Поиск по сайту:
17.05.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
16.05.2024
Регулирование рекламной деятельности.
15.05.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
14.05.2024
Государственный кадастровый учет
13.05.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
Вчера, 11 июля, в адрес генерального директора - генерального конструктора Воронежского КБХА Владимира Рачука пришло поздравление Президента России Дмитрия Медведева.
«Уважаемый Владимир Сергеевич! – говорится в телеграмме. - Примите мои поздравления с 75-летием и самые добрые пожелания. Талантливый конструктор и выдающийся организатор производства, вы прошли трудовой путь от инженера до руководителя ведущего ракетно-космического предприятия, внесли большой вклад в укрепление научно-технического и оборонного потенциала России. При вашем непосредственном участии созданы многие образцы ракетных двигателей, в том числе – для уникальной транспортной космической системы «Энергия-Буран» и доставки на орбиту аппаратов нового поколения «Глонасс-К». Здоровья вам, новых успехов и всего наилучшего».
11 июля коллеги, друзья и соратники по нелегкому труду завоевателей космоса также поздравляли юбиляра с 75-летием.
- Владимир Сергеевич, а у вас есть воинское звание?
- Когда-то был капитаном. А сегодня обхожусь без звезд и погон. Я - гражданский генерал, - пошутил Владимир Рачук.
Он повторил судьбу многих крупных руководителей советских времен – начал работу в конструкторском бюро химавтоматики с азов и дошел до должности генерального директора - генерального конструктора предприятия по разработке и выпуску двигателей для космических ракет. Специалист крупного масштаба. Почетный гражданин Воронежа и лауреат Государственной премии, доктор технических наук, профессор и заведующий кафедрой ВГТУ.
Умный, требовательный, с высоким интеллектом и хорошо развитым чувством юмора. Личность, одним словом.
- Владимир Сергеевич, всякий раз невольно удивляешься жизненным поворотам в судьбах людей. Вот вы закончили строительный институт, получили неплохую специальность, работали и вдруг пошли учиться в политехнический на авиационный факультет. Что вас побудило круто изменить жизнь?
- Мечта. В детстве буквально бредил самолётами. После школы по ряду причин не смог поступить в Московский авиационный институт. Закончил Воронежский строительный и уехал на ударную комсомольскую стройку в Сибирь, под Красноярск. Шел 1959 год. До полета Юрия Алексеевича Гагарина оставалось два года.
Когда это событие произошло, как и весь наш народ, рад был безумно. А как только полетел второй космонавт - Титов, детская мечта вспыхнула с такой силой, что места себе не находил. Написал заявления сразу в два авиационных института - Москвы и Казани. Мне ответили, что второе высшее образование можно получить только в случае болезни. Это меня совсем не успокоило.
В Воронеже знакомый по секрету шепнул, что в городе есть предприятие, разрабатывающее ракетные двигатели – почтовый ящик-20 (об этом в первые годы мало кто знал), и туда можно устроиться со специальностью инженера-строителя. Тогда я рассчитался со стройкой и вернулся домой к родителям.
В КБХА устроиться было не так-то просто. Вначале попал к военным строителям, которые работали на территории предприятия. Подал заявление в Воронежский политехнический на вечернее отделение авиационного факультета.
Приняли сразу на четвёртый курс. Только после этого сумел перейти в цех сборки двигателей. А уж оттуда в 1964 году попал в КБ старшим техником-конструктором.
Прежде чем стать руководителем предприятия в 1993 году, прошёл десять должностей.
- Одним словом, ракетные двигатели известны до винтика.
- В какой-то мере.
- А вы помните, каким было настроение в обществе в 60-е годы минувшего века?
- Каждый из нас испытывал огромную гордость за страну. В космос отправлялись Николаев, Попович, Терешкова, их друзья по отряду, и каждый полет был событием. Народ ликовал. Это сейчас, когда отлетали до полутысячи космонавтов, отправка кораблей превратилась в обычное дело.
А тогда мы знали всех героев в лицо. И не только советских, но и американских. Мне повезло в США встретиться с первым астронавтом Аланом Шеппардом. Одни интересы, одна тема для разговоров.
А когда Армстронг полетел на Луну, я, не дожидаясь газет, всю ночь слушал «голос Америки», репортаж о полете с синхронным переводом комментария самого астронавта о том, что он видит и ощущает.
Это было незабываемо.
И в те годы, и сейчас до сих пор считаю, что работа на нашем предприятии для молодых – самая престижная и увлекательная. Но тогда росло поколение, считающее, что работать можно не только ради денег и наград.
- В середине 60-х КБХА поручили разработку ядерного двигателя. Вы и ваши товарищи с заданием справились на отлично. Это была разработка на перспективу? Или уже в те годы собирались отправлять экспедицию к дальним звездам? Как развивались события?
- Шел 1965-й год. По заданию Министерства общего машиностроения была образована группа конструкторов. Нас принял в Москве начальник главка Иван Ильич Абрамов и сообщил, что есть постановление правительства о создании ядерной энергетической установки. После объезда ряда предприятий атомной отрасли в Обнинске, Подольске, института имени Курчатова мы начали работу.
Над двигателем трудились более десяти лет. Я ушел из отдела чуть раньше, но защитил кандидатскую диссертацию, после чего переключился на кислородно-водородный двигатель для ракеты-носителя «Энергия». Первый запуск ее состоялся 15 мая 1987 года, и это событие до сих пор считается величайшим достижением в ракетостроении. Мы наблюдали за взлетом из бункера Байконура, ликовали, как дети. Ракета – все-таки штука сложная, а тут стартовала ввысь махина с массой две тысячи тонн. И полетела с первого раза. Это, действительно, было огромнейшей победой.
