Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Святыми дорогами Отечества. В Задонской обители

03.08.2011

Первый раз я попала в Задонск после окончания девятого класса. На каникулах случайно узнала, что от нашего россошанского храма туда едет автобус с паломниками. Места ещё есть. Цены приемлемы. Сразу предложила подруге составить мне компанию. Поездка нам виделась необычным приключением. Вот только духовная составляющая (всё-таки паломничество, а не привычная экскурсия) несколько смущала…

Выехали по утренней прохладе. Дав нам вволю налюбоваться пейзажем, путеводитель стала рассказывать о смысле и цели нашей поездки. Многое из того, что она говорила, было для меня новым, ранее не известным.

По памяти воспроизведу запомнившееся: «Слово «паломник» произошло от западного «пальмовник» - человек, несущий пальмовую ветвь. Пальмовыми ветвями приветствовали Иисуса Христа, когда он входил в Иерусалим.

Цель нашего паломничества – Задонск, известный как «Русский Иерусалим», благодаря святому покровителю города святителю Тихону, епископу Воронежскому.


Задонск, Владимирский собор Рождество-Богородицкого монастыря.

Святые – это духовная опора нашего государства, его история, его спасение. На их молитвенную помощь веками уповали наши предки.

Вот и Задонск! Вначале нас завезли в Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь, что в нескольких километрах от города. Там было запланировано таинство соборования. Спрашивать попутчиц и путеводителя, в чём его суть, мы с Ирой постеснялись и решили в нём не участвовать – «так как не понимаем». Пристроились в сторонке у иконной лавки, чтобы никому не мешать. От нечего делать стали разглядывать книги, выставленные там. Купили «Житие святителя Тихона Задонского» и несколько красивых фотографий – видов монастыря.

Уговорила подругу выйти на свежий воздух.

Налюбовавшись цветниками вокруг храма, вышли за монастырские стены. Решили прогуляться по натоптанной дорожке и оказались в небольшой тихой рощице. Там обнаружили святой источник и купель. В настоящей купели ни я, ни Ира не были ещё ни разу в жизни. Потому спешить туда не хотелось. Присели на одну из лавочек и стали листать купленную книгу.

Чтение незаметно увлекло. От страницы к странице, от эпизода к эпизоду своей жизни, святитель Тихон становился ближе, понятней и как бы родней.


Тихон Задонский

Епископ Воронежский и Елецкий Тихон I (в миру Тимофей Савельевич Кириллов) родился в 1724 году в селе Короцка Валдайского уезда Новгородской губернии в семье причетника местной церкви отца Николая. Окончил славянскую духовную школу, семинарию. Был в числе учеников «наипаче преуспевающих».

В 1758 году Тимофей принял монашеский постриг с именем Тихон. В том же году был рукоположен в сан иеродиакона, затем в сан иеромонаха. В 1761 году стал епископом Кексгольмским и Ладожским, викарием Новгородским. В начале 1763 года императрица Екатерина II, невзирая на рекомендуемый Синодом список кандидатов, собственноручно написала решение: «Быть епископом Воронежским викарию Новгородскому». Он стал 11-м епископом на Воронежской кафедре.

Деятельность святителя Тихона по управлению епархией началась с преодоления административно-хозяйственных неурядиц, искоренения невежества, повышения уровня духовного просвещения. Была открыта духовная школа, возобновлена деятельность Воронежской духовной семинарии. В то же время архипастырь яростно обличал живущих в роскоши, безразличных к бедным, находящимся в нужде. Был нетерпим к проступкам в монашеской жизни.

Болезни вынудили святителя Тихона отказаться от Воронежской кафедры и уйти на покой. Лишь третье обращение Воронежского епископа об отставке лично к императрице Екатерине II было удовлетворено. 15 октября 1767 года, после четырёх лет и семи месяцев управления Воронежской епархией епископ Тихон был уволен от кафедры.

Задонск выбрал он для своего дальнейшего пребывания из-за благоприятного климата, живописного вида и близости к любимому им Ельцу.

В Богородицком монастыре он жил скромно - «хуже монаха» и «никогда в праздности не был». Весь свой пансион в 500 рублей серебром он раздавал нуждающимся. Помогая через своих друзей погорельцам, голодающим, бедствующим, запрещал упоминать своё имя.

Святителем лично была устроена богадельня для неимущих. Особенно трогательным было его внимание к детям, на которых постоянно изливалась его любовь в беседах и дарах.

