Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Улица младшего брата

12.08.2011

Помни, веруй, гордись! | Вместо учебников он изучал наставления по минному делу и подрывал поезда

Познакомился я с Георгием Александровичем Голуб в День памяти и скорби. Среди воронежцев - ветеранов Великой Отечественной войны, пришедших на площадь Победы, он сразу же привлёк моё внимание. И не только тем, что Георгий Александрович был в военной форме. На груди подполковника я увидел редкую награду – медаль «Партизан Великой Отечественной войны» I и II степени. Вот она-то и послужила поводом для нашего знакомства.


Фото Константина Толоконникова.

Вместе с Георгием Александровичем рассматриваем старые фотографии, перебираем пожелтевшие от времени документы, газетные вырезки. Многие из них на украинском языке.

- Так я же родился в селе Ивашковка Новоград-Волынского района Житомирской области, - пояснил он, заметив моё недоумение. – Хотя я по паспорту русский. И отец русский. А мама - украинка. В скором времени собираюсь съездить на малую родину. Там ещё жива двоюродная сестра, которая, между прочим, живёт на улице, названной именем моего младшего брата – Нинель Голуб.

- Какое-то имя странное, - отозвался я.

- Когда брат родился, отец, который очень почитал Владимира Ильича Ленина, назвал в его честь. Вы попробуйте с конца читать. Что получается? Ленин.

Георгий Александрович достал из папки очередную семейную реликвию, пожелтевшую газету, напечатанную в далёком апреле 1944 года. Аккурат в день 50-летия Никиты Хрущёва, портрет которого размещён на первой странице.

- Называется она «За честь батьковщины». - Родины значит, – объяснил хозяин квартиры. - Издавалась газета на 1-м Украинском фронте. Выходила она на русском, украинском, узбекском языках. В этом номере рассказывается и о моём брате, который, как и я, в юном возрасте стал партизаном. Ведь наше детство закончилось в 4 часа утра 22 июня.

В тот день 16-летний Георгий отправился в город за учебниками за восьмой класс. Из репродуктора, возле которого столпился народ, Молотов призывал всех, как один, встать на священную борьбу с врагом. А через некоторое время в село Ивашковка пришли фашисты. Установили свои порядки, назначили старосту, привлекли в полицию местных жителей, недовольных Советской властью. Начались грабежи, расстрелы, мародёрство. А деревню Фёдоровку каратели просто сожгли дотла.

Однажды летом 43-го года, отправившись в город, Георгий увидел, как казнили подпольщиков. На их груди висели таблички со словами: «За связь с партизанами». Вернувшись домой, он поделился с братом твёрдым намерением уйти в лес и мстить немцам. Нинель отвёл Георгия к старой вербе, под которой прятал оружие, собранное на местах боёв.

Взяв винтовку, патроны к ней, Георгий под покровом ночи ушёл из родительского дома в лес разыскивать народных мстителей. Поиск привёл его в партизанский отряд имени Пархоменко, где его определили в диверсионную группу, обучили азам подрывного дела.

- Нинель хотел уйти вместе со мной, но я его отговорил, - снова берёт слово ветеран. - Боялся за маму, что не дай Бог узнают, где мы, и расстреляют её. Но от своего намерения мстить фрицам он не отступил. Однажды, когда я пришёл домой, Нинель стал просить у меня взрывчатку. А у нас с этим в отряде было туго. Сами выплавляли из бомб, снарядов тротил и изготавливали самодельные подрывные устройства.

Оставил я ему пять взрывателей, посоветовал, как лучше минировать дорогу.

А через некоторое время узнаём, что кто-то нашу работу делает: состав с техникой взорвал. Позже выяснилось, что это дело рук моего брата.

Командир роты партизанского отряда Павлусенко, представляя юного мстителя к награде, писал: «Партизан-пионер Нинель Голуб – член Отряда имени Пархоменко соединения депутата Верховного Совета СССР Олексенко, доставлял в отряд оружие, ценные сведения о расположении противника. Лично пустил под откос три вражеских эшелона с живой силой и техникой».

Девятого мая 1945 года в Киеве Нинель Голубу был вручён орден Красной Звезды.

Рассказывая о брате, который прожил короткую, но яркую жизнь, Георгий Александрович с трудом сдерживает слёзы. Не просто возвращаться в прошлое, где их война, их судьба, детство и калейдоскоп чужих разрозненных имён, лиц и ран, которые сегодня постоянно напоминают о себе.

Вместо учебников за 8-й класс он изучал наставления по взрывному делу, ходил в разведку, пускал под откос поезда, взрывал машины, мосты и хранил последний патрон – для себя.

Георгий Александрович попадал в такие передряги, что одному Богу известно, как он остался жив. С боями отряд не раз совершал рейды по немецким тылам в Украине, Белоруссии.

Партизаны брали даже город Изяслав в Хмельницкой области.

17 февраля 1944 года народные мстители бесшумно подошли к окраине Изяслава. Залп огня расколол тишину: атака! Партизаны ворвались в город. Жаркий бой разгорелся возле стен городской тюрьмы. В какой-то момент командир поднял роту в атаку – и упал. Строй замешкался…

Лежим на сыром снегу, а немец так лупит, что голову от земли не оторвать. И тогда я поднялся и во всю силу заорал: «Братцы, в атакуу-у-у!». И они пошли за мной. Взяли мы тюрьму, но фашисты подтянули танки, живую силу, и нам пришлось отступить. В боях за город Изяслав потерял многих своих друзей. За находчивость был представлен к ордену Отечественной войны.

А потом была учёба в школе особого назначения и заброска в составе диверсионной группы через линию фронта в Западную Украину. Почти четыре месяца группа действовала в глубоком тылу противника на территории Венгрии, Польши, принимала участие в Словацком восстании. Выходили к своим через боевые порядки немцев.

Дошли не все.

- Заброска производилась двумя бортами. Всего нас было 28 человек, рассказывает Георгий Александрович.– Почти всех тех, кого выбросили первыми, фашисты расстреляли в воздухе. Остались в живых командир группы да его жена. Нам больше повезло: немцы дали возможность десантироваться.

Приземлился я на деревья с полным боекомплектом, ранцем с питанием. Обрезав стропы, рухнул в темноте на землю, повредив ногу. Лишь на третьи сутки кое-как доковылял до своих ребят.

Пройдут годы, и падение с дерева напомнит о себе. Кость, видимо, не правильно срослась и сегодня, как говорит Георгий Александрович, без палочки он уже никуда. А тогда, когда отгремел победный салют, врачи на это не обратили внимания и он семь лет, несмотря на то, что два года воевал в партизанском отряде, служил в армии.

«Здоров» – таков был вердикт врачебной комиссии и при поступлении в 1951 году в военное училище, после которого начнётся кочевая гарнизонная жизнь: Туркмения, Казахстан.

- В этой квартире уже сорок лет как живу, - говорит ветеран. – Уже нет рядом ни матери, ни жены. Два года назад похоронил и старшего сына. Остался с младшим, внучкой да с кошками. Жизнь прожита. Обижаться не на что. Даст Бог, съезжу в родную Украину, пройдусь по улице, названной в честь моего младшего брата Нинель Голуб.

Валерий КАЗАНОВ

Источник: газета «Коммуна», №121 (25749), 12.08.11г.


Возврат к списку