Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Объединившись, станем сильнее

11.10.2011

Местное самоуправление | Новохопёрск сделал свой выбор: поселения должны образовать муниципальный округ

Трудности перехода к жизни в соответствии с Федеральным законом о местном самоуправлении не миновали ни один район. Есть и общие для всех проблемы, немало и таких, которые продиктованы особенностями: местоположением, демографическими, экономическими. Одним словом, в ответе на вопрос о путях развития муниципального района есть над чем поломать голову местным властям.
Журналисты «Коммуны» побывали в Новохопёрском районе Воронежской области . На «круглом столе», на котором был обобщен новохоперский опыт деятельности местного самоуправления, участвовали: глава Администрации района Виктор ПЕТРОВ, глава Администрации Новохопёрска Александр БУРАВЛЕВ, заместитель председателя районного Совета народных депутатов Валерий ДМИТРИЕНКО, начальник отдела организационно-правовой работы районного Совета народных депутатов Елена ГОНЧАРОВА и главы городских и сельских поселений Сергей СИЛАЧЕВ, Анатолий ЕРЕМЕЕВ, Анатолий КОЛОБОВ, Николай КАТЕЛИКОВ. От «Коммуны» участвовали главный редактор Виктор РУДЕНКО, журналисты Евгения ЛЕЖАНИНА, Светлана ШАМАКИНА.

Виктор Петров: Специфика нашего района – огромная территория (район входит в пятерку самых крупных в области) и большие расстояния между населенными пунктами. 67 населенных пунктов, в 16 из которых проживает менее 500 человек, в 33 – менее 100 (есть и такие, где насчитывается всего 30 человек). Одной этой информации достаточно, чтобы понять, как важно действовать осмотрительно, не навредить поспешными шагами.

Виктор Петров
Виктор Петров

Широко распространено мнение, что все преобразования, происходящие на муниципальном уровне, сводятся к объединению поселений: объединить слабые поселения или присоединять слабые к более сильным поселениям, что, в принципе, во многих случаях может привести и те и другие к нищенскому существованию.

Глава Краснянского сельского поселения Николай Кателиков: К селу Красному хотели примкнуть Алферовское и Подосиновское поселения. А когда мы просчитали последствия, то поняли, что не сможем их содержать. Не стоит идти к заведомо слабому варианту!

Николай Кателиков
Николай Кателиков

Виктор Петров: Преобразования муниципалитетов – это не только объединительные вещи. Объединение - всего лишь одно из направлений этих преобразований. Я бы хотел, чтобы это все понимали. Суть нашего опыта и действий заключается в том, что, используя местные особенности и условия, как диктует 131-й закон, мы вышли на многовариативность преобразований муниципалитетов.

«Коммуна»: Как вы считаете, что привело муниципалитеты к пониманию необходимости проведения преобразований?

Виктор Петров: Я считаю, что изначально было ошибкой то, что границы практически всех поселений области установили по границам существовавших до них сельских советов. Были случаи, когда на территории одного населенного пункта функционировали два сельских совета.

К примеру, на территории нашего района было два таких села: Елань-Колено - с Коленовским и Еланским сельскими советами; Троицкое - со Старожильским и Московским.

Во время формирования поселений эти границы были сохранены. А по прошествии времени пришлось проводить объединительные процедуры на этих территориях, потому что закон гласит: два поселения не могут образовываться не территории одного населенного пункта. То есть нарезка границ поселений изначально противоречила закону. Это была первая ошибка.

Вторая: были сохранены такие поселения, численность населения в которых насчитывала менее тысячи человек. Они в принципе не должны были оставаться самостоятельными. Во время перехода от сельских советов к поселениям их необходимо было сразу укрупнить.

Третья ошибка касается межселенных территорий: их вообще не было как таковых, то есть не было территорий, на которых распространялась юрисдикция муниципального района.

На первых порах эти ошибки сильно не проявлялись, потому что область взяла на себя финансовую поддержку образованных поселений, выделяя бюджетные трансферты. Однако по прошествии времени область отказалась от финансовой поддержки, и эти функции отнесла к ведению района. При этом объемы финансовой поддержки, которые ранее выделялись, не были переданы районному уровню, их просто изъяли из межбюджетных отношений. И тут наступил момент прозрения: а как же дальше быть? что делать? Налоговых поступлений, которые были закреплены за этими поселениями, не хватало даже на содержание аппарата. Причем по подавляющему большинству поселений.

