Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Коронация с танцами

16.07.2011

Культура | Пятая международная летняя театральная школа многому научила молодых актёров из Воронежа

На три недели собрала школа в подмосковном пансионате «Звенигород» 82 молодых артиста из России, США, Великобритании, Болгарии, Венгрии, Австрии, Узбекистана, Эстонии, Молдовы. За пять лет здесь побывали около 400 актёров из 38 стран.



Дмитрий Карташов.(Воронежский ТЮЗ)

В этом году из Воронежа приехали Дмитрий Карташов (ТЮЗ) и Антон Тимофеев (академический театр драмы имени А.В.Кольцова). Антон, кстати, ещё в прошлом году мог стать одним из слушателей – таков был приз Союза театральных деятелей за активное участие в жизни СТД и нашего Дома актёра. Но тогда не получилось: в театре шли репетиции спектакля «Арест».


Антон Тимофеев ( Воронежский (академический театр драмы имени А.В.Кольцова). ) в спектакле «Кинотанец»

Школа - международная, но ученики были в той или иной мере русскоговорящими. Кто-то учился когда-то в нашей стране, у кого-то здесь корни.

Важнее языковых различий то, что все интересуются русским театром. Конечно, финн и японец уроки Станиславского понимают по-своему, но занятия в школе помогли найти точки пересечения. Или целые пространства. «Во время первого капустника мы пели на разных языках «В траве сидел кузнечик». А ещё - танцы национальные показывали», - рассказывают воронежские артисты.

В «Звенигороде» жизнь бурлила с раннего утра. После завтрака – три занятия по полтора часа каждое, затем обед, потом репетиция до восьми вечера, в восемь – ужин, затем – свободное время, которое всё равно многие тратили на продолжение репетиций. «Спать удавалось часа по три!» - признаётся Дмитрий. «Когда мы вернулись в Союз театральных деятелей, чтобы уже разъезжаться по домам, охранник удивился: «Что ж вы все незагорелые!», - вспоминает Антон.

Программа включала тренинги по речи, современному танцу, движению, фехтованию, акробатике, гриму, занятия с фониатором – врачом, который отвечает за работу связок.

Педагоги приходили абсолютно разные, так что даже в рамках одного предмета была возможность поработать по разным методикам. «У каждого педагога - свой подход, и иногда он даже важнее, чем сам тренинг», - считает Антон Тимофеев.

Немножко отдохнуть удавалось разве что во время редких прогулок по Москве – да ещё на просмотре столичного спектакля. Кто-то мог посетить «Лица» театра «Et Cetera» под руководством Александра Калягина, кто-то – постановку Сергея Женовача «Брат Иван Фёдорович» по «Братьям Карамазовым» Ф.М.Достоевского. Женовач стал одним из гостей театральной школы, приезжавших, чтобы провести мастер-класс.

- От этих встреч я, честно говоря, большего ожидал, признаётся Антон Тимофеев.– Разговор всё время уходил в сторону философии, рассуждений о судьбах театра, а это всегда приводит к неконкретике. Потому что, говоря о проблемах театра, никто не может предложить их решение.

Хотелось больше побеседовать, например, о том, как работает режиссёр. Но всё равно было интересно.

С первых дней слушатели школы разделились на четыре группы – каждой предстояло за три недели создать спектакль: итогом работы должны были стать четыре премьеры - две драматических постановки, одна кукольная, одна пластическая.

Дмитрий попал в группу ученика Анатолия Васильева - режиссёра Игоря Лысова. Под его руководством родился драматический спектакль «Коронация» по пьесе Марека Модзелевского. «Мы её назвали «мифом», - добавляет артист. Карташову была доверена роль Мацека – главного героя. В какой-то момент работы участники группы пришли к идее вывести на сцену одновременно два состава.

Таким образом, и Мацеков в этом спектакле оказалось сразу двое. Эксперимент с раздвоением личностей удался и даже зрителей не запутал.

- Это первый в моей жизни спектакль, где в финале буквально ревут все, и я в том числе, - рассказывает Дмитрий Карташов. – А после становится очень легко, хочется петь… Мне повезло, что я встретил такого режиссёра, как Игорь Лысов. Мы все дышали одним воздухом, жили эти три недели, словно одна семья. Очень интересно было познакомиться благодаря Лысову со школой Анатолия Васильева. Это не школа переживания. На сцене надо играть.

Антон участвовал в пластическом спектакле «Кинотанец» на музыку из советских фильмов. Ставил его хореограф Ренат Мамин. На занятиях Тимофеев выявил в себе возможности, о которых прежде до конца не подозревал.

- Мы не иллюстрировали музыку, а показывали своё восприятие. У Мамина были уже придуманы какие-то точки, которые должны быть в спектакле, но в остальном он давал нам полную свободу. Пару танцев, например, я режиссёру предложил. Просто подошёл и сказал, что мне нравится песня «Ах, сударыня» из «Обыкновенного чуда». Был один номер, где Мамин просто включил музыку, и все ребята импровизировали под неё на сцене – каждый свою историю. Это были именно «монологи»: «я – со всеми, но я – один».

Зрители приходили на спектакли самые обычные – жители Серпухова, Звенигорода. И они были от увиденного в восторге.

- В Серпухове состоялся первый показ «Кинотанца» – самый сложный, волнительный, - вспоминает Антон Тимофеев. - На поклон нас вызывали восемь раз. Тема спектакля оказалась очень близка людям. До последнего казалось, что у нас не хватает времени, но с появлением зрителей всё выстроилось. И до слёз мы людей тронули, и посмеяться у них была возможность. Иногда на репетициях возникало ощущение, что действо будет больше напоминать концерт, однако картинка сложилась. Спектакль получился отличный! Один из лучших за всю мою карьеру.

– Конечно, прощаться со спектаклями, которым отдано столько сил, артистам было очень нелегко. «В последний день, в Москве, играли с замиранием сердца, с комом в горле, со слезами на глазах. Мы понимали, что уже никогда этого не станцуем. Всё очень грустно и здорово было», - говорит Антон.

«Я переосмыслил себя в актёрской профессии», - пожалуй, даже неважно, кто конкретно из моих собеседников произнёс эту фразу. Оба они ощущают: в их жизни случился после занятий в театральной школе радикальный переворот.

- Там было ощущение какого-то спокойствия, - признался Антон Тимофеев. - Всё рядом – ешь, учишься, репетируешь, общаешься. А в нынешней жизни этого нет. Увы, в театральную школу можно приехать только один раз, и это добавляет… трагедии, - после некоторой паузы подобрал он слово и сам ему улыбнулся.

Автор: Виталий Черников

Источник: газета «Коммуна», №107 (25735), 16.07.11г.


Возврат к списку