Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Политический дневник. Синдром «Хромой лошади»

14.07.2011

На минувшей неделе в России случились два события, разом обесценившие ту парадную картинку действительности, которую чаще всего демонстрируют российские СМИ, особенно в преддверии общенациональных выборов.

Первое событие – массовая драка в небольшом уральском поселке Сагра, участниками которой, с одной стороны, были местные жители, в основном мужчины, а с другой – приехавшие на машинах из Екатеринбурга молодые люди, около 60 человек. И с той, и с другой стороны в ход были пущены вилы и обрезы, травматическое оружие. Перестрелка длилась почти 40 минут, затем колонна автомашин уехала обратно в Екатеринбург. Там на следующий день от огнестрельного ранения скончался 28-летний племянник 3естного уголовного «авторитета».

Предметом конфликта стало поведение поселившихся недавно в Сагре членов семьи, промышлявших продажей наркотиков и воровством. Для жителей старинного уральского села подобное поведение было совершенно нетипичным и неприемлемым, вследствие чего они потребовали выселения новоявленных соседей. В ответ их соплеменники решили, видимо, «навести порядок», как они его понимали. Призрак печально известной краснодарской станицы Кущевской незримо витал над уральским селом. К счастью, количество жертв оказалось минимальным, чего не скажешь о моральной травме для селян, до сих пор приходящих в себя от пережитого нервного потрясения.

Но главное потрясение все-таки заключается в том, что государственные институты в очередной раз показали свою беспомощность перед наглой силовой разборкой.

Речь идет прежде всего о полиции, якобы стоящей на страже общественного порядка и нашей безопасности. Не сработала система оповещения, никакой реакции не было на многочисленные звонки жителей села, когда сражение местного масштаба уже началось. Не был объявлен план-перехват с целью задержать нападавших.

Не случайно первая реакция правоохранительных органов на случившееся заключалась в том, чтобы обвинить жителей села в смерти одного из нападавших. Лишь всеобщее возмущение заставило руководителя Следственного комитета при Генеральной прокуратуре России Александра Бастрыкина оперативно вылететь в Сагру и уже на месте выявить всю картину произошедшего.

Установлены участники перестрелки с обеих сторон. В село были введены два наряда полиции с целью воспрепятствовать возможному возобновлению агрессивных действий участников конфликта. Как всегда, возникло замешательство с его идентификацией. Поначалу промелькнуло сообщение о том, что приехавшие в Сагру агрессивные «гости» являются выходцами с Кавказа. Затем эта информация исчезла. И вот уже ответственные чиновники вкупе с журналистами упорно стремятся показать, что у конфликта нет никакой этнической подоплеки, и что возник он исключительно на бытовой почве.

Почва, возможно, и бытовая, но размежевание сторон и их мобилизация в подобных конфликтах все чаще осуществляются по этническому признаку. Подобное же развитие событий мы видели в карельской Кондапоге, в других городах и весях России. Нездоровая моральная среда обитания, вседозволенность для одних и тотальные запреты для других категорий граждан, коррумпированность полиции, «перезагрузившейся» и обновившейся только по названию, создают благоприятные условия для всевозможных конфликтов. Когда же к этим факторам подмешивается еще и этническая составляющая, а представители инокультурных групп ведут себя в традиционной русской среде не слишком корректно по отношению к коренному населению, происходит побоище.

Увы, должных выводов из подобных событий федеральные и региональные власти не сделали, а значит, столкновения подобного рода могут возникать и впредь. Российское общество, названное одним из западных политологов «агрессивно-неподвижным», постепенно переходит в агрессивно-подвижное состояние, и от такой подвижности становится не по себе.

Другая трагедия случилась на Куйбышевском водохранилище, где под Казанью, всего в трех километрах от берега, затонул теплоход «Булгария», на борту которого находилось, по разным данным, около 200 пассажиров, в основном – небогатых людей, приобретших путевки для речного круиза. Часть из них плыли «зайцами», т.е. не имели на руках проездных билетов и, вполне возможно, составляли своего рода дополнительный перегруз на борту корабля. Никто из них не был застрахован. На теплоходе находилось более 50 детей, которых – по трагической случайности – незадолго до катастрофы собрали в игровой комнате в нижней части судна. Эта игровая комната и стала их братской могилой: выбраться не смог никто.

Подлинный масштаб трагедии измеряется не только количеством жертв, в первую очередь детей (а всего погибших более 80 человек), но и вопиющей халатностью тех структур, которые несут прямую ответственность за безопасность пассажиров.

По рассказам очевидцев, а также выживших в этой страшной ситуации участников круиза, теплоход уже в момент отплытия из Казанского речного порта кренился на один бок, и у него был неисправен один из двигателей. 55- летний капитан судна Александр Островский, отправившийся в рейс со своей гражданской женой (судьба обоих трагична) имел полное право отказаться, мотивируя свой отказ неисправностью корабля и перегрузом пассажиров. Однако он этого не сделал.

Кроме того, сама система безопасности на воде оказалась не на высоте. Шлюпок и спасательных средств на судне хватало, но ни капитан, ни технические службы не подготовили людей к экстремальной ситуации. Ни разу не был проведен инструктаж – так называемая шлюпочная тревога. Поэтому пассажиры просто не успели воспользоваться теми возможностями для спасения, которые у них были. Не хватило времени – теплоход ушел под воду в течение трех минут.

Пресс-служба Министерства транспорта оперативно поведала разгневанным посетителям Интернета, бурно обсуждавшим случившееся, что на теплоходе «Булгария» и плавательных средств хватало, и судно было признано годным к эксплуатации, поскольку в недавнем прошлом прошло соответствующий ремонт. Виновата непогода: смерч, сильный ветер с дождем, бушевавший над Волгой где-то в течение двадцати минут.

Как всегда, чиновники не хотят брать на себя ответственность за случившуюся трагедию, выискивая смехотворные способы для самооправдания.

Между тем люди, не понаслышке знающие состояние речного флота России, отмечают полный износ большинства судов, построенных пятьдесят с лишним лет назад. По словам одного из экспертов, «у нас все сделано для народа еще в 1955 году. А вот новые яхты – только для чиновников».

Кто следит за речным флотом и несет ответственность за его состояние? Кто проводил сертификацию туристических компаний, владельцев судов? Кто занимался проверкой технического состояния теплохода непосредственно перед его выходом в рейс? Почему почти не оказалось служб спасения на воде? Чем же в таком случае занимаются Ростехнадзор и Министерство транспорта?

Руководитель последнего Игорь Левитин спустил на воду под Казанью траурный венок. Неужели только к этому сводится теперь деятельность его ведомства? Сколько еще жизней потребуется принести в жертву, чтобы алчные бизнесмены и коррумпированные чиновники понесли наконец заслуженное наказание за свою беспредельную жадность и безответственность?

К сожалению, мы уже привыкли, к страшной примете августа, ежегодно приносящего нам какую-нибудь трагедию. На этот раз август наступил в июле, когда повторился синдром «Хромой лошади»: привычное российское разгильдяйство вновь предстало во всей своей красе и нашло-таки новые жертвы. Неужели и на этот раз дело закончится лишь легким испугом для тех, кто давно уже заслужил полноценное уголовное наказание?

Речь, разумеется, не о мелких исполнителях, своего рода «стрелочниках». Похоже, наступило время «ударить по штабам»: уж больно затхлой стала там атмосфера.

Автор: Александра Глухова, доктор политических наук, профессор ВГУ.

Источник: газета «Коммуна», №105 (25733), 14.07.11г.


Возврат к списку