Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Коммунальные хитросплетения

12.08.2011

ЖКХ | Как разобраться в сложных расчётах за предоставляемые услуги?

Так уж устроена судьба российского гражданина - постоянно находиться в поисках ответа на мучительный, почти по Чернышевскому, вопрос: «Что делать»? Никогда и ранее не обласканные коммунальной сферой воронежцы, теперь и вовсе нередко впадают в панику, пытаясь разобраться в хитросплетениях расчетов за услуги ЖКХ, и отстаивая своё право на благоприятную среду проживания.

Для того чтобы облегчить жизнь простого потребителя коммунальных услуг, действующие законодательные механизмы в сфере предоставления услуг ЖКХ были существенно переработаны. Приняты изменения в Жилищный Кодекс, утверждены новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах и Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

Эксперты в сфере ЖКХ по-разному отзываются о принятых нововведениях, акцентируя внимание на положительных и отрицательных моментах отдельных положений.

Однако с полной уверенностью можно констатировать, что принятые документы направлены на усиление контроля в сфере управления многоквартирными домами как со стороны государства, так и со стороны собственников помещений многоквартирных домов.

Чем поможет государство?

Для многих жителей, на протяжении многих месяцев, а то и лет бьющихся за решение своих коммунальных проблем, управляющая компания – как самостоятельное государство в государстве. Или как по Канту – «вещь в себе».

И ведь, действительно, по своей сути она является коммерческой организацией, целью которой, в первую очередь, является извлечение прибыли, а уже во вторую – интересы жителей. Огромный поток денежных средств, проходящих через нее, является «лакомым куском» для нечистых на руку предпринимателей.

Как показывает практика, в Воронежской области нередки случаи задержек перечисления средств управляющими компаниями поставщикам коммунальных ресурсов, при том, что жители коммунальные услуги добросовестно оплатили.

Недовольство управляющей компанией Жилищный Кодекс предлагает высказывать отказом от ее услуг – путем принятия общим собранием собственников помещений многоквартирного дома решения о ее смене или выборе другого способа управления, например, создания ТСЖ. Легко прописать норму в законе - сложно её на практике осуществить.

Не так просто управляющие компании «отпускают» жильцов – не хотят расставаться с их деньгами, да и где гарантия, что новая компания будет лучше предыдущей.

Нередко потребитель не может разобраться, кто же все-таки управляет домом: платежки за предоставление услуг ЖКХ приходят одновременно из двух организаций.

Новые изменения в Жилищный Кодекс отчасти позволят избежать подобных ситуаций.

Во-первых, отныне будут устанавливаться одинаковые «правила игры» для всех участников жилищного рынка: Правительством России в ближайшее время будут разработаны и утверждены стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Во-вторых, компании не смогут функционировать без подачи уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности, реестр которых будет вестись на федеральном уровне.

В-третьих, собственники помещений в многоквартирном доме получают дополнительные и вполне реальные рычаги по решению своих коммунальных проблем через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Жители теперь не остаются один на один со своими проблемами. Если управляющая компания ненадлежащим образом выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставляет коммунальные услуги, собственники помещений могут обратиться в местную администрацию, которая в пятидневный срок обязана провести проверку деятельности такой организации.

В случае подтверждения жалобы жильцов работники местной администрации инициируют проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопросов о расторжении договора с не выполняющей свои обязательства управляющей компанией, о ее смене или выборе нового способа управления.

Если собственники считают, что управление их домом осуществляется незаконно: они не выбирали соответствующую управляющую организацию или не создавали ТСЖ, то пожаловаться по данному поводу они смогут в жилищную инспекцию, которая проверит правомерность выбора их управляющей организации или порядка создания ТСЖ.

Жилищная инспекция также получила право проверять документы ТСЖ, правомерность выбора руководства ТСЖ, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения, осуществлять контроль за соблюдением раскрытия информации и другое. В случае выявления жилищной инспекцией нарушений она вправе будет обратиться с соответствующим иском в суд или принять иные меры.

