Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





«Ушиблены» театром

30.06.2011

Культура

Маргарита Повышева 30 лет возглавляет единственный в Воронежской области музыкальный народный театр комедии. Лиски могли бы разминуться с нею, а может быть, не будь в её судьбе этого города, и служение она выбрала бы другое. Но судьба распорядилась так, как распорядилась. С нею, режиссёром Лискинского народного театра, лауреатом областного конкурса в номинации «За верность профессии», и началась наша беседа с вопроса о «начале всех начал».

- Маргарита Анатольевна, как получилось, что уралочка по рождению уже три десятка лет преданнейше служит Мельпомене у донских берегов?

- Ну, в промежутке между моим рождением в Кемерово и житием в Лисках была ещё и Вятка. В Кемерово папа заведовал сетью книжных магазинов, коллекционировал картины: в доме была хорошая библиотека классики – русской и зарубежной. Отец хотел видеть меня и брата образованными и нужными людям. Там, наверное, и проклюнулось во мне стремление к творчеству. Мама, учитель, это всячески поощряла.

Потом семья переехала в Вятку, а чуть позже – в Лиски. В железнодорожной школе №17, где я училась, эстетическое направление в воспитании было в ту пору на высшем уровне. По программным произведениям старшеклассники ставили спектакли, проводили литературные вечера. Здесь я впервые и приобщилась к сцене, играя в сказках. Потом была первая большая роль Любы Шевцовой в «Молодой гвардии». В общем, в школе я научилась и танцам, и музыке, даже костюмы сама шила.

- Но ведь не всех школьные тропинки приводят к сцене, тем более - на всю жизнь…

- В ту пору театром жил весь город. В клубе железнодорожников был даже детский артистический сектор, который вела настоящая энтузиастка Александра Лисовская. Стала посещать его и я. А драмколлективом, созданным ещё в 1916 году, руководила Елизавета Ивановна Афиногенова. Ставили и классику, и пьесы советских авторов. В «Разломе» по пьесе Бориса Лавренёва играли и главный инженер отделения дороги Проскуряков, и юрист отделения, будущий Народный артист СССР Леонид Болдин. «Звездою» сцены долгие годы была Роза Ирхина.

Народные сцены поражали массовостью – моряков, например, играл чуть ли не весь коллектив рабочих локомотивного депо!

Однажды, возвращаясь с занятий в детском секторе, я прильнула к приоткрытой двери репетиционной комнаты, восхищаясь игрой самодеятельных актёров. Слышу, трогает меня за плечо Елизавета Ивановна: «Нравится, деточка? А хочешь стать у нас суфлёром?..» Вот так и пришла моя дорожка к сцене – через суфлёрскую будку.

В спектаклях «Ах, няня, няня», «Сады цветут», «Под дикой яблоней» сыграла первые роли. А в пьесе о пограничниках «У хрустального ключа» выходила на сцену с незабвенной Галиной Калашниковой.

- Участие в самодеятельных спектаклях и подвигло вас к выбору артистической профессии?

- Сцена – это ведь, как наркотик: попробуешь раз – на всю жизнь в плен возьмёт. А в Лисках в ту пору был настолько мощный пласт театральной культуры, что многих потом привёл к профессиональной сцене: Леонид Болдин, братья Иван и Владимир Руденко, Инна Мячина связали свою жизнь с искусством. А я пришла на режиссёрское отделение Бобровского культпросветучилища. Студенткою играла в учебных спектаклях.

- А потом из Боброва – да и в Вятку?

- В Лисках не оказалось работы по профессии. И мы с мужем-юристом семнадцать лет прожили в Кировской области. В глухом Подосиновском районе я возглавляла народный театр, которому тогда уже было 80 лет. Меня хватало на два коллектива – взрослый и юношеский. Со спектаклями «Гроза», «Не всё коту масленица» объездили самые отдалённые лесхозы и четыре раза выступали в областном центре. Наш самодеятельный драматический коллектив был отмечен премией Министерства культуры России.

- И из кировских лесхозов вас позвали в Лиски тепловозные гудки?

- Уже имея двоих детей, я окончила режиссёрское отделение Ленинградского института культуры. Было много планов, но врачи настаивали сменить климат, и мы переехали в Лиски. Здесь я снова пришла в клуб железнодорожников, но уже режиссёром театра.

Первым делом собрала старую театральную гвардию, которой суфлировала девчонкой-школьницей: Калашникова, Мариупольский, Гриднев, машинист Виктор Фёдоров. Стали репетировать «Женитьбу « Н.В.Гоголя, с которой выступили потом на областной сцене – в Доме актёра.

Несмотря на все трудности, это было время нашего театрального Ренессанса. Драматические коллективы действовали чуть ли не в каждом сельском Доме культуры – в Давыдовке, Троицком, Среднем Икорце, Щучьем, Колыбелке…

Мы со своим театром перенесли на сцену кое-какие чеховские рассказы, ездили со спектаклями по полевым станам, предприятиям, выступали в деповских коллективах. Дорога выделяла для наших артистов отдельный вагон, и мы с ним доезжали аж до Ртищево. Потом, когда ДК железнодорожников стал от театра отдаляться, мы оказались бездомными. И тут нам здорово помог Валерий Тихонов, возглавлявший тогда отдел пропаганды райкома партии. В юности он вместе с женой Зиной тоже играл в наших спектаклях. Он и разрешил нам, беспризорным, репетировать в одном из кабинетов райкома.

А когда в Лисках 14 лет назад открылся городской Дворец культуры, мы ушли под крыло его руководителя – Заслуженного работника культуры РФ Юрия Капустина.

У Юры, кроме прочих талантов, есть и актёрский дар – во всех наших спектаклях он играет. Вот, скажите, откуда Мольер, 300 лет назад написавший «Мещанина во дворянстве», мог знать, что в Лисках родится Капустин, которому для главной роли не нужно никакого грима? Эта роль писалась Мольером для него.

- Маргарита Анатольевна, в декабре Лискинскому народному театру комедии исполнится 95 лет. Сорок первый год коллектив носит звание «народный»! Семь раз вы становились лауреатами фестиваля любительских театров «Театральные встречи в Никольском». И, кажется, нет газет, которые бы с восторгом не писали о вашем комедийном спектакле «День отдыха». На ОРТ даже показывали отрывки из него. Наконец, вы стали вторым провинциальным самодеятельным театром, удостоенным чести выступать на сцене Онегинского зала в доме-музее К.С.Станиславского. Там таланту лискинских артистов в спектакле по пьесе В. Сологуба «Беда от нежного сердца» аплодировали столичные театралы. Не пора ли после всего этого задуматься и о переводе театра в статус муниципального?

- Возможно, и пора. Но для этого нужна поддержка администрации и незаурядный организатор – энергичный, пробивной, опытный и в то же время молодой. А таланты для профессиональной сцены в Лисках есть: Юрий Капустин, Ира Горбатенко, три Светы – Артёмова, Муратова, Суслова, Роман Разумов, Саша Межевикин, Валера Сорокин, супруги Панковы – Павел и Таня и пришедшая в последние годы молодёжь. Мы ведь единственный в Воронежской области музыкальный театр: у нас все артисты – поющие. На повествовательную ткань спектакля органично ложатся песни и музыка, сочинённые самими ребятами. Не зря, видимо, профессор ВГАИ Алексей Дундуков сказал о наших ребятах, что «лискинские актёры ушиблены театром».

Беседовал Николай Алексеев

г.Лиски

Источник: газета «Коммуна», №97 (25725), 30.06.11г.


Возврат к списку