Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Какая школа нужна России?

12.08.2011

Педсовет | | Большинство россиян выступают против нового образовательного стандарта и хотели бы оставить действующую сегодня систему с обязательным изучением старшеклассниками основных предметов школьного курса

В одной из газет недавно прочитала: «Когда это было, чтобы стандарт общего образования обсуждался на уровне президента, премьера и высших должностных лиц государства? Да никогда».

Проект федерального стандарта для старшей школы, который 15 февраля должен был поступить на утверждение в Минобрнауки, отправлен на доработку. Таков результат общественного протеста, вызванного письмом московского учителя Сергея Волкова.

Вопрос, с которого стартовали, касался литературы. По первому варианту стандарта, школьнику в старших классах было предложено изучать по выбору русский язык или литературу. А так как ЕГЭ по русскому языку обязателен, то выбора, в общем-то, нет.

Волков считает: мы не можем пройти мимо нашей классики, причём в том возрасте, когда человек начинает «собирать» своё «Я».

Недавний опрос ВЦИОМ показал, что большинство россиян (61 процент) хотели бы оставить действующую сегодня систему, когда все старшеклассники на базовом уровне осваивают основные предметы.

Отвечая на вопрос, какие предметы школьной программы необходимо оставить обязательными для всех старшеклассников без исключения, респонденты чаще всего делают выбор в пользу алгебры, русского языка (по 70 процентов), литературы (43) и истории (42). Реже упоминаются иностранный язык, география, информатика, геометрия, физика, физкультура, биология, химия, экономика, обществознание.

Образовательный стандарт вызвал острую реакцию в профессиональном сообществе и обществе в целом. «Реформы, предлагаемые министром, дают возможность получить высшее образование только избранным, вызовут расслоение образования на «креативное» и «компетентностное». «Новые стандарты не подкреплены системой обучения». «ЕГЭ полностью исключает устную речь, ухудшает навыки мышления». «Вся модернизация – это большой эксперимент, ведущий к понижению общего уровня обучения, его научных основ, фундаментальности».

Так считают оппоненты очередной реформы.

По результатам анализа общественного обсуждения проведена доработка проекта ФГОС среднего общего образования. Расширена возможность выбора до трёх учебных предметов из обязательных для изучения предметных областей «Общественные науки» и «Естественные науки».

Уточнено соотношение частей основной образовательной программы: 60 процентов обязательная часть, 40 - часть, формируемая участниками образовательного процесса (в предыдущем варианте была прямо противоположная пропорция). Идёт процесс обсуждения, проговаривания и других актуальных вопросов.

Так, в проекте стандарта нет фиксированных обязательств государства по ряду вопросов, особенно финансовых гарантий стандарта. Это важно, так как стандарт должен стать продуктом договора общества, государства, школы, семьи по поводу образования, а договариваться можно лишь в условиях ясности и прозрачности.

Конечно, реформирование системы работы школ необходимо. Россия опять показала низкие результаты в международных исследованиях PISA – 2009: из 65 стран по математической грамотности мы на 38-м месте, по естественнонаучной – на 39-м, по читательской – на 43-м.

Много вопросов вызывают проведение, а также результаты Единого государственного экзамена.

Учитель математики Санкт-Петербургской гимназии, Лучший учитель России-2007 года Дмитрий Гущин обратил внимание образовательного сообщества на массовое списывание на ЕГЭ по математике с использованием Интернет-технологий. Как говорится, без комментариев.

Впереди всех оказалась Москва. В Воронеже ситуация выглядит более позитивно. По мнению педагога, дальше сдавать ЕГЭ в такой форме нельзя.

Возможно ли в подобной ситуации независимое оценивание выпускников? Не определена до сих пор система оценки качества образования на федеральном и региональном уровнях. Методология оценки результативности работы учителя через динамику индивидуальных достижений учеников в стадии разработки, и в Воронежской области есть достойный опыт в этом направлении.

Мнение экспертного сообщества: «Школьную реформу нужно начинать с другого конца». Прорыв возможен только там, где вкладываются в профессионализм педагогов.

Об этом же свидетельствует мировой опыт. По выражению Я. Кузьминова, ректора Высшей школы экономики, у нас «двойной негативный отбор» на педагогическую профессию. Речь идёт о квалификации учителя. В то же время лидеры мировой педагогики в настоящее время – Гонконг, Сингапур, Корея, Канада – развивают систему непрерывной профессиональной поддержки.

Очевидно, что ставку нужно делать на человеческий ресурс, а им нужно квалифицированно управлять.