Главная цель преобразований – меньше тратить средств на содержание чиновничьего аппарата, а больше направлять налогов, которые платит население на территориях, и трансфертов, поступающих с других уровней бюджетов, на обустройство конкретной территории, на формирование для жителей поселений и в целом района комфортных условий для проживания.

«Коммуна»: Как можно выйти из сложившейся ситуации, на ваш взгляд?

Виктор Петров: Для того чтобы выйти из сложившейся ситуации, областные структуры предложили централизовать полномочия, закрепленные за поселениями, то есть забрать их у поселений и передать на районный уровень. И вместе с ними забрать те финансовые ресурсы, что были за ними закреплены.

Наш район, наверное, единственный в области, который так не поступил. Более того, в порядке эксперимента мы пошли на то, что передали полномочия районного уровня в сфере здравоохранения, дошкольного и общего образования - с передачей финансовых ресурсов - на содержание этих сфер одному из самодостаточных поселений района - Краснянскому сельскому поселению.

Это соглашение позволило сельскому поселению использовать средства своего бюджета, пополняемого за счет градообразующих предприятий на развитие, укрепление материально-технической базы вышеуказанных сфер, а именно – модернизацию садика, больницы, школы, строительство культурно-спортивного комплекса, благоустройство села и так далее (градообразующие предприятия - Краснянский спиртзавод, крупное сельскохозяйственное предприятие компании «Новохоперск АГРОИнвест»; плюс ко всему на тот момент времени под строительство элеватора была выделена земля, которую продали с аукциона за 52 миллиона рублей).

Это и есть те местные особенности и условия, о которых я сказал ранее: у поселения появились средства и на основании заключенного соглашения о передаче полномочий между районом и поселением они смогли их использовать и на социальную сферу районных полномочий. Эти соглашения не носят характер длительного действия, или постоянной константы. Они могут отменяться, модернизироваться, дополняться и т.д.

«Коммуна»: Этот случай передачи полномочий уникален? То есть полномочия районного уровня были переданы на уровень поселения только в Краснянском сельском поселении? Виктор Петров: У нас он был первым, но на сегодняшний день уже не единственный. Изучив этот опыт, Елань-Коленовское городское поселение, имея ресурсы от градообразующего предприятия Елань-Коленовского сахарного завода, вышло с предложением заключить соглашение о передаче полномочий в сфере здравоохранения. Мы пошли на это. Подчеркну еще раз, что полномочия мы передали поселению с полным финансовым обеспечением функционирования этих учреждений.

А средства поселения пошли на их развитие - вложение средств в укрепление материально-технической базы. Используя эти ресурсы, они провели очень серьезные работы по ремонту врачебной амбулатории.

Глава Администрации Елань-Коленовского городского поселения Анатолий Колобов: Сегодня на территории нашего поселения проживает 3800 жителей, крепкий бюджет за счет отчислений сахарного завода. Появились средства и мы, к примеру, оборудовали прекрасную врачебную амбулаторию.

Анатолий Колобов
Анатолий Колобов.

Виктор Петров: А сейчас мы готовим соглашение по передаче этому поселению в следующем году полномочий в сфере дошкольного и общего образования. Что позволит привлечь для дальнейшего развития этих сфер на территории поселения не только средства местного, но и областного бюджетов.

Как пример – детский садик, функционирующий на территории данного поселения, испытывает недостаток мест для воспитанников. Заложив на создание дополнительной группы в детском саду 40 процентов от необходимых для решения этого вопроса средств, есть возможность получить 60 процентов из областного муниципального фонда по финансовой поддержке проектов, касающихся развития социальной сферы и благоустройства муниципалитета. В результате в поселении будет решен вопрос по созданию дополнительной группы в этом детском садике и снята проблема очередности.

Это вариант первый - передача полномочий с районного центра на уровень поселений.

«Коммуна»: Таким образом, район передает органам местного самоуправления полномочия. Участвует ли государство в поддержке муниципальных образований?

Виктор Петров: Поселения содержатся только за счёт налогов, собранных на их территориях. Правда, благодаря вхождению в федеральные и областные программы, мы имеем возможность экономить средства местных бюджетов.