А 15 ноября 1988 года на «Энергии» отправился в космос первый корабль «Буран». В автоматическом режиме. Если американские «Шаттлы» до сих пор спускают с орбиты на Землю вручную, то «Буран» полетел без пилота и благополучно вернулся в заданную точку!
Четыре наших кислородно-водородных двигателя РД-0120 тягой по двести тонн каждый отработали четко. В них вложен огромный труд конструкторов, инженеров, слесарей-сборщиков, испытателей. Представьте, сколько за эти 13 лет было одних командировок, заседаний, отчетов, Со временем мы не считались. Работа очень интересна. Я как руководитель работ получил за разработку двигателя Государственную премию.
Ну а готовый ядерный двигатель отложили до лучших времен. Аналогичный создавали американцы. Могу сказать, что по ряду параметров наш лучше.
- Владимир Сергеевич, в конце июня вы летали в Ле Бурже, во Францию, на Всемирную авиакосмическую выставку. Каковы впечатления, как выглядела Россия на фоне других стран?
- Мы всегда знали, что наши ракетные двигатели – лучшие, и лишний раз убедились в этом. В Ле Бурже, как правило, приезжают специалисты со всех стран, интерес к экспонатам повышенный. Но в этом году российская часть выставки выглядела не очень представительно. Мало новинок. Хотя в запасе есть большое количество перспективных разработок, которые в ближайшие годы могут быть внедрены.
- Если говорить предельно честно, то сегодня у нашего общества есть два фактора, которыми с полным основанием можно гордиться: победой над фашизмом и космическими достижениями. Эта планка не должна снизиться. Каковы планы у КБХА на ближнюю и дальнюю перспективы?
- Грандиозные. Сейчас у нас в разработке три новых двигателя. А с модификациями – их пять. Первый предназначен для модернизированной ракеты «Союз-2-1б». Этот же двигатель будет использоваться на «Ангаре», которая полетит в 2013 году. Второй двигатель разрабатывается для ракеты легкого класса «Союз-2-1б» Её старт состоится в будущем году. Следующие два двигателя – кислородно-водородные оригинальной конструкции - будут использованы на разгонном блоке «Ангары» и в составе новой ракеты для строящегося космодрома «Восточный».
Кроме того, сейчас начали разрабатывать двигатель на новом горючем – сжиженном природном газе. Использован он будет для многоразовой ракетно-космической системы.
Так что работы не на один год и не на одно десятилетие.
Помимо этого, изготавливаем летные двигатели для ракеты «Союз-2-1б». Шестнадцать штук сделаны, в этом году пополним их число еще пятью.
В последние годы государство начинает обращать внимание на космические разработки. За годы кризиса мы не потеряли технологии и приобрели новые |
В последние годы государство начинает обращать внимание на космические разработки. Выделяют деньги на модернизацию производства и испытательных стендов. Хорошо помогает предприятию губернатор Алексей Васильевич Гордеев. КБХА было первым предприятием, куда он приехал сразу после назначения и лично убедился, что за годы кризиса мы не потеряли технологии и приобрели новые. За последние годы у нас появилось достаточное количество новой современной техники, суперкомпьютер. Растут грамотные способные молодые специалисты. Группа Андрея Гуртового из молодежного КБ, Юрий Лукин, Тимур Колбая, Андрей Иванов и другие. Они защищают кандидатские диссертации. Значительно выросло в творческом плане среднее поколение – Юрий Сасин, Виктор Горохов, Сергей Лобов, Валентина Космачева.
Не сдает позиций и старшее поколение – Анатолий Сысоев, Виталий Рубинский, Анатолий Дмитриенко, Вадим Орлов, Анатолий Ростиславин, Виктор Пригожин и другие.
- Что бы вам хотелось изменить в укладе жизни общества в первую очередь?
- Вернуться в какой-то мере к социальным принципам. Не должно быть так, чтобы один человек 100-метровые яхты менял, а другой влачил беднейшее существование. Мы сами в большой мере виновны в страшном расслоении общества – позволили этому произойти. Чрезмерно равнодушными стали.
- Если вы не приемлете какую-то черту характера у подчиненных или друзей, об этом можете прямо сказать, или поступаете как-то по-другому?
- Стараюсь прямо говорить. Для работы в одной команде люди должны друг друга с полуслова понимать. Мы заняты слишком ответственным делом, чтобы тратить силы и внимание на интриги и обиды.
У меня есть старинный друг Борис Соколов, конструктор ракетных двигателей, сейчас - советник генерального конструктора в РКК «Энергия» имени Королева. Он мне дал хороший совет: «Все проблемы дальше рубашки не пускай». Всем бы надо этого совета придерживаться. Тогда и отношения будут ровнее, и нервы в порядке.
- С сыном часто видитесь? Он тоже крайне занятой человек. Командир подлодки, если не ошибаюсь?
- Был им, а сейчас Сергей в Петербурге. Закончил в прошлом году Академию Генштаба и служит начальником Военно-морского Управления объединенного стратегического командования «Запад». Домой приезжает нечасто, разве что в командировки.
А дочерей у меня две. Старшая Нелли тоже в Питере. Она – кандидат филологических наук, преподает в Артиллерийской академии. Обучает иностранных студентов. Закончила ВГУ. Младшая Ольга – историк, после Воронежского госуниверситета заканчивает диссертацию. Еще есть две внучки и внук. Хотелось, чтобы и третье поколение нашло себя в жизни.
- На личные увлечения время остается?
- Интересует история, особенно Франции, Англии, Гражданской войны и первого периода Советской власти. Люблю рыбалку. Раньше в Бобров ездил с удочками, а сейчас, увы, слишком занят…
Беседовала Евгения Лежанина
Источник: газета «Коммуна», №104 (25732), 12.07.11г.