Помочь потребителям услуг ЖКХ разобраться в круговороте коммунальной жизни призван утвержденный Правительством России Стандарт раскрытия информации управляющими организациями. Обязательное размещение информации на сайте в сети Интернет, на информационном стенде управляющей компании, в СМИ позволит жителям разобраться, какие работы производятся в доме и как тратятся их деньги. Также они смогут узнать о деятельности других управляющих компаний и сделать осознанный выбор в пользу той или иной жилищной организации.

Следует отметить, что приведенные выше механизмы контроля на жилищном рынке пока не действуют в полном объеме.

Так, например, федеральным органом исполнительной власти еще не установлен порядок проведения проверки управляющей организации органом местного самоуправления. Для выполнения новых задач региональной жилищной инспекцией в этот орган необходимо привлечь определенное количество квалифицированных юристов.

Все эти нововведения заработают при одном условии – если реализация законодательных норм на практике будет осуществляться эффективно, при слаженной работе органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Откуда берутся цифры?

Каждый житель, в очередной раз получая платежку за услуги ЖКХ, пытается понять: откуда берутся цифры? А самое главное, почему они периодически растут в течение года, хотя тарифы в этот период меняться не должны. «Откуда возникают дополнительные объемы коммунального ресурса?», - недоумевают те, кто установил для экономии счетчик.

В действующих в настоящее время Правилах предоставления коммунальных услуг с обилием формул расчета даже потребителю услуг ЖКХ с высшим техническим образованием разобраться не так-то просто.

Дело в том, что ресурсоснабжающую организацию не волнует, сколько воды, тепла или электроэнергии потребил конкретный житель. Она требует, чтобы отпущенный ресурс был оплачен полностью. Причем зона ответственности поставщика ресурса за качество и объем предоставления коммунальной услуги соответствующего вида заканчивается на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, где и устанавливается общедомовой прибор учета. Далее за предоставление коммунальных услуг отвечает управляющая компания или иная организация.

Поскольку не все помещения оборудованы счетчиками, то, как правило, возникает разница между данными общедомового прибора учета и суммарным объемом потребления коммунального ресурса во всех помещениях многоквартирного дома – те самые дополнительные объемы, которые так возмущают жителей.

По информации Экспертного совета по ЖКХ при Комитете Госдумы РФ по строительству и земельным отношениям приборами учета тепловой энергии оснащено 1,5 процента жилищ российских граждан, холодной и горячей воды - 10,9 процента .

Размеры дополнительных объемов коммунальных ресурсов зависят от состояния внутридомовых коммуникаций многоквартирного дома, применения энергосберегающих технологий, отношения жильцов к добросовестному снятию показаний счетчиков и экономному расходованию ресурса внутри квартир, не оборудованных приборами учета, а также других факторов.

Например, даже при наличии во всех помещениях многоквартирного дома счетчиков холодной воды указанная разница вряд ли будет сведена к нулю, хотя, безусловно, она будет гораздо меньше. Связано это с тем, что используемые для учета холодной воды в квартирах механические (крыльчатые) счетчики имеют определенный порог чувствительности. Индивидуальный прибор учета не фиксирует расход воды ниже этого порога, однако в общедомовом приборе учета суммарно эти минимальные потоки будут учтены.

Дополнительные объемы коммунального ресурса должны оплачивать жители. Причем математическая формула расчета действующих в настоящее время Правил составлена так, что размер итоговой платы за холодную и горячую воду, электричество прямо пропорционален показаниям индивидуального прибора учета.

То есть, чем больший объем ресурса использовал на свои внутриквартирные нужды потребитель, тем больше он должен заплатить в счет указанной разницы. Нелогично? Более чем. С этим согласилось и государство, изменив порядок расчета, но,не отказавшись от общей идеи оплаты «лишних» объемов.

Новый порядок – старые подходы

Надо сказать, что математические расчеты, предлагаемые новыми Правилами, стали более понятными. Теперь плата за предоставление того или иного коммунального ресурса делится на две составляющие: коммунальные услуги внутри жилого помещения и на общедомовые нужды, которые рассчитываются отдельно.