К сожалению, далеко не все поселения района экономически самодостаточны. Некоторые территории, за счет того, что там есть градообразующие предприятия, могут существовать практически самостоятельно и выполнять возложенные на них законом полномочия. Однако беда как раз в том и состоит, что многие поселения с учетом мизерной налогооблагаемой базы не могут осуществлять в полном объеме свои полномочия и функции.

Вариант второй. Благодаря тому, что в законодательство внесено изменение - представительный орган районного центра муниципального района может передавать полномочия администрации на районный уровень, мы внесли предложение об объединении пяти сельских поселений с городским поселением - городом Новохоперск.

Поселения это предложение поддержали. То есть шесть поселений будут объединены в одно городское поселение районного центра - город Новохоперск.

Затем решением представительного органа полномочия администрации этого районного центра будут переданы районной администрации. В результате на территории этих поселений фактически будет управление районной администрации; в центрах присоединившихся поселений будет по одному представителю от районной администрации, который, по сути, будет выполнять те же функции, что в настоящее время выполняет глава администрации поселения; будет организовано территориальное общественное самоуправление.

В результате мы сократим расходы на содержание аппарата. Высвободившиеся средства будут направлены в полном объеме на развитие каждого из примкнувших к районному центру населенных пунктов.

Если население и власть по-прежнему будут решать все проблемы рука об руку, то те перемены, которые уже есть, обретут ещё большее поступательное движение вперед/

Территориальное общественное самоуправление совместно с представителем администрации района и населением смогут направлять эти ресурсы на решение тех проблем, которые определят.

И, в первую очередь, на проектирование, допустим, строек, чтобы иметь возможность войти в областные и федеральные программы с целью получения поселениям определенного ресурса для решения вопросов местного значения.

«Коммуна»: Вы назвали только первую часть второго варианта? А будет у него продолжение?

Виктор Петров: Да, она состоит в объединении поселений, где проживает менее 1000 человек, и более удаленных от районного центра.

Валерий Дмитриенко: Когда проводили подготовительную работу, мы брали за основу опыт Семилукского района – о голосовании, об объединении поселений, о границах. Тем не менее проделана серьезная работа.

Валерий Дмитриенко.
Валерий Дмитриенко

К примеру, поначалу предложили объединиться трем поселениям – Михайловскому, Центральскому и Полежаевскому. А проголосовали «за» только два. Собрание представителей Центральского пришло к выводу, что целесообразнее оставить прежние границы. Это их право.

Елена Гончарова: Разумеется, эти инициативы должен был поддержать депутатский корпус и выразить свое мнение об объединении территорий поселений. Принятые депутатами объединяемых территорий решения и разработанный законопроект будут направлены в областную Думу для принятия закона о преобразовании.

Елена Гончарова
Елена Гончарова

Виктор Петров: Итак, следующий вариант, который мы стали претворять в жизнь, имеет конкретную цель: значительно уменьшить расходы на содержание административного аппарата путем сокращения их численности, а высвободившиеся средства направить на развитие поселений. Тогда у органов местного самоуправления появится возможность нормально выполнять свои функции - с централизованной бухгалтерией и одним аппаратом.

А в дальнейшем, если серьезного развития на этих территориях не будет, то есть не появится какое-нибудь предприятие, которое будет являться градообразующим, что позволит территории быть самодостаточной, они постепенно присоединятся к районному центру - городскому поселению - город Новохоперск, с той целью, чтобы передать свои полномочия на районный уровень. И фактически у нас может получиться так, что на территории района будет сформировано четыре поселения: городское поселение - город Новохоперск, Краснянское сельское поселение, Елань-Коленовское городское поселение и, возможно, Коленовское сельское поселение, которые образуют муниципальный район.

Настало время разработать национальный проект по развитию муниципального управления. Для этого выделить из госбюджета на каждое поселение средства (хотя бы по 10 тысяч рублей на одного жителя в год) и через казначейство направить их непосредственно в поселения. Ведь одних налогов недостаточно, чтобы выполнять возложенные законом полномочия.

За счет передачи полномочий городского поселения - город Новохоперск на районный уровень фактически на две трети территории района будет распространено управление администрации района.

И последний вариант. Законодатель предусмотрел, что районный Совет может не избираться, а формироваться. Изучив эту ситуацию, Совет народных депутатов городского поселения - город Новохоперск вышел с предложением о внесении изменений в Устав Совета народных депутатов Новохоперского муниципального района по вопросу формирования районного совета из главы поселения и одного из депутатов от поселения. Данное предложение было рассмотрено и одобрено представительными органами всех поселений района.

