Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Любовь, сардины и импровизация

19.07.2011

Любовь, сардины и импровизация

Культура | Главный режиссёр Борисоглебского драматического театра имени Н.Г.Чернышевского рассказал о своём первом сезоне в Воронежской области


Фёдор Чернышёв. Фото Виталия Черникова
<

С Фёдором Чернышёвым мы пообщались во время недавних гастролей возглавляемой им труппы в областном центре. К новым спектаклям из Борисоглебска воронежцы проявили интерес. Чернышёв закончил в Москве театральный институт имени Бориса Щукина, долгие годы работал в Екатеринбурге – руководил Молодёжным камерным театром.

«Он существовал 15 лет, но был негосударственным, своего помещения не имел и в 1996 году прекратил существование», - вспоминает режиссёр.

В Борисоглебск Фёдор Николаевич попал из театра драмы города Каменск-Уральского Свердловской области. Впрочем, предоставим ему возможность самому рассказать о себе.

- В Каменск-Уральском я был и директором, и режиссёром, - рассказывает Фёдор Чернышёв. - Трёхлетний контракт закончился год назад, в театре началась реформа, а я стал искать новое место. Меня нашёл через Интернет директор Борисоглебского театра Владимир Мальшин. Мы с женой, актрисой Натальей Бахаревой, приехали, труппа и доброжелательная атмосфера в городе нам понравились.

Сначала я поставил два спектакля – «Валентина и Валентину» Михаила Рощина и «Валентинов день» - продолжение рощинской пьесы, написанное Иваном Вырыпаевым. Меня хотели главным сразу назначить, но я решил: пусть сначала я присмотрюсь к труппе, а труппа ко мне. «Валентинов день» ранее ставил в КаменскУральском, и грех было не вернуться к этой истории, тем более что исполнительница одной из главных ролей Наталья Бахарева приехала со мной – и здесь ей нашлась достойная партнёрша, актриса и режиссёр Анна Бондаренко.

Всё сложилось удачно!

- И сколько уже поставлено спектаклей на борисоглебской сцене?

- За сезон я выпустил четыре спектакля. Из них ещё не упомянул «Курицу» Николая Коляды и «Любовь и сардины, или Шум за сценой» Майкла Фрейна. Вы могли их видеть на наших гастролях в Воронеже.

- Из четырёх ваших первых постановок в Борисоглебске две – о театре и его людях…

- Это принципиальный выбор репертуара. Мне было нужно разобраться с труппой – как актёры ощущают себя в профессии, как видится ими закулисная жизнь, жизнь сценическая… «Шум за сценой» - ещё и проверка на профессионализм. В спектакле занята вся труппа, пьеса сложная, от секунды опоздания и не той реплики сразу всё меняется...

– …При этом актёры в нынешней труппе с разным опытом – у кого-то даже профессионального образования нет, только актёрская студия за плечами…

- Поначалу эта грань очень чувствовалась. Я в «Валентине и Валентине» занял нашу молодёжь, чтобы проверить её. Ребята, занимавшиеся в актёрской студии, которую вела Анна Бондаренко, как-то очень хорошо сработались, и я понял, что они вполне вменяемы и обучены. Постепенно разница в опыте стирается, и сейчас труппа вполне сбалансирована. Например, ученики Бондаренко - Максим Кудрявцев и Ольга Асташова - заняты в главных ролях, и они – просто замечательные актёры.

- Кстати, как артисты отнеслись к идее «Шума за сценой», комедии о том, как делается спектакль?

- Пьеса всех увлекла. Они сказали, что это будет сложно, но очень здорово и интересно. На гастролях в Воронеже был большой сюрприз. Сцена новая, некоторые актёры поменялись. Один из актёров, так вышло, два раза пропустил реплику и выход, но вся труппа начала импровизировать. И то, что получилось, мне понравилось. Я сначала, наблюдая, переживал, что же будет из-за накладки. Как же артисты вытянут? Сначала у них в глазах был ужас. Но они сразу собрались и всё сделали как надо.

- А каков элемент импровизации в «Шуме за сценой»? Со стороны нарастающий на сцене хаос производит впечатление действа очень выстроенного, едва ли не балета.

- На родной сцене всё рассчитано по секундам, по шагам. Но я дал актёрам большую свободу импровизировать в образах, в ролях. Они могут делать сюрпризы для партнёра в рамках диалога. Живое существование артиста, его непосредственная реакция является смыслом этого спектакля.

У меня принцип – актёр должен импровизировать. Если он на каждом спектакле делает одно и то же, я начинаю делать ему замечания: не повторяйся, что-то меняй! Партнёру по сцене ведь тоже должно быть интересно, он должен ждать сюрпризов, новых поворотов, новых подтекстов. Тогда актёры загораются, сцепляются… и начинается жизнь.

