Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Воспитывать лидеров

26.08.2011

Высшее образование | Воронежский государственный университет первым среди вузов региона создал программный документ – Концепцию воспитания обучающихся

Университет даёт отличные знания. Университет воспитывает. Ещё совсем недавно горячие головы на полном серьёзе утверждали, что воспитание студентов – пережиток идеологизированного советского прошлого. Главное – учебный процесс. А всё остальное – вопрос дискуссионный. Вопреки этим настроениям, в Воронежском государственном университете сумели сохранить основы воспитательной работы. Более того – увеличить число её направлений. Наконец, принять такой основополагающий документ, как «Концепция воспитательной работы», что дало ВГУ право стать площадкой по обмену опытом в тонком деле воспитания современного студенчества.

Каким образом выстроена система воспитания в крупнейшем вузе Черноземья? На какие ценности опирается? Каковы её задачи? Что помогает их решать? С этими и другими вопросами «Коммуна» обратилась к проректору по воспитательной и социальной работе Воронежского государственного университета Олегу Гришаеву.

- Олег Викторович, будучи выпускницей ВГУ, до сих пор признательна той колоссальной воспитательной работе, которая традиционно велась в его стенах. Общественная, спортивная, культурная жизнь университета, студенческие «колхозы» (поездки на уборку урожая), студотряды - всё то, без чего немыслима пора учёбы в вузе. Неужели всего этого вуз мог лишиться?

- Не секрет, что ранее вузы развивали многие формы студенческой самодеятельности: в учёбе, науке, культуре, спорте, отдыхе, общественно-полезном труде (стройотряды, сельхозотряды, внутривузовские работы, субботники). Через конкретные дела осуществлялся воспитательный процесс, в который вовлекались практически все преподаватели и студенты. Так начиналось становление будущих организаторов производств, управленцев, политиков, просто граждан с активной жизненной позицией. Так студенты учились жизни в её широком понимании.

В 90-е годы от воспитательной работы решено было отказаться. Думаю, что в большинстве своём вузы не осознавали, какие последствия это может иметь. Вспомните годы перестройки, когда любые идеологические установки у людей неизбежно ассоциировались с СССР. Началась деполитизация многих сфер жизни. Но парадокс состоял в том, что деполитизация – та же политизация, только в обратную сторону. Это был серьёзный просчёт. И он привёл к почти полному развалу воспитательной работы в вузе.

Полноценный воспитательный процесс поддерживался лишь на нескольких факультетах университета. Долгие годы основная работа со студенчеством сводилась к подготовке ко Дню первокурсника и Студенческой весне. В остальное время молодёжь была предоставлена сама себе.

- Когда же чаша весов качнулась в другую сторону?

- Объективно, этот процесс начался в 2000 году. Тогда я занял пост помощника проректора по общим вопросам и практически «с нуля» мы начали создавать систему воспитательной работы. В её необходимости не было сомнений. Проблема заключалась в том, как всё правильно организовать и кто конкретно этим будет заниматься. Ведь вузы после распада партийных, комсомольских и других общественных структур оказались в непривычной ситуации. Многие из них, в том числе имевшие в прошлом большой опыт в проведении учебного, методического, научного процессов, оказались не готовыми к пониманию необходимости более эффективной воспитательной работы. Тем более, к её модернизации соответственно требованиям нового времени.

- Но ведь и студенчество заметно изменилось, стало другим.

- Конечно, есть своя специфика в работе с молодёжью нового тысячелетия. Хотя мои наблюдения показывают: во все времена студенты условно делились на четыре категории. Первая – это те, которые с одинаковым упорством будут заниматься и учёбой, и наукой, и общественной работой. Вторая – те, кого необходимо за собой вести. Третья – те, кого нужно уже подталкивать. И, наконец, такие, которых толкай - не толкай – они всё равно ничего не будут делать.

В наши дни в этом плане мало что изменилось. Рецепт успешной воспитательной работы по-своему универсален: чем больше в студенческой среде самых разных организаций, секций и кружков – тем лучше. Студент загружен, его жизнь разнообразна и интересна, у него нет времени на глупости.

- Вместе с тем всё это богатство и разнообразие вам удалось организовать в стройную эффективную систему. Расскажите о ней.

- Эта система продолжает совершенствоваться. А начинали мы с того, что восстановили институт заместителей деканов по воспитательной работе. Назначали людей по принципу: замдекана – это человек, к которому тянутся студенты. Затем укрепили кураторский корпус. На первом-втором курсах у нас обязательно есть кураторы групп.

На третьем курсе у студентов начинается специализация. Соответственно, каждого из них курирует та кафедра, к которой он прикреплён. Моя кандидатская диссертация, кстати, была посвящена историческому образованию в 30-е годы. Могу сказать, что многие вещи, к которым мы сейчас возвращаемся, оттуда родом.

