Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Акварельные дали женской души

11.10.2011

Хотел написать рецензию на повесть, прочитанную недавно в «Подъёме», а на бумагу неожиданно вылился отзыв на стихи Веры Часовских, попавшиеся на глаза в этом же журнале. Вот как бывает!

Но начнём по порядку. Сначала. С фотографии. Ведь именно фото автора двенадцати стихотворений, опубликованных на страницах толстого воронежского ежемесячника, изначально привлекло моё внимание. Вот и говори после этого о том, что внешность литератора не играет никакого значения: мол, был же Пушкин похож на обезьяну, а Анна Ахматова в зрелом возрасте – на располневшую королеву…

Играет!

«Я миру пока ни своя, ни чужая» – это можно было и не писать в начале подборки, потому что легко читалось в совершенно неземных глазах и улыбке Веры Часовских.

А дальше о стихах. Женских стихах, что бы кто ни сказал. Что бы при этом ни возразили современные феминистки и иже с ними.

Стихи Веры Часовских можно писать красками, как картины, и многие из них выходили бы пейзажами, насквозь пронизанными светом, синевой высокого неба и белизной неба иного, до середины которого, если перефразировать классика, «долетит не всякая душа». Даже душа поэта.

Большими колючками
                      утренний иней,
Следов ещё нет на снегу
                      чисто-синем…
…И не могу я наглядеться
На храм наш белый в облаках…
Но что интересно, те же самые простые цвета автор использует как для передачи радости души прощённой, уже осенённой божьей благодатью, так и для описания печали души, ещё омрачённой чувством вины.
…Беззвёздной ночи
тёмно-синий мрак
Не испугает чад дневного 
                     света…
И в этом «тёмно-синем мраке» ночи столько детской простоты, что невольно вспоминаешь известные евангельские слова: «Будьте как дети»!

А вот и сама поэтесса признаётся в одном из своих стихотворений в том, что воспринимает мир реальный (да, в какой-то мере и мир духовный) как человек, для которого большое, даже огромное значение имеет цвет:
…И сквозь множество,
                     множество вёрст
Вижу я акварельные дали…
Но оставим в покое цвет и взглянем на поэтические творения Веры Часовских, как на откровения (а стихи – это почти всегда откровения) женщины, которая обрела смысл жизни в искренней вере и служении ближним. И здесь автор (лирический герой?) доходит до высот человеческого страдания, не сопереживать которому просто невозможно.
Оставила тебя на полпути,
Легко попасть в беду с тобою 
                         вместе,
Но даже через сотню 
                        вёрст и двести,
Оглядывалась с шёпотом:
                       «Прости…»
…И завтра кто-то
                     учинит кураж…
Скользнёт невольно
                      в помыслах: «Не я ж!»
Но сердце помнит тихое:
                     «Не я ли?»
Как невозможно и не сорадоваться героине следующего стихотворения:
Свечку, хоть и тонкую,
                      поставила
К образу пророка Илии,
Даже без молитвенного 
                      правила,
Даже без поклонов до земли.
Мне ль в моём неправедном
                    убожестве
Ждать дождя не днями,
                    а полдня?
Ласточки летят в великом
                    множестве
Низко так – и прямо на меня.
Складки сарафана слишком
                   длинного
Не заденут краешком крыла…
Кажется, со времени былинного
Я такой счастливой не была.

Андрей МОНАСТЫРНЫЙ

Поворинский район

Источник: газета «Коммуна» № 155 (25783), 11.10.2011г.


Возврат к списку