Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Воздух Родины своей

16.07.2011

Имя в искусстве | В его полотнах часто отражаются социальные сцены нелёгких и суровых будней. В этом он близок русским художникам-передвижникам

…На живописном полотне – Рюрик. Тот самый, которого древние летописцы считали предводителем варяжских дружин. Тот самый отчаянный варяг, призванный из-за моря русичами для того, чтобы положить конец их междоусобицам. Вглядываясь в этот портрет, невольно вспоминаешь историю Древней Руси, эпизоды правления Рюрика сначала в Ладоге, а затем и в Новгороде. Автором же примечательного портрета является хорошо известный в Воронеже живописец Александр Курзанов.

В прошлом году вышла из печати небольшая книжица «Кисть и слово» десятиклассницы из Нового Курлака, что в Аннинском районе Воронежской области , Татьяны Галиной. В книге она попыталась представить жизненные перипетии художника.

«Александр Курзанов родился 18 января 1938 года в Воронеже, – пишет автор.– Но все его корни – в селе Новый Курлак. Почему родители Саши уехали из родного села? Оказалось, что всему виной сталинские репрессии. Курзановы были известны в Курлаке как хозяйственные, умеющие и любящие работать люди… Но в год «великого перелома», или, как его ещё называли, в год сплошной коллективизации, такие люди стали неугодны властям. Они пытались сопротивляться, но в итоге оказались за решёткой и на Соловках».

И далее:

«Родители Александра Михайловича скитались по стране, спасались от голода. И трудились. Сначала на торфяных разработках в Тамбовской области. Я знаю, что это была настоящая каторга. Затем Михаил Фёдорович и Елена Иосифовна Курзановы переехали в Воронеж, работали на стройках. В Воронеже и родился будущий художник».

Помню, я как-то встретился с Александром Михайловичем на открытии его очередной юбилейной выставки в Воронежском художественном музее имени И.Н. Крамского.

Обращая взор в прошлое воронежского края, художник вёл нас от одного исторического полотна к другому, заставляя окунуться в запечатлённую им Петровскую эпоху. Внимание приковывали картины «Колокола на пушки!», «Корабельные верфи при луне», «Петровский остров». От эпохи Петра Первого живописец повёл нас к годам более близким, показывая полотна «Драгуны», «Акатов монастырь», «Улицы Воронежа ХIХ века», «Костры России», а от них проложил мостик к годам молодой Российской республики и к её непростым сегодняшним будням.

В памяти осталось и то, что на обсуждении работ живописца высокая оценка прозвучала из уст большого мастера исторической живописи, лауреата премии имени Сергея Радонежского Василия Павловича Криворучко.

- Мы рады, - сказал он тогда, - что ты, Саша, показал нам старину родного города, передал неповторимую красоту его исторических и архитектурных памятников, которую все мы обязаны беречь с душевным благоговением! Спасибо тебе за добрую песню о старом Воронеже! В живописи пока никто не сумел сложить её так, как это сделал ты.

Несколько лет Курзанов работал над иллюстрациями к поэтическому сборнику Алексея Кольцова, предложив их зональной выставке в Курске. А ещё он внёс немалую лепту в создание общедоступной художественной галереи в аннинской средней школе №1, в которой он учился и которую окончил. Началось же всё обустройство галереи с полотна «А.С.Пушкин и Н.Н.Гончарова».

Обширный ряд живописных портретов он посвятил своим землякам-аннинцам, создал интереснейшую летопись пяти поколений новокурлакского рода Макаровых.

Ещё один занятный факт: не так давно вышел в свет альбом-каталог «Александр Курзанов», собравший цветные репродукции многих произведений художника.

Кстати, финансовую поддержку в издании каталога оказали нашему земляку его американские друзья Русс и Роберт Гаррен, явившиеся авторами создания в США галереи русского искусства.

Талант Александра Курзанова многогранен, его творчество обладает широким художественным диапазоном. Нередко он обращается к глубинной природе русского народа, его непростой судьбе, находя здесь весьма острые социальные сцены нелёгких и суровых будней. Многие произведения этого цикла перекликаются с работами русских художников-передвижников.

Пройдя профессиональную подготовку в Рязанском художественном училище, а потом в Тбилисской академии художеств, Александр Курзанов работает в разных жанрах изобразительного искусства, обращаясь в своём творчестве и к пейзажам, и к портретам, и к большим жанровым сценам.


Александр Курзанов «Яхт-клуб. Воронеж ХIХ век».

Однако пора возвратиться к тому, с чего я начал свои заметки. Увлёкшись историей Древней Руси, художник поставил перед собой цель воссоздать галерею портретов тех, кто стоял у руля России. Пристально вчитываясь в «Историю Государства Российского» Н.М.Карамзина, он принялся с новой энергией за портретную живопись, стремясь воссоздать лики от Рюрика до Николая Второго. А обратившись сначала к «Повести временных лет», он узнал об истоках первой правящей династии, основателем которой и был Рюрик.

Так один за другим стали появляться портреты Олега, Игоря, Святослава, Владимира Святославовича, Ростислава Мстиславовича, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Дмитрия Донского. Вряд ли стоит перечислять всех, кого запечатлел Александр Курзанов в этой обширной исторической серии. Их весьма много, все они разнолики и разнохарактерны, но в равной мере составляют славу и гордость России.

И последовавшие за княжескими портреты русских царей – воскрешают ещё одну галерею правителей России, напоминают о различных этапах жизни нашей страны, и тем самым составляют единое целое – её историю.

Все живописные произведения Александра Курзанова, созданные за многие годы его творчества, представляют неповторимые собрания образов разных поколений людей. Они пронизаны глубокими философскими раздумьями их автора о времени и о себе.

Художник выступает многоликим творцом, живёт заботами и чаяниями героев, дышит с ними одним воздухом…

Юрий ПОСПЕЛОВСКИЙ,
Заслуженный работник культуры РФ

Источник: газета «Коммуна», №107 (25735), 16.07.11г.


Возврат к списку