Поиск по сайту:
17.05.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
16.05.2024
Регулирование рекламной деятельности.
15.05.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
14.05.2024
Государственный кадастровый учет
13.05.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
Выехали по утренней прохладе. Дав нам вволю налюбоваться пейзажем, путеводитель стала рассказывать о смысле и цели нашей поездки. Многое из того, что она говорила, было для меня новым, ранее не известным.
По памяти воспроизведу запомнившееся: «Слово «паломник» произошло от западного «пальмовник» - человек, несущий пальмовую ветвь. Пальмовыми ветвями приветствовали Иисуса Христа, когда он входил в Иерусалим.
Цель нашего паломничества – Задонск, известный как «Русский Иерусалим», благодаря святому покровителю города святителю Тихону, епископу Воронежскому.
Святые – это духовная опора нашего государства, его история, его спасение. На их молитвенную помощь веками уповали наши предки.
Вот и Задонск! Вначале нас завезли в Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь, что в нескольких километрах от города. Там было запланировано таинство соборования. Спрашивать попутчиц и путеводителя, в чём его суть, мы с Ирой постеснялись и решили в нём не участвовать – «так как не понимаем». Пристроились в сторонке у иконной лавки, чтобы никому не мешать. От нечего делать стали разглядывать книги, выставленные там. Купили «Житие святителя Тихона Задонского» и несколько красивых фотографий – видов монастыря.
Уговорила подругу выйти на свежий воздух.
Налюбовавшись цветниками вокруг храма, вышли за монастырские стены. Решили прогуляться по натоптанной дорожке и оказались в небольшой тихой рощице. Там обнаружили святой источник и купель. В настоящей купели ни я, ни Ира не были ещё ни разу в жизни. Потому спешить туда не хотелось. Присели на одну из лавочек и стали листать купленную книгу.
Чтение незаметно увлекло. От страницы к странице, от эпизода к эпизоду своей жизни, святитель Тихон становился ближе, понятней и как бы родней.
Епископ Воронежский и Елецкий Тихон I (в миру Тимофей Савельевич Кириллов) родился в 1724 году в селе Короцка Валдайского уезда Новгородской губернии в семье причетника местной церкви отца Николая. Окончил славянскую духовную школу, семинарию. Был в числе учеников «наипаче преуспевающих».
В 1758 году Тимофей принял монашеский постриг с именем Тихон. В том же году был рукоположен в сан иеродиакона, затем в сан иеромонаха. В 1761 году стал епископом Кексгольмским и Ладожским, викарием Новгородским. В начале 1763 года императрица Екатерина II, невзирая на рекомендуемый Синодом список кандидатов, собственноручно написала решение: «Быть епископом Воронежским викарию Новгородскому». Он стал 11-м епископом на Воронежской кафедре.
Деятельность святителя Тихона по управлению епархией началась с преодоления административно-хозяйственных неурядиц, искоренения невежества, повышения уровня духовного просвещения. Была открыта духовная школа, возобновлена деятельность Воронежской духовной семинарии. В то же время архипастырь яростно обличал живущих в роскоши, безразличных к бедным, находящимся в нужде. Был нетерпим к проступкам в монашеской жизни.
Болезни вынудили святителя Тихона отказаться от Воронежской кафедры и уйти на покой. Лишь третье обращение Воронежского епископа об отставке лично к императрице Екатерине II было удовлетворено. 15 октября 1767 года, после четырёх лет и семи месяцев управления Воронежской епархией епископ Тихон был уволен от кафедры.
Задонск выбрал он для своего дальнейшего пребывания из-за благоприятного климата, живописного вида и близости к любимому им Ельцу.
В Богородицком монастыре он жил скромно - «хуже монаха» и «никогда в праздности не был». Весь свой пансион в 500 рублей серебром он раздавал нуждающимся. Помогая через своих друзей погорельцам, голодающим, бедствующим, запрещал упоминать своё имя.
Святителем лично была устроена богадельня для неимущих. Особенно трогательным было его внимание к детям, на которых постоянно изливалась его любовь в беседах и дарах.
Святитель, используя свои высокие связи, сумел добиться отмены смертной казни для некоторых участников пугачёвского восстания. Осуждённых лишь подвели к виселице в назидание, а потом сообщили, что их берут на поруки. «Зло благим надо побеждать», «Прощение лучше мщения», - был убеждён святитель Тихон.
Скончался он 13 августа 1783 года.