Святитель, используя свои высокие связи, сумел добиться отмены смертной казни для некоторых участников пугачёвского восстания. Осуждённых лишь подвели к виселице в назидание, а потом сообщили, что их берут на поруки. «Зло благим надо побеждать», «Прощение лучше мщения», - был убеждён святитель Тихон.

Скончался он 13 августа 1783 года.

После смерти слава о его деяниях продолжала расти. К Богородицкому монастырю потянулись сотни паломников. Возникло стихийное народное почитание святителя Тихона как святого.

Святитель был погребён в пещере, находившейся под алтарем старого Владимирского собора монастыря. Он ещё до смерти выбрал место на пути в алтарь, говоря: «Пусть моё грешное тело попирается ногами». Спустя 63 года после кончины святителя, при строительстве нового собора его мощи были обретены нетленными.

«Что же вы сидите так долго? Я вот уже и искупалась, и воды набрать успела», - вернула нас в реальный мир незнакомая пожилая женщина. Узнав, что мы тут впервые и не совсем уверены, что и как нужно делать, по-доброму заулыбалась. Предупредила, что вода в купели плюс четыре градуса всё время – и зимой, и летом - то есть, по нашим понятиям, просто ледяная! Но посоветовала не бояться: «Окунитесь три раза с головой, приговаривая: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! С Богом всё хорошо будет!»

Решились. И правда, ключевая, кристально чистая вода обожгла тело своим холодом, смывая накопившуюся усталость, вливая живительную силу, давая бодрость. Выйдя, как заново родившись, словно по-новому увидела, как красиво и неповторимо в своём величии всё вокруг: монастырь, обнесённый выбеленными стенами, благородная четырёхъярусная колокольня, мощный пятиглавый Троицкий собор, святой родник…

А ещё женщина нам сказала: «Это ведь не простой источник. Его сам святитель Тихон ископал. Он сюда к роднику молиться приезжал. Говорил, что здесь место святое и приятное, которое «утешает дух радостью, точно рай земной». Целебная вода тут! Все хвори лечит!»

Позже я узнала, что у этого родника наедине с природой святитель Тихон написал свой основной труд «Сокровище духовное от мира собираемое». «Размышляй, христианин, почаще о вечности, так удобнее избежишь греха. Вечность всегда пребывает, и никогда не кончается. Пройдёт тысяча, сто тысяч, тысяча тысяч веков, и более пройдёт, а вечность только начинается. И сколько ни будешь умом вперёд простираться, вечность только начинается, а конца её умом не можешь достигнуть, так как она не имеет конца».

Спешим в автобус, чтобы не отстать от своей группы.

Как-то незаметно подкрался вечер. Начало смеркаться. На ночлег нас повезли в обитель святителя Тихона – Задонский мужской Рождество-Богородицкий монастырь.

Владимирский собор, где, как мы уже знали, обретаются мощи святителя Тихона, выступил из темноты, словно огромный корабль, застывший в камне у вечной пристани. Оказывается, мы будем ночевать ни где-нибудь, а именно в нём.

Странное умиротворение, спокойствие нахлынули на меня. Начинаю понимать: нет, не случайно я здесь. В жизни нет ничего случайного. На пороге храма ощущаю себя как на ступеньке, открывающей для меня новый путь, новую дорогу…

На следующий день первый раз в жизни выстояла всю монастырскую службу. Потом после обеда в общей трапезной сама вызвалась помочь на кухне – побыла «трудником». До сих пор помню, что меня тогда попросили перечистить ведро лука. Дома я и от одной луковицы слезами заливаюсь. А там и не заметила даже его «зловредной натуры». Как так вышло? Не знаю. Может, святитель Тихон помог?..

После обеда в тот день была запланирована экскурсия по монастырю. Её проводил инок Варсонофий. До этого с монахами я никогда не общалась. Представляла их почему-то неудачниками, не нашедшими себе применения в миру и от собственной слабохарактерности ушедшими в монастырь.

Но Варсонофий сразу разрушил этот убогий стереотип. Высокий, широкоплечий, с прямой, почти военной выправкой и ясными спокойными глазами. Его речь и поведение сразу выдавали незаурядный ум, образованность и начитанность. А ещё в нём чувствовалась какая-то внутренняя несгибаемая сила. Уверенной поступью обходя территорию монастыря, он неспешно, но чётко, не «растекаясь мыслью по древу» рассказал о его истории, храмах, колокольне и главных святынях.

Начал с того, что первое упоминание о монастыре встречается в документах от 1615 года. Его основали старцы Кирилл и Герасим, пришедшие из Московского Сретенского монастыря. Они принесли Владимирскую икону Пресвятой Богородицы – копию прославленной общеправославной святыни. Эта икона и сейчас одна из главных святынь монастыря.

