Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Сжиженный газ «с колёс»

26.08.2011

Аналитика | Рост потребления газомоторного топлива в Воронежской области привёл к его дефициту

Уже второй раз в нынешнем году топливный рынок Воронежской области пережил приступ лихорадки. Ещё не стерлись из памяти апрельские события, когда на ряде заправок обнаружился дефицит 80-го и 92-го бензинов, как в начале августа образовался новый кризис. Из продажи стало исчезать самое дешёвое моторное топливо – сжиженный углеводородный газ (СУГ, или пропанбутан). Соответственно, на автогазозаправочных станциях (АГЗС) в регионе цена на него поползла вверх. Если в середине июля средняя стоимость сжиженного газа по Воронежской области была на уровне 13 рублей за литр топлива, то сегодня цены на заправках колеблются от 13,7 до 14,5 рубля за литр.

Но, кроме дефицита топлива, имеется и другая проблема – дефицит информации о причинах этих кризисов, что влияет на адекватность оценки происходящих событий и, соответственно, на поиски путей преодоления возникшей ситуации.

Создаётся впечатление, что единственной персоной, готовой много и охотно говорить на эту тему, является президент Воронежской топливной ассоциации Сергей Шишлаков. Журналисты, конечно, рады наличию у них такого постоянного источника информации, проблема лишь в том, насколько этот источник осведомлён о происходящем.

В апреле этого года во всех грехах на рынке нефтепродуктов Сергей Шишлаков обвинял компанию «Роснефть», подозревая её в стремлении «замотать» автозаправки «независимых» продавцов топлива в Воронежской области, доведя их до полного разорения. При этом он уверял, что его точку зрения разделяет ФАС.

Антимонопольщиков, как известно, сложно заподозрить в любви к вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНКам), но истина оказалась иной. Поэтому руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области Владимир Рохмистров фактически дезавуировал заявление Сергея Шишлакова, заявив, что никакого сговора на рынке не наблюдается и что жалоба ВТА на завышенные отпускные цены не нашла подтверждения. А вскоре и сам весенний бензиновый кризис сошел на нет – никто из независимых продавцов сильно не пострадал.

Теперь же, когда возник дефицит СУГ, Сергей Шишлаков снова выступил с рядом заявлений – на этот раз виновником «торжества» стала компания «Газэнергосеть». Являясь, по мнению Сергея Шишлакова, основным поставщиком СУГ в Воронежскую область, она якобы допустила сбой в этих поставках.

Объяснимо, когда президент ВТА мечет молнии в сторону ВИНКов. Он представляет интересы частных компаний, владеющих автозаправками, которые находятся в жёсткой конкуренции с «Роснефтью» и другими нефтяными гигантами, представленными на нашем топливном рынке. Но совсем непонятно, чем ему насолила «Газэнергосеть», у которой в Воронежской области вообще нет ни одной заправки, ни газонаполнительной станции.

Видимо, здесь мы имеем дело, интеллигентно выражаясь, просто с недостаточной информированностью президента топливной ассоциации о ситуации на рынке топлива.

Понятно, откуда он слышал звон – «ОАО «Газпром Газэнергосеть» (таково правильное название), оператор «Газпрома» на рынке СУГ и нефтепродуктов, действительно, является крупнейшим поставщиком сжиженного углеводородного газа отечественным потребителям, контролируя примерно треть российского рынка. Но доля «Газпром Газэнергосеть» в Воронежской области составляет только 23 процента. И это исключительно оптовые поставки, основным покупателем которых в области является Группа компаний «Интрансгаз».

Другими крупными поставщиками СУГ в регион выступают ОАО «Лукойл» (с Коробковского ГПЗ и завода «Пермнефтегазпереработка»), ТНК-ВР холдинг (с Рязанского НПЗ), ОАО «Нижнекамснефтехим», ОАО АНК «Башнефть» и другие (см. диаграмму). Единственная в Воронежском регионе газонаполнительная станция, осуществляющая перевалку СУГ, принадлежит государственной компании ОАО «СГ-транс».