- Однако есть и абсолютно новые явления и даже структуры…

- Структуру, которую я первоначально возглавлял, назвали Управление по воспитательной и социальной работе (УВСР). В неё вошли: отдел внеучебной деятельности (студенческий культурно-молодёжный центр (СКМЦ), спортивный клуб, волонтёрское движение, штаб студенческих строительных отрядов и вскоре примкнёт отдельным блоком штаб по студенческому самоуправлению; отдел социальной работы; психолого-консультационная служба; управление студенческим жилищным комплексом (УСЖК); база отдыха «Веневитиново».

Если говорить о более высоком уровне, то в том числе и по инициативе ВГУ была организована такая структура, как Совет проректоров по воспитательной работе Воронежской области, куда входят проректоры всех вузов, включая филиалы. Собираемся раз в два месяца. Многие вопросы вначале обсуждаем внутри вуза. Уже готовые предложения выносим на Совет.

- Какую конкретную пользу приносит деятельность Совета проректоров? Что даёт эта модель общения вузам?

- Простой пример: университет первым среди вузов региона создал программный документ - Концепцию воспитания обучающихся в Воронежском государственном университете. Она была положена в основу Областной концепции воспитания молодёжи. Затем была разработана «Памятка первокурсника».

Вот ещё пример конкретной пользы от нашего взаимодействия – на последнем заседании совместно с представителями Совета диаспор мы проработали вопросы нашего сотрудничества. Наконец, вместе со специалистами Службы занятости обсудили моменты, связанные с трудоустройством наших выпускников.

Обмен опытом в Совете проректоров не прекращается.

Аналогичный процесс происходит и между семнадцатью факультетами ВГУ, заместители деканов которых выступают с разными интересными инициативами. Юристы, например, дали начало волонтёрскому движению в вузе. Теперь на каждом факультете есть группа ребят, которая ездит по детским домам, организует для их воспитанников концерты, общается с сиротами, находит возможность оказать им помощь.

- Быть социально активным – это в духе времени. Но понимание, что это необходимо, прежде всего, самим молодым, приходит не ко всем и не сразу.

-
Однако шанс попробовать проявить себя есть у каждого. В этом году мы проводили смотр-конкурс социальных проектов, объединённых темой «Каким я вижу будущее Воронежа». В процессе подготовки конкурсных работ студенты учились ассоциировать своё будущее с нашим городом, предлагали варианты по улучшению разных сфер его жизни, пытались позиционировать себя в качестве руководителей. Кстати, для тех, кто всерьёз думает о карьере, планирует открыть бизнес, просто повысить свою экономическую грамотность, мы регулярно (бесплатно!) читаем цикл лекций «Основы предпринимательства», которые посещают студенты разных факультетов.

- Какие задачи решает психолого-консультационная служба ВГУ?

- Психолого-консультационная служба создана для оказания психологической поддержки обучающимся и работникам университета, для улучшения качества их жизни.

Психологи помогают в адаптации в различных стрессовых ситуациях, в преодолении профессиональных и возрастных кризисов, обучают навыкам психологической самопомощи, самопознания и самосовершенствования. Кроме этого, здесь проводится большая работа по профилактике наркомании, табакокурения.

- Олег Викторович, самыми показательными в воспитательной работе традиционно считаются успехи в спорте и студенческой самодеятельности. Как организованы эти сферы жизни вуза?

- С этим у нас проблем нет. Как правило, сюда приходят люди, которые целиком отдают себя спорту и творчеству.

С энтузиазмом студенты готовятся к уже традиционным мероприятиям: Дню первокурсника, Творческому марафону, Университетскому дню поэзии.

В 90-е годы соревноваться за первое место в конкурсах студенческой самодеятельности могли себе позволить только наиболее прибыльные факультеты, остальным просто не хватало денег эту статью расходов. Сейчас университет выделяет финансы на свет и звук для выступлений абсолютно всех факультетов. В относительно равных условиях на первый план выходит творчество наших артистов. В итоге интрига - кто же в этот раз станет первым - сохраняется до самого финала.

Гордость ВГУ – ансамбль «Терем» - участник многих всероссийских конкурсов самодеятельного творчества. Так, например, в конце августа он едет на Всероссийский конкурс фольклорных ансамблей в Казани, и мы от всей души желаем ему победы. Кроме того, в университете создано девять команд КВН, в том числе известная «Саша на шоссе». Мы – единственный в Воронеже вуз, располагающий профессиональной командой поддержки (на базе РГФ).

Спортивная жизнь ВГУ не менее насыщенна. Она не затихает даже сейчас, в период каникул. Председатель студенческого спортивного клуба на всё лето уезжает в «Веневитиново», где отдыхают сотрудники вуза и находится студенческий оздоровительный лагерь. С ребятами там занимаются наши преподаватели кафедры физического воспитания, проводят День Нептуна, дискотеки, устраивают различные конкурсы. За лето, как правило, в «Веневитиново» отдыхают около 500 студентов.

