Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Ответить на вызов судьбы

14.07.2011

Человек и его дело | Работа в эпицентре чрезвычайных ситуаций проверяет человека на прочность

Врач «скорой помощи» – особая профессия. Даже не профессия – образ жизни. Всегда считала, что люди, работающие на «скорой», выбирают её в силу стечения обстоятельств ну и, безусловно, сообразно со своим характером. Оказалось, всё не так. Врач «скорой помощи» с 16-летним стажем Светлана Королёва уверена, что не человек выбирает свою судьбу, а сама работа, требующая определённых черт характера, «решает», кто останется в этой экстремальной профессии, а кто не потянет…

Обострённое чувство ответственности за ближнего знакомо Светлане с детства. Ещё, будучи девчонкой, она осознала, какой непростой психологический груз берёт на свои плечи медик: родная тётя нашей героини трудилась в одном из воронежских роддомов. Слушая её рассказы, со стороны наблюдая за буднями родильного отделения, Светлана поняла: люди в белых халатах – почти боги. Особенно в те моменты, когда жизнь человека - как взрослого, так и только появляющегося на свет, полностью в их руках.

Неудивительно, что после десяти классов девочка решила поступать в Воронежское медицинское училище, которое окончила с красным дипломом, и откуда пришла на своё первое место работы - роддом №2.

- Так сложились обстоятельства, – рассказывает Светлана Королёва, - я устроилась на «скорую» на четвёртом курсе института. Далее все своим чередом - учёба в Воронежском медицинском институте и когда после его окончания встал выбор: роддом или «скорая помощь», четко решила – «скорая».

Самые сложные, по мнению нашей собеседницы, первые месяцы в службе «скорой помощи». Молодому специалисту необходимо освоить навык быстро реагировать на очередное ЧП, хладнокровно его анализировать, молниеносно принимать решения, включая при этом интуицию и психологическую защиту.

Последнее – особенно важно. Ведь каждый вызов бригады «скорой помощи» (а их за смену может быть и 15, и 20!) – это погружение в стрессовую ситуацию. Будь то дорожно-транспортное происшествие с тяжёлыми последствиями, бытовая травма, сердечный приступ. Ни сам пострадавший, ни его родные не в коей мере не должны усомниться в профессионализме медиков! Очевидно, что в такие минуты близким людям пациента и самим необходима помощь, поддержка, слова ободрения…

– Психологические нагрузки, которые ложатся на бригаду «скорой помощи» – колоссальные, - продолжает наша собеседница. – Не буду лукавить: были моменты, когда казалось, что силы на пределе, иногда посещала мысль: не сменить ли эту работу на другую, более спокойную. Но как только усталость после «горячей смены» отступает, думаешь: работа, хоть и напряжённая, но интересная, коллектив сплочённый и надёжный. Разве от этого так легко отказываются?

И всё-таки одну попытку уйти от работы на «скорой» Светлана Королёва предприняла. Устроилась терапевтом в поликлинику. Поработала целых три года и … более не смогла. Вернулась к привычной работе, но уже на Ленинской подстанции.

- В поликлинике себя сложно реализовать: поглощает рутина. Потом разобралась в себе и поняла: наверное, за 14 лет выездов на вызовы накопился некий груз усталости. Да, нужно было что-то менять. Но не так кардинально, - говорит Светлана Ивановна. - И как только мне удалось дистанцироваться от «скорой», стало очевидно: работа очень ответственная, тяжёлая и физически, и морально, но не я – она меня выбрала.

И снова поздний вызов. И опять на трассе крупное ДТП. А значит, доктору Королёвой необходимо оценить степень угрозы для жизни людей, мобилизовать тех, кто оказался в зоне ЧП, на то, чтобы извлечь из-под обломков пострадавших, нейтрализовать «зрителей» и прочих любителей давать советы. Иными словами, разрулить ситуацию.

- В такие моменты – главное – это вести себя предельно сдержанно и корректно, - признаётся Светлана Ивановна. - За годы работы в бригаде «скорой помощи» видела всё, что только можно. Сейчас, когда моя работа связана с Воронежским территориальным центром медицины катастроф, мы курируем сложный отрезок трассы «Дон» - в районе Чертовиц. Буквально этой зимой выезжали туда неоднократно.

Один эпизод особенно памятен.

Поздним январским вечером – сигнал на выезд. Приезжаем к месту аварии. Зрелище не для слабонервных. В ехавший со стороны Ростова-на-Дону тяжело гружённый «КамАЗ» врезалась легковушка. От удара автомобиль отскочил в сторону. Его водитель отделался незначительными травмами. Ну а с «КамАЗом», на первый взгляд, всё куда серьёзнее. Машина улетела в кювет, где сложилась буквально пополам. Кабину водителя при этом зажало сплющенным фургоном. Он лежит на боку, да так, что и не подберёшься. Всё, что удаётся увидеть – голова и рука пострадавшего.

