Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Испытание космосом

12.07.2011

Юбилей | Владимир Рачук из поколения людей, считающих, что работать нужно не ради денег и наград

Вчера, 11 июля, в адрес генерального директора - генерального конструктора Воронежского КБХА Владимира Рачука пришло поздравление Президента России Дмитрия Медведева.

«Уважаемый Владимир Сергеевич! – говорится в телеграмме. - Примите мои поздравления с 75-летием и самые добрые пожелания. Талантливый конструктор и выдающийся организатор производства, вы прошли трудовой путь от инженера до руководителя ведущего ракетно-космического предприятия, внесли большой вклад в укрепление научно-технического и оборонного потенциала России. При вашем непосредственном участии созданы многие образцы ракетных двигателей, в том числе – для уникальной транспортной космической системы «Энергия-Буран» и доставки на орбиту аппаратов нового поколения «Глонасс-К». Здоровья вам, новых успехов и всего наилучшего».


Фото Константина Толоконникова.

11 июля коллеги, друзья и соратники по нелегкому труду завоевателей космоса также поздравляли юбиляра с 75-летием.

- Владимир Сергеевич, а у вас есть воинское звание?

- Когда-то был капитаном. А сегодня обхожусь без звезд и погон. Я - гражданский генерал, - пошутил Владимир Рачук.

Он повторил судьбу многих крупных руководителей советских времен – начал работу в конструкторском бюро химавтоматики с азов и дошел до должности генерального директора - генерального конструктора предприятия по разработке и выпуску двигателей для космических ракет. Специалист крупного масштаба. Почетный гражданин Воронежа и лауреат Государственной премии, доктор технических наук, профессор и заведующий кафедрой ВГТУ.

Умный, требовательный, с высоким интеллектом и хорошо развитым чувством юмора. Личность, одним словом.

- Владимир Сергеевич, всякий раз невольно удивляешься жизненным поворотам в судьбах людей. Вот вы закончили строительный институт, получили неплохую специальность, работали и вдруг пошли учиться в политехнический на авиационный факультет. Что вас побудило круто изменить жизнь?

- Мечта. В детстве буквально бредил самолётами. После школы по ряду причин не смог поступить в Московский авиационный институт. Закончил Воронежский строительный и уехал на ударную комсомольскую стройку в Сибирь, под Красноярск. Шел 1959 год. До полета Юрия Алексеевича Гагарина оставалось два года.

Когда это событие произошло, как и весь наш народ, рад был безумно. А как только полетел второй космонавт - Титов, детская мечта вспыхнула с такой силой, что места себе не находил. Написал заявления сразу в два авиационных института - Москвы и Казани. Мне ответили, что второе высшее образование можно получить только в случае болезни. Это меня совсем не успокоило.

В Воронеже знакомый по секрету шепнул, что в городе есть предприятие, разрабатывающее ракетные двигатели – почтовый ящик-20 (об этом в первые годы мало кто знал), и туда можно устроиться со специальностью инженера-строителя. Тогда я рассчитался со стройкой и вернулся домой к родителям.

В КБХА устроиться было не так-то просто. Вначале попал к военным строителям, которые работали на территории предприятия. Подал заявление в Воронежский политехнический на вечернее отделение авиационного факультета.

Приняли сразу на четвёртый курс. Только после этого сумел перейти в цех сборки двигателей. А уж оттуда в 1964 году попал в КБ старшим техником-конструктором.

Прежде чем стать руководителем предприятия в 1993 году, прошёл десять должностей.

- Одним словом, ракетные двигатели известны до винтика.

- В какой-то мере.

- А вы помните, каким было настроение в обществе в 60-е годы минувшего века?

- Каждый из нас испытывал огромную гордость за страну. В космос отправлялись Николаев, Попович, Терешкова, их друзья по отряду, и каждый полет был событием. Народ ликовал. Это сейчас, когда отлетали до полутысячи космонавтов, отправка кораблей превратилась в обычное дело.