- Летний отдых – дело затратное. Из каких источников он финансируется в университете?

- Частично – из федеральных. Но наша позиция такова – помимо федеральных денег мы изыскиваем на эти статьи расходов внебюджетные средства. ВГУ - один из немногих вузов, предоставляющих возможность летнего отдыха не только студентам-бюджетникам, но и тем, кто обучается по контракту. Существуют квоты для спортсменов, для тех, кто активно участвует в культурно-массовой работе, для студентов из малообеспеченных семей. Если студент хорошо учится, проявляет себя в общественной жизни, у нас также есть возможность поощрить его бесплатной путёвкой в летний лагерь. Так, в этом году 700 наших студентов оздоровились в Анапе. Качество отдыха высокое. Отзывы студентов очень хорошие.

- Оздоровить студенчество в последнее время стало важной государственной задачей. Насколько близка вам эта проблема?

- Максимально близка. Буквально на последнем Совете проректоров мы подвели итоги Второго Всероссийского форума студентов «Мы – за здоровый образ жизни», который собрал в Воронеже студентов и преподавателей большинства ведущих вузов страны, а также руководителей медицинских учреждений, работающих с молодёжью. Форум прошёл на очень высоком уровне, и это было отмечено Министерством образования РФ.

Научная конференция и «круглые столы» по проблемам сохранения здоровья и формированию ценностей здорового образа жизни, интерактивные площадки в вузах города, экологическая акция – посадка сгоревшего леса у Кожевенного кордона, спортивный праздник на «Олимпике», студенческая дискотека - координатором всех мероприятий был наш университет, и это стало для нас полезным опытом.

Восьмого сентября планируем провести свой форум «Мы – будущее нации», на котором будут работать несколько секций, включая «Студенческое самоуправление», «Студенческие социальные проекты», «Студенческие отряды» и т.д. Откроется он пленарным заседанием, в котором примут участие депутаты Государственной Думы, руководство области, представители Воронежской и Борисоглебской епархии, первые лица нашего вуза. Планируем большую праздничную дискотеку, открывая которую совместно с ректором Дмитрием Ендовицким, мы поздравим студентов с началом нового учебного года.

- Два крупных форума на одной площадке за такой короткий срок – это впечатляет. В связи с чем возникла необходимость столь громко заявлять о себе?

-
Необходимость демонстрировать наш потенциал очевидна: ВГУ продолжает борьбу за право получения статуса федерального университета.

Поддержка идёт и со стороны Министерства образования РФ, и со стороны губернатора Алексея Гордеева. Конечно, и само студенчество не должно оставаться в стороне от происходящих процессов, поэтому основная идея форума – обсудить со студенческим сообществом будущее университета, будущее города и области, поставить перед молодёжью новые амбициозные задачи.

На примере студенческих проектов, посвящённых развитию Воронежа, мы увидели: пришло время меняться. Студенчество готово работать на интересы миллионного города, Воронежской области и Центрального федерального округа. Настало время проявить лидерство во всех направлениях. Стать ведущим вузом по всем направлениям.

Сейчас создаётся Всероссийский студенческий совет. Представитель нашего университета аспирант факультета компьютерных наук Денис Столяров вошёл в его президиум. Нашей молодёжи, студенчеству мы всячески активно помогаем. Наши ребята очень талантливые, их имена звучат на крупных всероссийских мероприятиях. Значит, наша задача – находить их и всячески поддерживать.

Наталья СТОЛПОВСКАЯ

Наша справка

Олег Викторович ГРИШАЕВ родился 25 апреля 1966 года в Воронеже.
В 1983 году окончил среднюю школу №19. Во время учёбы в школе - командир районного пионерского штаба Железнодорожного района, командир областного пионерского штаба, член бюро Железнодорожного райкома ВЛКСМ.
В 1983 году поступил на исторический факультет ВГУ, был заместителем секретаря комитета комсомола факультета, членом комитета комсомола ВГУ, возглавлял «Штаб трудовых дел университета».
Возил стройотряды в Приднестровье, в Болгарию. Был командиром Дубоссарского зонального штаба.
С 1988 года – преподаватель ВГУ. С 2000 года – помощник проректора. В 2001 году создал управление по воспитательной и социальной работе. В 2006 году был назначен проректором по воспитательной работе.
С февраля 2011 года занимает должность проректора по воспитательной и социальной работе.
Кандидат исторических наук. Автор более 70 научных и научно-методических работ. Завершает работу над докторской диссертацией.

Источник: газета «Коммуна» №129 (25757), 26.08.2011г.


Возврат к списку