- «Валентинов день» вы показали в Воронеже дважды, на двух разных сценах, даже в разных погодных условиях…

- То были два принципиально разных спектакля. Впервые мы его привезли в февральские морозы, и в Доме актёра была жутко холодная атмосфера. Артисты, а особенно артистки, больше думали, как бы у них зубы не стучали на сцене. Тем не менее, они собрались и мужественно сыграли. А на гастролях было гораздо теплее, даже жарче, и народу больше, и нужная реакция из зала сразу пошла.

- Каким-то образом «Валентинов день» продолжил одну загадочную традицию борисоглебского театра: уже не впервые на его сцене живые персонажи находятся в постоянном диалоге с умершими. Это Борисоглебск так влияет? Почему очень разные режиссёры, появившись здесь, рано или поздно ставят спектакль, в котором живые на сцене сосуществуют с мёртвыми?

- (смеётся) Борисоглебск – город тихий, спокойный, провинциальный. Жизнь замирает часов в шесть вечера. Он раза в три меньше промышленного Каменск-Уральска, где я работал. Зато в Борисоглебске своё здание у театра, оно атмосферу хранит. Это город, в котором заметна культурная прослойка.

И во многом она сформирована, наверное, театром и его хорошими традициями. Мне кажется, если в городе есть театр, он влияет на жизнь даже людей, которые не ходят в него. Просто фактом своего существования. Он создаёт атмосферу культурного центра.

- Одна из главных проблем провинциального театра – текучка кадров. Артисты приезжают на один сезон, а затем уезжают туда, где предложили более выгодные условия. Какова сейчас ситуация с труппой?

- Представители старшего поколения остаются. Проблема, конечно, с молодёжью. Те, кто начинал в студии при театре, хотят получить образование. Я уговариваю ребят, которые собираются пойти учиться, поступать на заочное отделение, чтобы они могли продолжать работу. Думаю, кардинальной смены не будет. В труппе появились новые актёры. Вернулись в театр работавшие здесь ранее Татьяна Гущина и Леонид Мордвинов.

Конечно, нужно, чтобы труппа не варилась постоянно в одном и том же соку. Театрам, особенно из маленьких городов, гастроли необходимы, как воздух. Нужны новые зрители, новые впечатления, отзывы профессиональных критиков, которых в Борисоглебске, к сожалению, нет. Понятно, что публики здесь хватает на один сезон.

К следующему все спектакли борисоглебцами уже пересмотрены, и нужно ставить десять новых. В нынешнем, кстати, как раз десять и вышло: четыре взрослых и шесть сказок.

А каковы планы на будущий сезон?

- Анна Бондаренко давно мечтала сыграть роль в пьесе «Ночь Гельвера» Ингмара Вилквиста. Но никому не могла доверить себя как актриса. Предлагали самой пьесу поставить, но она отвечала: «Мне надо, чтобы за мной смотрели». После того, как мы поработали вместе, она подошла и сказала: «Наконец-то появился человек, которому я могу доверить свою мечту». Этот спектакль будет идти на Малой сцене.

Также в планах - фантасмагория Олега Богаева «Страшный суп». Анна Бондаренко будет ставить детектив «Восемь любящих женщин» Робера Тома. Новый сезон начнётся в октябре с премьеры – но с какой именно, пока не могу сказать.

- Как, кстати, работается с Анной Бондаренко – актрисой и режиссёром?

- Мы легко разделили сферы влияния. Она ставит молодёжные спектакли, детские сказки. Замечательно это умеет и делает. Я иногда подхожу к ней и говорю: «Анна Игоревна, давайте уже поставьте что-нибудь более серьёзное!». И она ищет пьесу. Может, я ей что-нибудь предложу.

- Ну и, конечно, хочется, чтобы вы рассказали об актрисе Наталье Бахаревой.

- Ох, тут надо часами рассказывать, а если в двух словах…


– (пауза) Мне повезло в жизни, что я встретил в Каменск-Уральском Наталью Бахареву, женщину и актрису. На мой взгляд, она - актриса экстра-класса, которая могла бы составить гордость любому театру. У неё есть актёрское образование, но там она ничего не получила, у неё всё – от Бога, от природы, в самой натуре заложено. Она замечательно вписалась в борисоглебскую труппу, с актёрами нашла общий язык, полюбилась публике. С той же Анной Бондаренко, ведущей актрисой Борисоглебска, они стали подругами, помимо партнёрства на сцене. Абсолютно разные, но прекрасные актрисы. Это ведь редкость, когда две сильные женщины и актрисы замечательно сосуществуют на сцене.

Беседовал Виталий Черников

Источник: газета «Коммуна», №108 (25736), 19.07.11г.


Возврат к списку