Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Кресты, облака и книги

05.08.2011

Вернисаж | Святые места православия и деревенские кабинеты великих русских писателей – в Воронежском областном художественном музее имени И.Н.Крамского


Фото Виталия Черникова

Такое нечасто случается, чтобы в одном месте открылись сразу две выставки одного автора. Народный художник России, член-корреспондент Академии художеств Дмитрий Белюкин, начавший работать в 1980-е, своё творчество, похоже, ещё в те годы связывал с лучшими традициями реалистической школы живописи. Когда, знакомясь с его биографией, обнаруживаешь, что его руководителем в Московском государственном художественном институте имени В.И.Сурикова был Илья Глазунов, многое в творчестве этого живописца становится яснее.

Седьмой год его выставка «Тихая моя Родина» путешествует по стране. Жители уже более чем тридцати пяти городов смогли её увидеть. Кстати, какие-то работы из этого цикла показывались и в одной из воронежских галерей.

Представляя белюкинские работы на нынешнем вернисаже в музее имени И.Н.Крамского, искусствовед Ольга Сухенко поделилась своей надеждой, что он станет своего рода анонсом более масштабной выставки.

Серия «Святые места православия», пожалуй, заветнейший творческий проект Дмитрия Белюкина. Как паломник он объездил с этюдником полмира. Из каждого путешествия привозит множество этюдов. Запечатлел художник и оливы Гефсиманского сада, и «утреннюю свежесть Тивериады», однако больше всё-таки в музейном зале российских пейзажей. Вот несколько названий: «Кижи в солнечный день», «Кижи ранним утром», «Крест купола Преображенского собора Валаама», «Интерьер собора в Тамбове».

Любопытно, что даже натюрморты на этой выставке – православные («Пасхальный куличик», «Просфора и артос»).


«Кижи в солнечный день». Фото Виталия Черникова

Одна из главных в его творчестве тем – пушкинская. Ещё будучи студентом, полюбил Белюкин село Михайловское, с которым так тесно была связана судьба нашего великого поэта, и с тех пор постоянно приезжает сюда.

Выступал он и как иллюстратор произведений Александра Сергеевича Пушкина. В частности, создал более ста восьмидесяти рисунков к «Евгению Онегину».

А в Воронеж попали его этюды из цикла «Деревенские кабинеты русского Парнаса». Видимо, после знакомства с Михайловским и окрестностями художник увлёкся этой темой, побывав и в толстовской Ясной Поляне, и в тургеневском СпасскомЛутовиново, и в Остафьево князей Вяземских.

Помимо комнат и кабинетов, пруда в Тригоринском парке и Бежина луга весной, Дмитрий Белюкин не прошёл, например, мимо полок старых книг, которых касалась рука гениев русской литературы. Вот «Книги французских энциклопедистов из лицейской библиотеки». А вот «Раскрытый томик Людовика Ариосто».

Честное слово, бродя по залу, задумываешься: а можно ли считать «произведением искусства» работу под названием «Перо и письмо с сургучной печатью А.С.Пушкина» и подобные ей, где здесь «автор», его и только его видение?

Предположу, что Дмитрий Белюкин в ряде случаев сознательно отказывается от демонстрации своего «творческого лица», делая главной миссией своей выставки просветительскую. Не все смогут побывать в музеях-усадьбах, где когда-то творили великие, вдохнуть воздух, которым те дышали, взглянуть на оставшиеся после них вещи. Зато всё это можно увидеть теперь на картинах, не выезжая из Воронежа.

Виталий ЧЕРНИКОВ

Источник: газета «Коммуна», №117 (25745), 05.08.11г.


Возврат к списку