С этой минуты начинается отсчёт времени, в течение которого бригада спасателей билась за то, чтобы извлечь парня из груды металла. Два часа работы на морозе. Два часа борьбы и отчаяния.

- Честно скажу: оценив то, что мы увидели, ожидала, что вытащим буквально мешок с костями. Но парень, видать, в рубашке родился: ни одной царапины, - заключает Светлана Королёва.

Смена бригады «скорой помощи» – сутки. 24 часа сумасшедшей работы. Конечно, врача может ждать и бабушка с подскочившим давлением. Но может быть и совершенно иная – тяжёлая, полная драматизма ситуация.

- Случай в моей практике единичный, - рассказывает наша героиня. - Сотрудник отдела охраны 26-летний парень стоял на остановке в ожидании транспорта. Внезапно на молодого человека напали неизвестные и чиркнули бритвой по шее. Благо, отделение охраны, где парень только что сдал смену, оказалось рядом. Кое-как охранник до него добрался и, истекая кровью, рухнул на пол. Когда подоспела наша бригада, парень был практически без сознания. Пульс слабый. Давление низкое. Всё отделение залито кровью.

Мы быстро взяли ситуацию под контроль. Наложили повязку. Водитель помог поставить пострадавшему капельницу. Вызвали по рации реанимацию. Большое везение – мимо ехала ещё одна бригада «скорой помощи». Общими усилиями мы оперативно вывели пострадавшего из опасного состояния, передали бригаде реанимации, потом был стационар, где больному сделали операцию. В общем-то, спасли жизнь. Знаю, что сейчас он продолжает работать в органах внутренних дел, жив-здоров.

Можно привыкнуть к человеческим страданиям? К чужой трагедии и боли? К виду крови?

По утверждению Светланы Ивановны, в работе страшно отнюдь не это. Гораздо страшнее алкоголики и наркоманы. Ситуации, когда доктор «скорой помощи» один на один остаётся с тем, для кого ценность как собственной, так и чужой жизни равна нулю.

Что формирует профессиональные характеристики врача «скорой помощи»?

Смелость, уверенность в себе, умение быстро принимать решения, понимая при этом, что от того, насколько профессионально и чётко сработаешь, будет зависеть результат, в конечном итоге здоровье, а чаще всего и жизнь человека.

- Ответственность за то, как поступить с больным, какие ввести препараты, везти в больницу или оставить дома - целиком на враче, - рассуждает наша собеседница. – Правильные решения подсказывает большая практика. Самая важная черта характера для врача «скорой» - самостоятельность.

Светлана Королёва подошла к такому рубежу, когда накоплен колоссальный профессиональный и житейский опыт. Им необходимо делиться. Работа в Центре медицины катастроф даёт такую возможность.

- Пришла сюда 1 сентября 2008 года. С 2009 года Центр начал работать по федеральной Программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». В связи с этим за Центром закреплён участок трассы М4 «Дон» протяжённостью 31 км. Бригады «скорой помощи», реанимационные бригады участвуют в оказании медицинской помощи пострадавшим на данном отрезке трассы, а также в их эвакуации в областную больницу. На нашей базе организована работа учебно-методического отдела по подготовке водителей и сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. Это дело мы начинали буквально с нуля.

Предварительно я прошла обучение во Всероссийском центре медицины катастроф «Защита». В Воронеже тем временем полным ходом шло материально-техническое перевооружение. В нашем Центре оборудовали компьютерный зал, приобрели для занятий по федеральной программе специальные манекены-тренажёры.

Для того чтобы грамотно наладить процесс, проработали горы документов.

Первыми, кто включился в программу и прошёл обучение в Центре, стали сотрудники ГИБДД, пожарные, спасатели, фельдшера «скорой помощи» из районов области.

Самой Светлане Королёвой работа в Центре позволила не терять связь с практикой. Врач «скорой помощи» выезжает на ДТП, которые происходят на воронежском участке федеральной трассы «Дон» и за его пределами.

- Полюбила процесс преподавания. Особенно работу с фельдшерами, - говорит наша героиня. - Есть, что рассказать, чем поделиться. В плане практики всегда готова использовать свои знания и опыт для оказания помощи наиболее тяжёлым категориям больных и пострадавших в чрезвычайных ситуациях.

Для кого-то они из ряда вон выходящие, а для Светланы Королёвой - обычная работа.

Автор: Наталья Столповская

Источник: газета «Коммуна», №105 (25733), 14.07.11г.


Возврат к списку