А тогда мы знали всех героев в лицо. И не только советских, но и американских. Мне повезло в США встретиться с первым астронавтом Аланом Шеппардом. Одни интересы, одна тема для разговоров.

А когда Армстронг полетел на Луну, я, не дожидаясь газет, всю ночь слушал «голос Америки», репортаж о полете с синхронным переводом комментария самого астронавта о том, что он видит и ощущает.

Это было незабываемо.

И в те годы, и сейчас до сих пор считаю, что работа на нашем предприятии для молодых – самая престижная и увлекательная. Но тогда росло поколение, считающее, что работать можно не только ради денег и наград.

- В середине 60-х КБХА поручили разработку ядерного двигателя. Вы и ваши товарищи с заданием справились на отлично. Это была разработка на перспективу? Или уже в те годы собирались отправлять экспедицию к дальним звездам? Как развивались события?

- Шел 1965-й год. По заданию Министерства общего машиностроения была образована группа конструкторов. Нас принял в Москве начальник главка Иван Ильич Абрамов и сообщил, что есть постановление правительства о создании ядерной энергетической установки. После объезда ряда предприятий атомной отрасли в Обнинске, Подольске, института имени Курчатова мы начали работу.

Над двигателем трудились более десяти лет. Я ушел из отдела чуть раньше, но защитил кандидатскую диссертацию, после чего переключился на кислородно-водородный двигатель для ракеты-носителя «Энергия». Первый запуск ее состоялся 15 мая 1987 года, и это событие до сих пор считается величайшим достижением в ракетостроении. Мы наблюдали за взлетом из бункера Байконура, ликовали, как дети. Ракета – все-таки штука сложная, а тут стартовала ввысь махина с массой две тысячи тонн. И полетела с первого раза. Это, действительно, было огромнейшей победой.

А 15 ноября 1988 года на «Энергии» отправился в космос первый корабль «Буран». В автоматическом режиме. Если американские «Шаттлы» до сих пор спускают с орбиты на Землю вручную, то «Буран» полетел без пилота и благополучно вернулся в заданную точку!

Четыре наших кислородно-водородных двигателя РД-0120 тягой по двести тонн каждый отработали четко. В них вложен огромный труд конструкторов, инженеров, слесарей-сборщиков, испытателей. Представьте, сколько за эти 13 лет было одних командировок, заседаний, отчетов, Со временем мы не считались. Работа очень интересна. Я как руководитель работ получил за разработку двигателя Государственную премию.

Ну а готовый ядерный двигатель отложили до лучших времен. Аналогичный создавали американцы. Могу сказать, что по ряду параметров наш лучше.

- Владимир Сергеевич, в конце июня вы летали в Ле Бурже, во Францию, на Всемирную авиакосмическую выставку. Каковы впечатления, как выглядела Россия на фоне других стран?

- Мы всегда знали, что наши ракетные двигатели – лучшие, и лишний раз убедились в этом. В Ле Бурже, как правило, приезжают специалисты со всех стран, интерес к экспонатам повышенный. Но в этом году российская часть выставки выглядела не очень представительно. Мало новинок. Хотя в запасе есть большое количество перспективных разработок, которые в ближайшие годы могут быть внедрены.

- Если говорить предельно честно, то сегодня у нашего общества есть два фактора, которыми с полным основанием можно гордиться: победой над фашизмом и космическими достижениями. Эта планка не должна снизиться. Каковы планы у КБХА на ближнюю и дальнюю перспективы?

- Грандиозные. Сейчас у нас в разработке три новых двигателя. А с модификациями – их пять. Первый предназначен для модернизированной ракеты «Союз-2-1б». Этот же двигатель будет использоваться на «Ангаре», которая полетит в 2013 году. Второй двигатель разрабатывается для ракеты легкого класса «Союз-2-1б» Её старт состоится в будущем году. Следующие два двигателя – кислородно-водородные оригинальной конструкции - будут использованы на разгонном блоке «Ангары» и в составе новой ракеты для строящегося космодрома «Восточный».

