Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Следствие ведёт детектив

28.09.2011

При слове «сыщик» у многих в воображении сразу же всплывает образ Шерлока Холмса, ну или мисс Марпл. Но вот о том, что частные сыщики давно уже практикуют свою деятельность не только в столице, но и у нас, в Воронеже, знают, увы, не многие.

Ау, конкуренты!

По данным Центра организации лицензионно-разрешительной работы ГУ МВД России по Воронежской области, на территории региона на законных основаниях частным сыском занимаются 21 детектив и одно детективное агентство.

Согласитесь, для города – без малого миллионника со всеми прилегающими к нему районами – это немного. Да и сами участники рынка говорят, что особой конкуренции не испытывают. Детективы, которые работают не первый год, уже давно завоевали авторитет, и их услуги пользуются стабильным спросом – у дверей их офисов клиенты, что называется, выстраиваются в очередь. Начинающие тоже не сидят без работы.

- У нас в месяц проходит порядка 4-5 клиентов. В целом для моего бизнеса этого достаточно, больше было бы перебором, - говорит руководитель агентства «Особый случай» Валентин Харламов. – При этом главная беда – не в отсутствии нужного числа клиентов. Часто человек, который обращается в агентство, смутно представляет себе, на что он имеет право и каковы наши полномочия.

Тем не менее, начинающим детективам пробиться в этот бизнес сегодня не так-то просто.

- Несмотря на то, что рынок не насыщен, я знаю немало случаев, когда детективная деятельность заканчивалась на этапе получения лицензии, - говорит руководитель детективного агентства «Личное дело» Александр Чижов. – Люди попросту прогорали, не найдя своей ниши и круга клиентов. Поэтому даже из зарегистрированных реально в Воронеже работает малая часть.

Спрос на услуги частных детективов в Воронеже высок. В основном к детективам обращаются состоятельные люди – бизнес-элита и светская публика Воронежа. Встречаются и предприниматели с доходами поскромнее.

Как правило, более половины расследуемых дел носят экономический характер. Обращаются в основном бизнесмены, которые, по разным причинам – от коммерческих до личных, не хотят или не могут официально обратиться в государственные правоохранительные органы. Например, просят отыскать пропавшего должника, его имущество или внезапно исчезнувшего партнёра по бизнесу. Часто обращаются к детективам, чтобы выяснить информацию о конкурентах, партнёрах или «подводных» течениях предстоящей сделки. Или просят отыскать банально украденные из офисного сейфа деньги – дабы не привлекать излишнего внимания государства к собственным наличным суммам.

Помимо этого, клиенты обращаются, чтобы сыщики проверили, нет ли за ними слежки, прослушки, не пытается ли кто заполучить доступ к коммерческой информации.

Другая часть дел носит частный характер. Среди таких наиболее часто встречаются обращения с просьбой найти пропавшего человека. Нередки случаи, когда за помощью приходят супруги, заподозрившие свою вторую половинку в неверности. Родители с помощью сыщиков пытаются разузнать круг общения и способ времяпровождения своих чад и других ближайших родственников.

Средняя стоимость услуг, сложившаяся по Воронежу, – от 30 тысяч рублей за дело. Верхняя планка не называется - всё зависит от того, какую информацию необходимо добыть, сколько на это затрачивается сил и средств.

Все ли средства хороши?

А выбор их у детектива не так уж и богат. Это только в шоу типа «Брачного чтива» сыщики с лёгкостью проникают в квартиры и устанавливают камеры видеонаблюдения и жучки. В реальности всё гораздо прозаичнее.

По сути, детективу запрещено практически всё, что позволяет эффективно выполнять свои обязанности. Например, категорически нельзя использовать специальную аппаратуру для слежения, подслушивания или сканирования переговоров. И уже тем более –нельзя несанкционированно проникать в чужое жилище.

На всё это даже сотруднику «при исполнении» нужна разрешительная санкция прокурора. Это только в фильмах детективы участвуют в поимке преступника с оружием в руках, участвуют в погонях. На самом деле детективу запрещено применять оружие и физическую силу. На общих, общегражданских основаниях ему лишь разрешено в целях самообороны применять травматическое оружие.

Не так давно вышло Постановление Правительства РФ от 23 июня №498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности», где чётко прописаны условия лицензирования и рамки, в которых теперь предстоит работать российским Шерлокам Холмсам. Для тех сыщиков, которые нарушат требования закона, резко ужесточены наказания.

Теперь за превышение своих полномочий или других нарушений детектив может сесть в тюрьму на срок до семи лет. Поэтому если детектив за энную сумму обещает вам услуги чуть ли не агента ФСБ – значит, трудится этот «сыщик» вне правового поля и, скорее всего, исчезнет с вашими денежками.

Ещё одно нововведение - негосударственных сыщиков обязали проходить профессиональную подготовку. Если раньше детективом мог стать практически любой, имеющий мало-мальски относящееся по профилю образование – например, выпускник военного училища, то теперь для получения лицензии детективу необходимо иметь диплом об окончании профильного учебного заведения, даже частного.

Действующим блюстителям порядка запрещено работать в частных сыскных агентствах. То есть, сыщиком не может быть человек в погонах. Человек или агентство не могут совмещать детективную и охранную деятельности.

В документе прописано, что детективы обязаны всегда и везде делиться оперативной информацией с полицией. Если сыщик что-то утаит, то его вполне могут привлечь к ответственности, в том числе и уголовной.

Изыски частного сыска

Впрочем, как утверждают сами воронежские полицейские, сотрудничество с сыщиками в рамках правового поля у них налажено довольно хорошо. Сыщики охотно в случае необходимости делятся оперативной информацией, а детективы могут, опять же – в рамках закона, получать от стражей порядка нужные сведения. Бывало даже, что результаты расследований воронежских детективов использовались в качестве доказательств на судах.

Но некоторые от сотрудничества хоть и не отказываются, но предпочитают получать нужную информацию из других источников. Говорят, что это дороже, но более эффективно и оперативно. На вопрос, изменят законодательные новшества работу детективных агентств, большинство опрощенных сыщиков ответили: практически – нет.

- Наша деятельность всегда была ограничена жёсткими рамками, - говорит Валентин Харламов. – Даже журналисты наделены большими правами, чем мы. Работать в таких условиях, конечно, сложно, но возможно.

Другие сыщики, напротив, считают, что по сравнению с Западом у нас они наделены даже большими полномочиями.

- По опыту знаю, что у наших сыщиков прав больше, нежели у американских детективов, - говорит Александр Чижов. – Я, например, считаю, что главное наше оружие – это глаза, уши и мозги. И вообще, думаю, что этим бизнесом могут заниматься только увлечённые люди. Для меня, например, это, скорее, хобби.

Главным же достоинством нового документа Александр считает то, что теперь лицензии будут выдаваться не юридическим лицам, как раньше, а частным, то есть конкретным детективам. А значит, пока ещё «экзотический» для воронежского клиента бизнес повернулся к нему лицом.

Автор: Ярослава Янова

Источник: «Воронежская неделя», №39 (2024), 28.09.11г.


Возврат к списку