Поиск по сайту:
22.11.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
21.11.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
20.11.2024
Государственный кадастровый учет
19.11.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
15.11.2024
Учёные исторического факультета Воронежского государственного педагогического университета, студенты и аспиранты своими работами не раз доказывали, что если вести научный поиск планомерно и целенаправленно, при этом постоянно проявляя заботу о молодых кадрах, то успех в деле будет гарантирован. О том, что в этой деятельности является главным, о тех «китах», на которых, собственно, и держится исследовательская деятельность, наша беседа с деканом исторического факультета ВГПУ Виктором Килейниковым.
- Виктор Викторович, мне известно, что во второй половине апреля ваш истфак станет местом проведения международной конференции. Что это за конференция, и почему выбор пал на ВГПУ?
- Начну с того, что конференция носит название «Современные проблемы и технологии обучения истории». Она будет проходить в рамках более глобального Всероссийского форума «Развитие педагогического потенциала как фактора обновления качества образования». Нам хотелось бы, чтобы на этой конференции встретились и обменялись мнениями работники научно-исследовательских академических учреждений, преподаватели вузов, школьные учителя и менеджеры системы образования, сотрудники социокультурных и просветительских организаций.
Так, Российская Академия наук будет представлена учёными из Института всеобщей истории. В частности, ведущими научными сотрудниками ИВИ РАН Сергеем Карпюком и Владимиром Ведюшкиным, которые известны как авторы школьных и вузовских учебников по ряду разделов зарубежной истории. «География» участников конференции – от Бреста до Чукотки. Причем присутствие наших коллег из Украины и Беларуси придаёт конференции международный статус. Свыше ста человек уже выразили желание принять в ней участие. Среди них - более 20 учителей из школ Воронежа и области. Ну а почему выбран наш истфак?.. Хотелось бы думать, что в этом как раз и «повинна» наша успешная исследовательская работа. Как учёных, так и студентов.
- Но, помимо апрельской конференции, будет проводиться и уже ставшая традиционной факультетская научно-практическая конференция…
- Да, что касается факультетской, то она уже состоялась. Уже несколько десятилетий по традиции, заложенной ещё деканом историко-педагогического факультета ВГПИ Юрием Александровичем Гавриловым, проходит вечер встречи выпускников истфака. С 2008 года мы стали проводить День исторического факультета. В его первой половине организуем научно-практическую конференцию преподавателей, аспирантов и студентов факультета. На ней подводится годовой итог научно-исследовательской работы.
На конференции выступают и наши выпускники, работающие в образовательных и просветительских учреждениях. Они-то и приводят на конференцию своих учеников, для которых мы специально проводим секцию «История и краеведение в школе». Например, только в 2009 году в этой секции выступили с докладами 23 школьника. А лучший доклад был опубликован в нашем факультетском сборнике «Научные труды преподавателей и студентов исторического факультета», который обязательно выходит по итогам работы конференции.
- Студенты каких курсов участвуют в конференции?
- Как правило, это студенты старших курсов, но бывают доклады и первокурсников. Если человек увлечён какой-то научной темой, и у него есть хорошие исследовательские результаты, то почему бы не выступить на конференции и не поделиться ими с коллегами?! Например, в секции «Археология Восточной Европы» часто делают сообщения студенты младших курсов и занимают призовые места.
- Но не каждый из них потом пойдёт в науку. А вот те, кто уже выбрал путь в учёные – аспиранты, – как они себя проявляют в исследовательской работе?
- Наши аспиранты, это, как правило, бывшие студенты, которые наиболее ярко зарекомендовали себя в научно-исследовательской работе, а затем решили продолжить профессиональную научно-педагогическую подготовку в аспирантуре. У нас есть масса примеров успешной аспирантской деятельности. Вот, например, молодые преподаватели Иван Федюнин и Алексей Сурков ещё со студенческих лет участвовали в археологических исследованиях, плодотворно занимались изучением археологии Подонья. Их диссертации вскоре после успешных защит были опубликованы как монографические труды.