Поскольку в розничной продаже топлива в Воронежской области газпромовский оператор СУГ вообще не участвует, то непонятны обвинения в наступлении на независимых продавцов газомоторного топлива.

Самое интересное, что никаких сбоев в оптовых поставках СУГ со стороны «Газ энергосети» не наблюдалось.

По словам начальника Управления реализации газа и продукции нефтехимии ОАО «Газпром газэнергосеть» Светланы Коровка, «поставки в Воронежскую область осуществляются равномерно по месяцам в течение года.

Компания работает с потребителями по долгосрочным договорам и объемы поставок в июле и августе сохраняются на среднемесячном уровне».

Эти слова подтверждает председатель Совета директоров Группы компаний «Интрансгаз» (крупнейшей в Воронежской области сети АГЗС) Игорь Татаринов: «Мы сотрудничаем с «Газэнергосетью» уже 10 лет, работаем по долгосрочным контрактам, и ещё ни было случая, чтобы наш партнёр сорвал поставки. Поэтому на заправках «Интрансгаза» газ и был, и есть».

Таким образом, причины кризиса далеко не так однозначны, как заявляет президент ВТА. Но сделать громкое заявление проще, чем всерьёз анализировать рынок.

Определённое снижение поставок СУГ в Воронежскую область со стороны ряда крупных поставщиков, действительно, произошло. По данным Информационно аналитического центра «Кортес», наиболее существенно снизились отгрузки в Воронежскую область с предприятия «Пермьнефтегазпереработка», Коробковского ГПЗ, с Рязанского НПЗ, Нижнекамского нефтехимического комбината.

Но не стоит спешить с обвинениями в адрес производителей, поскольку здесь играют роль и ряд других факторов. Важнейший из них– транспортировка топлива.

Основной объем СУГ с заводов доставляется по железной дороге, и, к сожалению, путейцы иногда не справляются со своевременной доставкой этих объёмов. Например, образовавшийся в конце 2010 года дефицит СУГ во многих регионах России был в значительной степени вызван отсутствием необходимого количества локомотивов, предоставляемых железной дорогой.

Как рассказал Игорь Татаринов, аналогичные проблемы периодически появляются и при поставках сжиженного газа в Воронежскую область. По его словам, и в конце прошлого года, и нынешним летом возникали ситуации, когда на сортировочной станции Кочетовка в Тамбовской области на несколько дней застревали цистерны с СУГ, предназначенные для воронежских потребителей. Как показывает практика, увеличение времени в пути цистерн оказывает существенное влияние на ситуацию на рынке топлива.

Поскольку дефицит пропан-бутана в Воронежской области – не исключительный случай, такие кризисы имели место в недавнее время и в других регионах, для полноты картины не лишним будет взглянуть и на российский рынок СУГ в целом. Этот аспект «Коммуне» прокомментировал заместитель директора Института национальной энергетики Николай Хренков:

«Действительно, впервые за последние годы в России существенно начало расти потребление сжиженных углеводородных газов. Это, в частности, связано с развитием систем автономной газификации, постепенным уходом с рынка 80-го бензина и ростом цен на солярку, что делает пропан-бутан наиболее дешёвым видом моторного топлива. Рост потребления на внутреннем рынке нарушает сложившийся баланс спроса и предложения».

В Воронежской области в настоящее время все газовые заправки работают, хотя при этом, розничные операторы отмечают, что весь ресурс топлива продаётся, что называется прямо «с колёс». Как прогнозируют участники рынка, с окончанием летнего сезона спрос на пропан-бутан традиционно снижается, таким образом, пик кризиса пришёлся на начало августа, и сегодня ситуация с газом на АГЗС постепенно нормализуется.

Роман ДАРИНИН

Источник: газета «Коммуна» №129 (25757), 26.08.2011г.


Возврат к списку