Поиск по сайту:
22.11.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
21.11.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
20.11.2024
Государственный кадастровый учет
19.11.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
15.11.2024
Каково будущее книги в эпоху Интернета? Говорят, ей суждено умереть, ведь тексты теперь можно и с компьютера читать. Неужели устареют ощущения, которые испытываем мы, когда прикасаемся к обложке, за которой притаился неведомый мир, когда листаем книгу, вдыхаем её запах, всматриваемся в иллюстрации?
Если и исчезнут массовые тиражи, то всё равно останутся любители перелистывать страницы. И книга, возможно, обретёт черты некоего арт-объекта, существующего всего в нескольких экземплярах, разлетевшихся по всему свету. Главным её творцом станет художник.
В музее истории Воронежского государственного университета открылась выставка «Ручная книга». Организована она в рамках проекта «Современное искусство в открытом обществе» государственного центра современного искусства при поддержке арт-группы «Квадрат» и экспертного центра «Стратегия».
Вынести искусство за пределы музейных залов – такую цель ставили организаторы. Как книга взаимодействует с искусством и сама становится им? Выставка призвана это показать – всякий раз в других стенах, а значит, и в новом контексте. Рядом с творениями признанных авторов - Леонида Тишкова, Веры Хлебниковой, Александра Джикия – не затерялись работы учеников московской школы №109.
Для приехавшего на открытие художника Михаила Молочникова очень важно, что событие произошло именно в стенах университета: вернисаж могут посетить студенты, в головах которых, возможно, начнут после увиденного роиться какие-то собственные творческие замыслы. «Эта выставка должна повлиять на восприятие человека», - считает художник, для которого книга – «одна из форм медитации».
Пожалуй, первыми, кто всерьёз стал делать свои книги именно как самодостаточные объекты искусства, стали русские футуристы. Сделанные вручную брошюрки Алексея Кручёных явно вдохновляли много лет спустя и Дмитрия Пригова, и Вагрича Бахчаняна.
Изобретательность творцов в поиске материала для своей книги с тех пор лишь возросла. Тот же Пригов, создавая свои «6 календарей», использовал бумагу, тушь и металлические скрепки. А вот список элементов, из которых родился «Maccheronibaum» Михаила Бенсмана (тираж – шесть экземпляров): «картон, бумага, пластик, макаронные изделия, принтерная печать». По соседству расположилась работа Анны Тагути «Островаксёнов» - «ручной переплёт, кожа, шелкография». Используется и литография, и офорт, и фотоколлаж.
Для ручной книги в первую очередь важен, конечно, создаваемый ею визуальный образ, однако некоторые экспонаты вполне можно не только рассматривать, но и читать.
Сергей Якунин выступил как иллюстратор «Случаев» Даниила Хармса и «Лодейникова» Николая Заболоцкого. Московская школьница Мария Самотина тоже по-своему проиллюстрировала «Жизнь и приключения Робинзона Крузо» Даниэля Дефо – поместив свёрнутый в трубочку текст в бутылку, по примеру литературных персонажей из прошлого, которые, оказавшись на необитаемом острове, бросали в море бутылку с запиской, молящей о спасении.
Автор: Виталий Черников.
Источник: «Коммуна», № 55 (25486), 16.04.10г.