После смерти слава о его деяниях продолжала расти. К Богородицкому монастырю потянулись сотни паломников. Возникло стихийное народное почитание святителя Тихона как святого.
Святитель был погребён в пещере, находившейся под алтарем старого Владимирского собора монастыря. Он ещё до смерти выбрал место на пути в алтарь, говоря: «Пусть моё грешное тело попирается ногами». Спустя 63 года после кончины святителя, при строительстве нового собора его мощи были обретены нетленными.
«Что же вы сидите так долго? Я вот уже и искупалась, и воды набрать успела», - вернула нас в реальный мир незнакомая пожилая женщина. Узнав, что мы тут впервые и не совсем уверены, что и как нужно делать, по-доброму заулыбалась. Предупредила, что вода в купели плюс четыре градуса всё время – и зимой, и летом - то есть, по нашим понятиям, просто ледяная! Но посоветовала не бояться: «Окунитесь три раза с головой, приговаривая: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! С Богом всё хорошо будет!»
Решились. И правда, ключевая, кристально чистая вода обожгла тело своим холодом, смывая накопившуюся усталость, вливая живительную силу, давая бодрость. Выйдя, как заново родившись, словно по-новому увидела, как красиво и неповторимо в своём величии всё вокруг: монастырь, обнесённый выбеленными стенами, благородная четырёхъярусная колокольня, мощный пятиглавый Троицкий собор, святой родник…
А ещё женщина нам сказала: «Это ведь не простой источник. Его сам святитель Тихон ископал. Он сюда к роднику молиться приезжал. Говорил, что здесь место святое и приятное, которое «утешает дух радостью, точно рай земной». Целебная вода тут! Все хвори лечит!»
Позже я узнала, что у этого родника наедине с природой святитель Тихон написал свой основной труд «Сокровище духовное от мира собираемое». «Размышляй, христианин, почаще о вечности, так удобнее избежишь греха. Вечность всегда пребывает, и никогда не кончается. Пройдёт тысяча, сто тысяч, тысяча тысяч веков, и более пройдёт, а вечность только начинается. И сколько ни будешь умом вперёд простираться, вечность только начинается, а конца её умом не можешь достигнуть, так как она не имеет конца».
Спешим в автобус, чтобы не отстать от своей группы.
Как-то незаметно подкрался вечер. Начало смеркаться. На ночлег нас повезли в обитель святителя Тихона – Задонский мужской Рождество-Богородицкий монастырь.
Владимирский собор, где, как мы уже знали, обретаются мощи святителя Тихона, выступил из темноты, словно огромный корабль, застывший в камне у вечной пристани. Оказывается, мы будем ночевать ни где-нибудь, а именно в нём.
Странное умиротворение, спокойствие нахлынули на меня. Начинаю понимать: нет, не случайно я здесь. В жизни нет ничего случайного. На пороге храма ощущаю себя как на ступеньке, открывающей для меня новый путь, новую дорогу…
На следующий день первый раз в жизни выстояла всю монастырскую службу. Потом после обеда в общей трапезной сама вызвалась помочь на кухне – побыла «трудником». До сих пор помню, что меня тогда попросили перечистить ведро лука. Дома я и от одной луковицы слезами заливаюсь. А там и не заметила даже его «зловредной натуры». Как так вышло? Не знаю. Может, святитель Тихон помог?..
После обеда в тот день была запланирована экскурсия по монастырю. Её проводил инок Варсонофий. До этого с монахами я никогда не общалась. Представляла их почему-то неудачниками, не нашедшими себе применения в миру и от собственной слабохарактерности ушедшими в монастырь.
Но Варсонофий сразу разрушил этот убогий стереотип. Высокий, широкоплечий, с прямой, почти военной выправкой и ясными спокойными глазами. Его речь и поведение сразу выдавали незаурядный ум, образованность и начитанность. А ещё в нём чувствовалась какая-то внутренняя несгибаемая сила. Уверенной поступью обходя территорию монастыря, он неспешно, но чётко, не «растекаясь мыслью по древу» рассказал о его истории, храмах, колокольне и главных святынях.
Начал с того, что первое упоминание о монастыре встречается в документах от 1615 года. Его основали старцы Кирилл и Герасим, пришедшие из Московского Сретенского монастыря. Они принесли Владимирскую икону Пресвятой Богородицы – копию прославленной общеправославной святыни. Эта икона и сейчас одна из главных святынь монастыря.