В разговоре с редактором отдела образования «Комсомолки» Александром Милкусом министр образования и науки Андрей Фурсенко вынужден был признать, что за 20 последних лет случилось самое страшное: главным стали не знания… а атрибутика… Желание вписаться в рынок отодвинуло на второй план качество образования». И далее продолжил: «Надо было предложить новую образовательную систему, которая бы сохранила и приумножила положительные черты советской системы образования. Например, серьёзную фундаментальную подготовку по некоторым направлениям. А с другой стороны – научить ребят использовать знания в реальной жизни…»

С этим нельзя не согласиться.

В связи с этим хотелось бы обратиться к отечественному опыту. В декабре 2010 года исполнилось 100 лет со дня рождения первого министра просвещения СССР Михаила Прокофьева. Это был учёный, воспитанный университетской наукой, человек удивительной личной скромности. При нём школа решила задачу базовой подготовки научно-технического прорыва. В школу пришли «большие академики», цвет советской науки: Алексей Нарочницкий, Андрей Колмогоров, Евгений Велихов, Дмитрий Кабалевский, Борис Неменский. Главному человеку страны – учителю – была дана возможность постоянно расти, повышать свой профессиональный уровень.

Яркой страницей в образовании тех лет стали физико-математические школы в Москве и Новосибирске. Они помогли реализовать то, чем мы озабочены сегодня: подготовить из одарённых ребят не просто перспективных учёных, а широко образованную нравственную личность, научную элиту России.

Выдающийся математик А.Н. Колмогоров создал физматовский интернат при МГУ, организовал летние математические школы для развития способностей школьников. В физматшколе при Новосибирском университете преподавателями работали лучшие учёные Академгородка. Главный акцент в подготовке делался на развитие самостоятельного мышления. Один день в неделю школьники проводили в различных НИИ.

В то же время много внимания уделялось гуманитарному образованию. «Физики – лучшие лирики» – эти слова из тех времён. Физматшкола №58 при Воронежском университете (ныне гимназия имени Басова) по праву гордится своими блестящими выпускниками, стремясь сохранить лучшие традиции отечественной школы.

«Главная проблема – в отсутствии единого понимания и в обществе, и во власти, что такое сегодняшняя Россия и какая школа ей нужна, – справедливо определил ситуацию поэт Евгений Бунимович, уполномоченный по правам ребёнка в Москве.

– Разные представления подразумевают разную школу и разное образование». Поэтому вопросы развития системы образования вызвали острую полемику не только в образовательном сообществе, но и в обществе в целом.

Нельзя отрицать, что образование нового времени – это прежде всего серьёзные достижения в фундаментальной науке, междисциплинарность, многообразие, современные технологии, использование «сильных методов», работающих на более глубоком уровне, методов-проектов, моделирования ролевых и деловых игр, практикоориентированность, стремление к построению «обучающегося сообщества», создание инновационных комплексов, объединяющих исследователей, педагогов школы, современные предприятия, обеспечивающие реальное социальное партнёрство. В целом - это точечные изменения и системные решения.


Сочинение написать – не поле перейти..
<

«Сейчас у нас есть шанс… попробовать, «зацепившись» за передовую науку, производство, экономику, вытащить на новый уровень всё наше образование, и первым делом – образование учителей», - считает Михаил Эпштейн, главный редактор газеты «Газета для родителей», директор образовательного центра «Участие», учредитель открытого Института альтернативного образования им. Я. Корчака.

По мнению министра Андрея Фурсенко, «ситуация в образовании может быть улучшена, но в рамках ответственной и продуманной политики…». В первую очередь благодаря «бесплатному образованию, хорошему обучению в основной школе, предоставлению права выбора для старшеклассников, подготовке кадров: школа должна учить мыслить».

К счастью, у нас есть думающие, искренние, талантливые педагоги, руководители образовательных учреждений.

«Учитель года 2010» Михаил Случ, учитель математики СОШ №1060 города Москвы, так определил педагогическое кредо: способствовать укреплению и развитию профессионального сообщества как государственного ресурса, обеспечивающего стабильность и инновационное развитие, а концентрация на прибыли и обогащении не несёт высокого смысла. Очевидно, что уроки будущего нужно усваивать уже сегодня. А сценарии будущего, по мнению независимых экспертов, пишутся по результатам форсайт-исследований (форсайт – взгляд в будущее) при обязательном условии устойчивой обратной связи на всех этапах исследования.

Нэлля МОРОЗОВА,
кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель школы РФ

Источник: газета «Коммуна», №121 (25749), 12.08.11г.


Возврат к списку