Создание обители «во имя Пречистые Богородицы Сретения Владимирской иконы» на пути из Ельца в «Поле» в эпоху Смутного времени было связано с древним преданием.

В 1395 году на Русь двинул свои орды среднеазиатский правитель Тимур (Тамерлан). Он шёл на Москву и был уже у Ельца.

Русский князь Василий Дмитриевич (сын Дмитрия Донского), правивший в то время, ввиду надвигающейся страшной угрозы попросил народ земли Владимирской перенести в Москву икону Владимирской Божией Матери для заступничества. Десять дней несли святыню до Москвы. Это было историческое грандиознейшее шествие – величественное и скорбное.

Предание гласит, что в час встречи иконы в Москве Тамерлан спал в шатре. Тамерлану приснился сон: с высокой горы спускаются к нему святители с золотыми жезлами, а над ними в сиянии ярких лучей и в божественном величии стоит Лучезарная Дева, окружённая бесчисленными ангелами с направленными на него огненными мечами. Тамерлан проснулся в холодном поту и немедленно созвал совет. Мудрецы так истолковали его сон: Лучезарная Дева – не кто иной, как сама Богоматерь – заступница русских, и сила Её неодолима. Наш летописец писал: «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы».

Во время основания монастыря над Россией вновь нависла страшная угроза потери национальной независимости и реальная перспектива получить в правители полякакатолика. Вполне логично, что духовенство решило направить старцев Московского Сретенского монастыря с копией чудотворной Владимирской иконы в края, где она уже явила свою силу. Основание в Подонье обители в честь сретения чудотворного образа виделось частью общего молитвенного обращения к Небесной Владычице с тем, чтобы она вновь вступилась за Русь перед лицом очередного супостата.

Старцы Кирилл и Герасим для основания монастыря избрали холм при впадении реки Тешевки в Дон. К сожалению, их судьба осталась неизвестной. Скорее всего, они скончались и были погребены в основанной ими обители.

Инок Варсонофий рассказал и о том, что в числе высочайших и знатных паломников к святителю Тихону были великий князь Александр Николаевич, будущий император Александр II, великая княгиня Елена Павловна, грузинские царицы - Мария, супруга царя Соломона, Мария, супруга царя Георга, принц Александр Гессенский и принц Ольденбургский. На территории монастыря похоронены многие его благодетели и жертвователи, в числе которых знаменитый граф Н.Н.Муравьев-Карский (1794-1866), крупный военный деятель и дипломат, герой Крымской войны, овладевший турецкой крепостью Карс.

Всё в истории возвращается на круги своя.

В биографии поэта Ивана Никитина, уроженца задонского края, нашла зарисовку, связанную с праздником прославления святителя Тихона: «Топографически Задонск почти не существовал. Восемьдесят четыре версты, отделяющие этот городок от Воронежа превосходнейшим шоссе, представляли сплошную улицу, по которой стремились волны народа... Ни с чем нельзя было сравнить этой картины, единственной в своём роде!»

А теперь уже наши дни. С 1999 года возобновлена традиция крестного хода из Воронежа в Задонск ко дню памяти святителя Тихона.

«Шли мы четыре дня, - рассказывает моя подружка Алла. - Если в первый раз в путь отправились 40 человек, то теперь – 400. Возраст паломников - от 5 до 80 лет! Были не одни воронежцы. Люди приехали из Москвы, Петербурга, даже с Урала.

Встречали наш крестный ход по-разному. Большинство провожали нас недоумённым взглядом. Реже вставали на колени, чтоб над ними пронесли иконы и хоругви. Кто-то неумело крестился. А в липецком селе Конь-Колодезном меня, например, поразил мужчина средних лет, ставший целовать асфальт, по которому мы прошли. Деревенские бабушки угощали нас яблоками.

Мне это шествие помогло уйти от всего, что тяготило ум и сердце в обычной жизни. Как будто ты вне времени - идёшь себе и идёшь…

В самом Задонске поразил наплыв паломников на праздник святителя Тихона. Я даже в Воронеже подобного не видела!..»

Для меня же первый опыт паломничества до сих пор особо дорог и памятен. Тропинка в Задонск стала началом моей дороги, которая дальше приведёт на Соловки и Валаам, в Оптину пустынь и Киево-Печерскую лавру, в монастырь Александра Свирского и часовню Серафима Вырицкого…

Дорога эта – к храму.

Татьяна Малютина

Источник: «Воронежская неделя», № 31 (2016), 03.08.11г.


Возврат к списку