Создание обители «во имя Пречистые Богородицы Сретения Владимирской иконы» на пути из Ельца в «Поле» в эпоху Смутного времени было связано с древним преданием.
В 1395 году на Русь двинул свои орды среднеазиатский правитель Тимур (Тамерлан). Он шёл на Москву и был уже у Ельца.
Русский князь Василий Дмитриевич (сын Дмитрия Донского), правивший в то время, ввиду надвигающейся страшной угрозы попросил народ земли Владимирской перенести в Москву икону Владимирской Божией Матери для заступничества. Десять дней несли святыню до Москвы. Это было историческое грандиознейшее шествие – величественное и скорбное.
Предание гласит, что в час встречи иконы в Москве Тамерлан спал в шатре. Тамерлану приснился сон: с высокой горы спускаются к нему святители с золотыми жезлами, а над ними в сиянии ярких лучей и в божественном величии стоит Лучезарная Дева, окружённая бесчисленными ангелами с направленными на него огненными мечами. Тамерлан проснулся в холодном поту и немедленно созвал совет. Мудрецы так истолковали его сон: Лучезарная Дева – не кто иной, как сама Богоматерь – заступница русских, и сила Её неодолима. Наш летописец писал: «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы».
Во время основания монастыря над Россией вновь нависла страшная угроза потери национальной независимости и реальная перспектива получить в правители полякакатолика. Вполне логично, что духовенство решило направить старцев Московского Сретенского монастыря с копией чудотворной Владимирской иконы в края, где она уже явила свою силу. Основание в Подонье обители в честь сретения чудотворного образа виделось частью общего молитвенного обращения к Небесной Владычице с тем, чтобы она вновь вступилась за Русь перед лицом очередного супостата.
Старцы Кирилл и Герасим для основания монастыря избрали холм при впадении реки Тешевки в Дон. К сожалению, их судьба осталась неизвестной. Скорее всего, они скончались и были погребены в основанной ими обители.
Инок Варсонофий рассказал и о том, что в числе высочайших и знатных паломников к святителю Тихону были великий князь Александр Николаевич, будущий император Александр II, великая княгиня Елена Павловна, грузинские царицы - Мария, супруга царя Соломона, Мария, супруга царя Георга, принц Александр Гессенский и принц Ольденбургский. На территории монастыря похоронены многие его благодетели и жертвователи, в числе которых знаменитый граф Н.Н.Муравьев-Карский (1794-1866), крупный военный деятель и дипломат, герой Крымской войны, овладевший турецкой крепостью Карс.
Всё в истории возвращается на круги своя.
В биографии поэта Ивана Никитина, уроженца задонского края, нашла зарисовку, связанную с праздником прославления святителя Тихона: «Топографически Задонск почти не существовал. Восемьдесят четыре версты, отделяющие этот городок от Воронежа превосходнейшим шоссе, представляли сплошную улицу, по которой стремились волны народа... Ни с чем нельзя было сравнить этой картины, единственной в своём роде!»
А теперь уже наши дни. С 1999 года возобновлена традиция крестного хода из Воронежа в Задонск ко дню памяти святителя Тихона.
«Шли мы четыре дня, - рассказывает моя подружка Алла. - Если в первый раз в путь отправились 40 человек, то теперь – 400. Возраст паломников - от 5 до 80 лет! Были не одни воронежцы. Люди приехали из Москвы, Петербурга, даже с Урала.
Встречали наш крестный ход по-разному. Большинство провожали нас недоумённым взглядом. Реже вставали на колени, чтоб над ними пронесли иконы и хоругви. Кто-то неумело крестился. А в липецком селе Конь-Колодезном меня, например, поразил мужчина средних лет, ставший целовать асфальт, по которому мы прошли. Деревенские бабушки угощали нас яблоками.
Мне это шествие помогло уйти от всего, что тяготило ум и сердце в обычной жизни. Как будто ты вне времени - идёшь себе и идёшь…
В самом Задонске поразил наплыв паломников на праздник святителя Тихона. Я даже в Воронеже подобного не видела!..»
Для меня же первый опыт паломничества до сих пор особо дорог и памятен. Тропинка в Задонск стала началом моей дороги, которая дальше приведёт на Соловки и Валаам, в Оптину пустынь и Киево-Печерскую лавру, в монастырь Александра Свирского и часовню Серафима Вырицкого…
Дорога эта – к храму.
Татьяна Малютина
Источник: «Воронежская неделя», № 31 (2016), 03.08.11г.