Кроме того, сейчас начали разрабатывать двигатель на новом горючем – сжиженном природном газе. Использован он будет для многоразовой ракетно-космической системы.

Так что работы не на один год и не на одно десятилетие.

Помимо этого, изготавливаем летные двигатели для ракеты «Союз-2-1б». Шестнадцать штук сделаны, в этом году пополним их число еще пятью.

В последние годы государство начинает обращать внимание на космические разработки. За годы кризиса мы не потеряли технологии и приобрели новые

В последние годы государство начинает обращать внимание на космические разработки. Выделяют деньги на модернизацию производства и испытательных стендов. Хорошо помогает предприятию губернатор Алексей Васильевич Гордеев. КБХА было первым предприятием, куда он приехал сразу после назначения и лично убедился, что за годы кризиса мы не потеряли технологии и приобрели новые. За последние годы у нас появилось достаточное количество новой современной техники, суперкомпьютер. Растут грамотные способные молодые специалисты. Группа Андрея Гуртового из молодежного КБ, Юрий Лукин, Тимур Колбая, Андрей Иванов и другие. Они защищают кандидатские диссертации. Значительно выросло в творческом плане среднее поколение – Юрий Сасин, Виктор Горохов, Сергей Лобов, Валентина Космачева.

Не сдает позиций и старшее поколение – Анатолий Сысоев, Виталий Рубинский, Анатолий Дмитриенко, Вадим Орлов, Анатолий Ростиславин, Виктор Пригожин и другие.

- Что бы вам хотелось изменить в укладе жизни общества в первую очередь?

- Вернуться в какой-то мере к социальным принципам. Не должно быть так, чтобы один человек 100-метровые яхты менял, а другой влачил беднейшее существование. Мы сами в большой мере виновны в страшном расслоении общества – позволили этому произойти. Чрезмерно равнодушными стали.

- Если вы не приемлете какую-то черту характера у подчиненных или друзей, об этом можете прямо сказать, или поступаете как-то по-другому?

- Стараюсь прямо говорить. Для работы в одной команде люди должны друг друга с полуслова понимать. Мы заняты слишком ответственным делом, чтобы тратить силы и внимание на интриги и обиды.

У меня есть старинный друг Борис Соколов, конструктор ракетных двигателей, сейчас - советник генерального конструктора в РКК «Энергия» имени Королева. Он мне дал хороший совет: «Все проблемы дальше рубашки не пускай». Всем бы надо этого совета придерживаться. Тогда и отношения будут ровнее, и нервы в порядке.

- С сыном часто видитесь? Он тоже крайне занятой человек. Командир подлодки, если не ошибаюсь?

- Был им, а сейчас Сергей в Петербурге. Закончил в прошлом году Академию Генштаба и служит начальником Военно-морского Управления объединенного стратегического командования «Запад». Домой приезжает нечасто, разве что в командировки.


Сын генерального конструктора Сергей Рачук с Владимиром Путиным после вручения медали
«Золотая Звезда» Героя Российской Федерации


Общий сбор семьи: младшая Ольга выходит замуж.

А дочерей у меня две. Старшая Нелли тоже в Питере. Она – кандидат филологических наук, преподает в Артиллерийской академии. Обучает иностранных студентов. Закончила ВГУ. Младшая Ольга – историк, после Воронежского госуниверситета заканчивает диссертацию. Еще есть две внучки и внук. Хотелось, чтобы и третье поколение нашло себя в жизни.

- На личные увлечения время остается?

- Интересует история, особенно Франции, Англии, Гражданской войны и первого периода Советской власти. Люблю рыбалку. Раньше в Бобров ездил с удочками, а сейчас, увы, слишком занят…

Беседовала Евгения Лежанина

Источник: газета «Коммуна», №104 (25732), 12.07.11г.


Возврат к списку