Хотя суть не меняется: общедомовые нужды – эта та самая разница сверх суммарного объема коммунального ресурса, потребленного во всех помещениях многоквартирного дома, которую никто отменять не собирается. Ее легализуют в соответствии с концепцией Жилищного Кодекса: собственник несет расходы не только на содержание своей квартиры, но и общего имущества, соразмерно площади занимаемого жилого помещения. На основании этого и составлена формула расчета за общедомовые нужды: разница будет распределяться между потребителями пропорционально площади квартиры.

Если общедомового прибора учета нет, то плата за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды, будет рассчитываться исходя из соответствующих нормативов потребления, а также площади жилого помещения.

Размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении будет определяться на основании данных показаний приборов учета или нормативов потребления и количества проживающих. Плата за отопление при отсутствии индивидуального прибора учета тепловой энергии будет зависеть, соответственно, от площади квартиры и нормативов потребления или от показаний коллективного счетчика (если таковой имеется) и общей площади жилого помещения.

Размер платы будет рассчитываться каждый месяц и корректироваться в дальнейшем фактически не должен.

Корректировка новыми Правилами предусмотрена в единственном случае: раз в год только по оплате за отопление в квартирах, оборудованных распределителями. Причем ими должны быть оснащены помещения, занимающие более 50 процентов от общей площади всех помещений в доме, имеющем коллективный прибор учета тепловой энергии. По информации коммунальщиков, если в Воронеже и имеются подобные дома – то в минимальном количестве.

Чтобы минимизировать объемы коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды, а следовательно, и существенно снизить оплату услуг ЖКХ, необходимо все помещения многоквартирного дома оборудовать индивидуальными приборами учета, а на вводе в дом поставить коллективные счетчики.

Правила утвердили 6 мая нынешнего года, но считать по ним размер платы за коммунальные услуги пока не будут. Связано это с новым делением коммунальных услуг на две части: то, что предоставляется внутри помещения, должно считаться по одним нормативам потребления, то, что вне его, - по другим.

Чтобы региональным властям посчитать раздельно эти нормативы, сначала нужно внести изменения в действующие федеральные Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. И хотя сроки Правительством оговорены – максимум пять месяцев, не факт, что на это не потребуется больше времени.

Судить о том, насколько новые расчеты будут лучше или хуже для различных категорий потребителей, пока достаточно сложно. Все зависит от того, какими будут новые нормативы потребления коммунальных услуг, предоставляемых в жилом помещении и на общедомовые нужды. Можно лишь предположить, что в выигрыше от такого расчета могут остаться семьи, проживающие на небольшой жилплощади.

Как платить будем?

Существенное увеличение платежей за коммунальные услуги приходится, как правило, на начало года, поскольку в это время начинают действовать новые тарифы. Если размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, вырастет более чем на четверть по сравнению с аналогичным периодом прошедшего года, то жилищная организация будет обязана предоставить возможность внесения соответствующей платы в рассрочку.

Причем для этого жителям не надо будет идти в управляющую организацию, писать заявление. По новым Правилам, в данном случае в платежный документ будут включаться две позиции: плата в полном объеме и с рассрочкой на 12 месяцев. Потребитель будет волен сам выбирать, как произвести оплату.

Ужесточаются требования к должникам.

Теперь санкции будут применяться через 30 дней после письменного предупреждения к тем жителям, задолженность которых по оплате одной коммунальной услуги превышает сумму трех месячных платежей, а не полугодовых, как было ранее.

Важно знать, что приостановить предоставление коммунальной услуги по отоплению, а в многоквартирном доме – по холодному водоснабжению, жилищная организация не имеет права. Да и технически это сделать практически невозможно.

Если потребитель коммунальных услуг, не имеющий индивидуальных приборов учета, планирует отъезд, то он сможет подать заявление о перерасчете коммунальных платежей заранее, а не только в течение тридцати дней после возвращения. Однако если впоследствии временное отсутствие не будет подтверждено документально – командировочным удостоверением, соответствующей справкой, - платежи будут доначислены в полном объеме.

Перерасчету, как и ранее, не будет подлежать услуга по отоплению. В соответствии с новыми Правилами, потребителю придется оплачивать все коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды, независимо от наличия документов, подтверждающих временное отсутствие.

Ольга ЛЕДОВСКАЯ, эксперт

Источник: газета «Коммуна», №121 (25749), 12.08.11г.


Возврат к списку