16.07.2011
Какой-то учёный заметил, что мужик не может прожить без того, чтобы не дать кому-нибудь в ухо. Такая уж у него «нутряная» потребность. И получались из этого форменное безобразие и вред, потому как делает это мужик без всякого смысла и пользы.
Особенно когда выпьет.
Чтобы облегчить сильному полу возможность «выразить себя» и показать свою удаль, раньше устраивали кулачные бои – «кулачки».
Бились ребятки на виду у всех без злобы и мести, соблюдая неписанные правила: сзади не бить, двое на одного – нельзя, упал на колени – не трогать, лежачего не бить… А если кто гирьку в варежку прятал, тому и свои, и чужие могли всыпать так, что тот надолго переходил на батьково иждивение.
Кончался бой – и победители, и побежденные, пожав друг другу руки и прополоскав у колодца рот, шли в ларёк выпить по «мерзавчику».
Потом «кулачки» запретили, а что хорошего? Схватят парня в темном углу, мешок на голову и мутузят компанией, калекой делают… А раньше кулачный бой был праздником. Бились улица на улицу, стенка на стенку.
Но главные бои проходили зимой, на Крещенские праздники. Ещё задолго до Крещения мужики и парни собирались по домам и под керосиновую лампу обсуждали предстоящие баталии. Вспоминали прошлые бои – кто кого уложил, у кого какой излюбленный приём, кто получил приз от городского головы.
В середине Крещенской недели солдаты 184-го пехотного полка расчищали снег на реке. С рассвета туда народ валом валил. У бани останавливались сани, крытые меховыми полстями – их благородия военные, купцы и городское начальство во главе с городским головою собирались на зрелище.
Военный оркестр играл «Егерский марш». На улице, спускавшейся от дома Коммерческого собрания к реке, гомонила толпа горожан. Пар из сотен лужёных глоток облаком поднимался в морозном воздухе. По рядам сновали торговки: «Пирожки горячие! Пирожки горячие…» Городовой – усы в инее, - заложив руки за спину, прохаживался взад-вперёд, дабы не случилось какого беспорядка.
А на льду лавина на лавину шёл бой. «А-а-а…» - неслось из края в край.
На Провальне и на мосту народ неистовствовал, раздирая глотки, орал:
- Давай, давай! Жми, напирай! Васька, не подкачай! Тимоха, поднимайся! Так его! Так его!..
И подзадоренные бойцы старались вовсю: под дых, под «микитки», в ухо, в переносицу – хрясь! Хрясь!..
Случалось, кое-кого выносили на руках, но это редко.
Чаще пострадавшие сами выходили на бугор, и тут девка парню, жена мужу обтирали снегом расквашенный нос, выгребали из-за воротника снег, давали высморкаться в тряпочку и – снова в бой.
Дрались главным образом мастеровые: Новосотенская слобода (плотники, кузнецы, шорники) против Лушниковской (сапожники, каменщики, кровельщики).
Горожане обычно оставались зрителями, однако и из их среды нет-нет да кто-нибудь из семинаристов, из молодых купцов, из конторщиков, не выдержав, скидывал драповое пальто, засучивал рукава и встревал в сражение.
К одиннадцати часам бой утихал. Кулачники расходились группами и по одиночке.
На реке, на истолчённом снегу, во многих местах, подкрашенным красным, чернели втоптанные в снег малахаи, рукавицы, пояса… У бани лучшему бойцу подносили стакан водки и серебряный рубль. Богатые люди на своё усмотрение одаривали любимчиков, после чего вся знать переходила на улицу и скрывалась в чайной. Туда же из саней тащили корзины с кульками и бутылками.
Яков КРАВЧЕНКО, писатель, г.Острогожск
Источник: газета «Коммуна», №107 (25735), 16.07.11г.