Поиск по сайту:
17.05.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
16.05.2024
Регулирование рекламной деятельности.
15.05.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
14.05.2024
Государственный кадастровый учет
13.05.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
Маргарита Повышева 30 лет возглавляет единственный в Воронежской области музыкальный народный театр комедии. Лиски могли бы разминуться с нею, а может быть, не будь в её судьбе этого города, и служение она выбрала бы другое. Но судьба распорядилась так, как распорядилась. С нею, режиссёром Лискинского народного театра, лауреатом областного конкурса в номинации «За верность профессии», и началась наша беседа с вопроса о «начале всех начал».
- Маргарита Анатольевна, как получилось, что уралочка по рождению уже три десятка лет преданнейше служит Мельпомене у донских берегов?
- Ну, в промежутке между моим рождением в Кемерово и житием в Лисках была ещё и Вятка. В Кемерово папа заведовал сетью книжных магазинов, коллекционировал картины: в доме была хорошая библиотека классики – русской и зарубежной. Отец хотел видеть меня и брата образованными и нужными людям. Там, наверное, и проклюнулось во мне стремление к творчеству. Мама, учитель, это всячески поощряла.
Потом семья переехала в Вятку, а чуть позже – в Лиски. В железнодорожной школе №17, где я училась, эстетическое направление в воспитании было в ту пору на высшем уровне. По программным произведениям старшеклассники ставили спектакли, проводили литературные вечера. Здесь я впервые и приобщилась к сцене, играя в сказках. Потом была первая большая роль Любы Шевцовой в «Молодой гвардии». В общем, в школе я научилась и танцам, и музыке, даже костюмы сама шила.
- Но ведь не всех школьные тропинки приводят к сцене, тем более - на всю жизнь…
- В ту пору театром жил весь город. В клубе железнодорожников был даже детский артистический сектор, который вела настоящая энтузиастка Александра Лисовская. Стала посещать его и я. А драмколлективом, созданным ещё в 1916 году, руководила Елизавета Ивановна Афиногенова. Ставили и классику, и пьесы советских авторов. В «Разломе» по пьесе Бориса Лавренёва играли и главный инженер отделения дороги Проскуряков, и юрист отделения, будущий Народный артист СССР Леонид Болдин. «Звездою» сцены долгие годы была Роза Ирхина.
Народные сцены поражали массовостью – моряков, например, играл чуть ли не весь коллектив рабочих локомотивного депо!
Однажды, возвращаясь с занятий в детском секторе, я прильнула к приоткрытой двери репетиционной комнаты, восхищаясь игрой самодеятельных актёров. Слышу, трогает меня за плечо Елизавета Ивановна: «Нравится, деточка? А хочешь стать у нас суфлёром?..» Вот так и пришла моя дорожка к сцене – через суфлёрскую будку.
В спектаклях «Ах, няня, няня», «Сады цветут», «Под дикой яблоней» сыграла первые роли. А в пьесе о пограничниках «У хрустального ключа» выходила на сцену с незабвенной Галиной Калашниковой.
- Участие в самодеятельных спектаклях и подвигло вас к выбору артистической профессии?
- Сцена – это ведь, как наркотик: попробуешь раз – на всю жизнь в плен возьмёт. А в Лисках в ту пору был настолько мощный пласт театральной культуры, что многих потом привёл к профессиональной сцене: Леонид Болдин, братья Иван и Владимир Руденко, Инна Мячина связали свою жизнь с искусством. А я пришла на режиссёрское отделение Бобровского культпросветучилища. Студенткою играла в учебных спектаклях.
- А потом из Боброва – да и в Вятку?
- В Лисках не оказалось работы по профессии. И мы с мужем-юристом семнадцать лет прожили в Кировской области. В глухом Подосиновском районе я возглавляла народный театр, которому тогда уже было 80 лет. Меня хватало на два коллектива – взрослый и юношеский. Со спектаклями «Гроза», «Не всё коту масленица» объездили самые отдалённые лесхозы и четыре раза выступали в областном центре. Наш самодеятельный драматический коллектив был отмечен премией Министерства культуры России.
