыслов.
Что же такое, собственно, бук-арт, и с чем его едят, легче понять, пройдясь по выставке. Лучше всего - с художниками…
Евгений Камбалин, арт-группа «Квадрат»:
- Мне очень нравится «Тополиный стих» Михаила Погарского и Гюнель Юран. Видишь, она целиком из бумаги ручного изготовления?.. Где-то в нее вделаны тополиные пушинки, листики, монетки какие-то... Это книга – путешествие. Вообще, бук-арт требует иного восприятия – эти книги созерцают как картины, но прочитывают - как историю...
Михаил Молочников:
- Очень хороши, на мой взгляд, книги Петра Переверзенцева и Сергея Якунина. В них - своя мифология, каким-то загадочным алфавитом написанная. С одной стороны, к этим письменам следует относиться как к графическим картинам. С другой стороны, нужно помнить, что каждая вещь имеет свою энергию. И ее можно ощутить в этих книжках. Вообще, ко всем вещам, даже бытовым, следует относиться как к энергетическим сгусткам. Это довольно-таки мистическая вещь, но она свойственна миру.
Еще мне нравятся книги Веры Хлебниковой – она работает с историей. Ее книга «Безымянные» - это мастерский коллаж из старинных фотографий. Видим реальных людей, о судьбе которых мы ничего не знаем. Но у каждого была своя жизнь. История в этой книге становится зримой
- Давно ли существует бук-арт как самостоятельное направление в искусстве?
- Футуристы активно эксплуатировали эту нишу. А поскольку это был очень действенный и энергичный союз, то и вклад в развитие бук-арта они оставили очень большой. Свои многочисленные манифесты, воззвания они оформляли в виде рукописных книжек. Бук-артом занимались и дадаисты, и сюрреалисты, и многие другие. Например, и Пикассо и Матисс делали уникальные книжки. Вообще-то, очень многие художники в 20-м веке пробовали себя в этом искусстве. И это продолжается, и будет продолжаться.
- Можно ли сформулировать, в чем принципиальное отличие бук-арта от графики и живописи?
- В бук-арте возможно попробовать новые формы, которые невозможны в графике. Книга позволяет создать объемную форму. И это всегда история с продолжением. Бук-арт – это грань между литературой и изобразительным искусством.
Автор: Татьяна Юрина.
Источник: «Воронежская неделя», №15 (1948), 14.04.10г.