- Вы ведь, Виктор Викторович, тоже начинали свою научную деятельность студентом. Расскажите, что же вас заинтересовало в археологии?
- Увлечь молодого человека наукой чаще всего может неординарная, харизматическая личность. Для меня таким примером стал профессор Арсен Тигранович Синюк. Так сложилось, что в 1971 году мы поступили в Воронежский пединститут, и Арсен Тигранович пришёл работать на исторический факультет. Он был молодым, ярким и талантливым человеком, всецело увлеченным археологией, и это сразу же бросалось в глаза. Читая учебные курсы истории первобытного общества и археологии, он увлек нас романтикой раскопок и показывал значение этой науки для постижения древней истории человечества.
А потом были экскурсии на раскопки, которые тогда велись в пойме реки Воронеж. В отвалах раскопов нам попадались фрагменты орнаментированной керамики, кремневые отщепы, Арсен Тигранович живописал при этом картину жизни неолитических обитателей стоянок. И этот рассказ захватил многих из нас. После первого курса была археологическая практика, на которой мы участвовали в раскопках Волошинского городища раннего железного века и Сасовского курганного могильника. Это была академическая экспедиция Института археологии, которую возглавлял Пётр Дмитриевич Либеров, а наш отряд под руководством Синюка принимал в ней участие.
Арсен Тигранович стал инициатором создания на факультете студенческого научного кружка, который объединил студентов, увлеченных археологией, – Вячеслава Морозова, Василия Погорелова, Сергея Ткаченко, Сергея Печенкина, Сергея Гапочку, Татьяну Попову, Татьяну Аринчину, Юрия Горбанева, Александра Бойкова, Юрия Долгих и многих-многих других.
- Нынешний год объявлен Годом Учителя. Как, по вашему мнению, необходимо повысить престиж профессии учителя?
- Не хочу брать на себя менторские функции, так как проблемы престижа учительской профессии очень хорошо известны каждому. Но отмечу, что, к сожалению, в нашей стране в последние десятилетия сделано немало для того, чтобы умалить престиж профессии педагога. В итоге в общественном сознании утвердилось мнение о профессиональной некомпетентности учителей, сформировалось негативное отношение к этой профессии. Причем достигалось подобное отношение муссированием действительно отрицательных примеров поведения отдельных учителей. Но ведь не они определяют значение каждодневного творческого труда российского педагога. Поэтому необходимы позитивные примеры школьной жизни, учительского подвижнического труда, который формирует этажи ребячьего познания.
И, конечно, должно измениться отношение государства к оплате учительского труда. Сейчас мы видим некоторые позитивные сдвиги. Но, опять-таки, сказывается пресловутый «человеческий фактор», замешанный порой на элементарной непорядочности руководителя образовательного учреждения. Ведь не секрет, что встречаются школы, где используется универсальный принцип распределения стимулирующих надбавок к учительскому окладу «всем сёстрам - по серьгам»; или же личностные отношения в педколлективе определяют финансовую мотивацию труда учителя.
- А какова, на ваш взгляд, роль педагогических вузов в деле повышения престижа профессии педагога?
- Видимо, и вузам надо несколько пересмотреть своё отношение к подготовке современного учителя, потому что далеко не всегда инновационные технологии и средства обучения в должной мере внедряются в образовательный процесс. И молодой человекь, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, сталкивается с проблемой адаптации к образовательным стандартам, использованию цифровых образовательных ресурсов, с которыми его в полной мере не ознакомили в вузе.
Но в стремлении соответствовать потребностям современного образования педагогические вузы в то же время не должны отметать сложившиеся десятилетиями лучшие традиции подготовки учительских кадров, понимая, что творческий учитель – это своеобразный «штучный» товар, а не просто безликий субъект на рынке образовательных услуг. Поэтому поиск талантливых, с искрой педагогических способностей ребят и дальнейшее раскрытие их творческого потенциала – это самая важная задача педвузов.
Беседу вёл: Иван Неретин.
Источник: «Коммуна», № 54 (25485), 15.04.10г.