- И из кировских лесхозов вас позвали в Лиски тепловозные гудки?
- Уже имея двоих детей, я окончила режиссёрское отделение Ленинградского института культуры. Было много планов, но врачи настаивали сменить климат, и мы переехали в Лиски. Здесь я снова пришла в клуб железнодорожников, но уже режиссёром театра.
Первым делом собрала старую театральную гвардию, которой суфлировала девчонкой-школьницей: Калашникова, Мариупольский, Гриднев, машинист Виктор Фёдоров. Стали репетировать «Женитьбу « Н.В.Гоголя, с которой выступили потом на областной сцене – в Доме актёра.
Несмотря на все трудности, это было время нашего театрального Ренессанса. Драматические коллективы действовали чуть ли не в каждом сельском Доме культуры – в Давыдовке, Троицком, Среднем Икорце, Щучьем, Колыбелке…
Мы со своим театром перенесли на сцену кое-какие чеховские рассказы, ездили со спектаклями по полевым станам, предприятиям, выступали в деповских коллективах. Дорога выделяла для наших артистов отдельный вагон, и мы с ним доезжали аж до Ртищево. Потом, когда ДК железнодорожников стал от театра отдаляться, мы оказались бездомными. И тут нам здорово помог Валерий Тихонов, возглавлявший тогда отдел пропаганды райкома партии. В юности он вместе с женой Зиной тоже играл в наших спектаклях. Он и разрешил нам, беспризорным, репетировать в одном из кабинетов райкома.
А когда в Лисках 14 лет назад открылся городской Дворец культуры, мы ушли под крыло его руководителя – Заслуженного работника культуры РФ Юрия Капустина.
У Юры, кроме прочих талантов, есть и актёрский дар – во всех наших спектаклях он играет. Вот, скажите, откуда Мольер, 300 лет назад написавший «Мещанина во дворянстве», мог знать, что в Лисках родится Капустин, которому для главной роли не нужно никакого грима? Эта роль писалась Мольером для него.
- Маргарита Анатольевна, в декабре Лискинскому народному театру комедии исполнится 95 лет. Сорок первый год коллектив носит звание «народный»! Семь раз вы становились лауреатами фестиваля любительских театров «Театральные встречи в Никольском». И, кажется, нет газет, которые бы с восторгом не писали о вашем комедийном спектакле «День отдыха». На ОРТ даже показывали отрывки из него. Наконец, вы стали вторым провинциальным самодеятельным театром, удостоенным чести выступать на сцене Онегинского зала в доме-музее К.С.Станиславского. Там таланту лискинских артистов в спектакле по пьесе В. Сологуба «Беда от нежного сердца» аплодировали столичные театралы. Не пора ли после всего этого задуматься и о переводе театра в статус муниципального?
- Возможно, и пора. Но для этого нужна поддержка администрации и незаурядный организатор – энергичный, пробивной, опытный и в то же время молодой. А таланты для профессиональной сцены в Лисках есть: Юрий Капустин, Ира Горбатенко, три Светы – Артёмова, Муратова, Суслова, Роман Разумов, Саша Межевикин, Валера Сорокин, супруги Панковы – Павел и Таня и пришедшая в последние годы молодёжь. Мы ведь единственный в Воронежской области музыкальный театр: у нас все артисты – поющие. На повествовательную ткань спектакля органично ложатся песни и музыка, сочинённые самими ребятами. Не зря, видимо, профессор ВГАИ Алексей Дундуков сказал о наших ребятах, что «лискинские актёры ушиблены театром».
Беседовал Николай Алексеев
г.Лиски
Источник: газета «Коммуна», №97 (25725), 30.06.11г.