На сегодняшний день данное предложение узаконено - в Устав внесены соответствующие изменения.

«Коммуна»: Что это дает?

Виктор Петров: Это дает возможность участия глав поселений и представителей депутатского корпуса из поселений в распределении бюджета районного уровня. Если сейчас они могут присутствовать на заседании районного совета, не имея права голоса, то в будущем они будут активно влиять на формирование межбюджетных отношений. Что немаловажно. Ведь именно они на местах занимаются решением всех местных проблем.

И что не менее важно, эти же представители, сформировав районный Совет, будут выбирать на конкурсной основе главу Администрации района.

Таким образом, мы аккумулируем интересы низового уровня местного самоуправления с районным. Это еще один вариант преобразований.

«Коммуна»: Представим, что объединение произошло. Что дальше? Задача стоит: создать муниципальный округ? Готовы ли к тому, что могут лишиться своих должностей главы поселений?

Глава Алфёровского поселения Сергей Силачев: Если объединение пойдет на благо, кто же будет против?

Сергей Силачев
Сергей Силачев

Александр Буравлев: Объединение города с одноименным поселком давно назрело. Между нами нет и десяти метров. Единые энергосистема, газовое обеспечение, коммунальное хозяйство. По этому пути должны пойти и населенные пункты с количеством населения в 30 и чуть более человек.

Александр Буравлев
Александр Буравлев

Виктор Петров: Все же давайте еще раз задумаемся над вопросом, что такое местное самоуправление? Это форма осуществления народом своей власти, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

К сожалению, многие жители до сих пор считают, что кто-то должен за них подумать и сделать, а не им самим надо участвовать, к примеру, в благоустройстве территорий. Убедить их в обратном, дать прочувствовать и принять эту идею, как свою – это и есть самая главная наша задача. А когда человек поймет, что многое зависит и от его вклада, он горы способен свернуть.

«Коммуна»: Вы считаете, что нужно убедить население быть более активными в жизни поселений и это решит многие проблемы?

Виктор Петров: Конечно, это один из главных моментов в решении вопросов местного значения. Но не менее остро стоит вопрос финансирования местного самоуправления. Хорошо было бы разработать национальный проект по развитию муниципального управления. Для этого выделить из госбюджета на каждое поселение средства (хотя бы по 10 тысяч рублей на одного жителя в год) и через казначейство направить их непосредственно в поселения. Ведь одних налогов недостаточно, чтобы выполнять возложенные законом полномочия.

Пора доверить людям на местах определенный ресурс и закрепить это законодательно. И шире использовать те возможности, которые дает закон о местном самоуправлении.

Возвращаясь к основной теме нашего «круглого стола», особенно хочу подчеркнуть: наш опыт состоит в том, что мы проводим преобразования муниципальных образований не просто по объединительному принципу.

С учетом местных условий и особенностей мы ищем разные варианты преобразований с единственной целью - меньше тратить средств на содержание чиновничьего аппарата, а больше направлять налогов, которые платит население на территориях, и трансфертов, поступающих с других уровней бюджетов, на обустройство конкретной территории, на формирование для жителей поселений и в целом района комфортных условий для проживания.

Трудности перехода к жизни в соответствии с Федеральным законом о местном самоуправлении не миновали ни один район. Есть они и в Новохоперском районе. Но если население и власть по-прежнему здесь будут решать все проблемы рука об руку, то те перемены, которые уже есть, обретут еще большее поступательное движение вперед.


Красное – значит красивое

Главный замысел новохоперских перемен наглядно виден на примере старинного поселения С названием первопоселенцы не ошиблись – место в Новохопёрском уезде выбрали действительно красивое.

Не случайно здесь, еще в слободе Красненькой (первоначальное название), три года подряд гостил композитор Сергей Рахманинов, и, по слухам, приезжал в поместье к другу Николаю Николаевичу Раевскому Александр Пушкин.

А самому генерал-лейтенанту, погибшему в Русско-Турецкой войне в XIX веке, краснянцы поставили памятный знак. Цветы у постамента всегда свежие.

Вот и в нынешнее время здесь делают всё, чтобы название соответствовало и внешнему облику села, и настроению людей. Чтобы жили красиво и не в бедности.

За три года, с тех пор, как вступил в действие Федеральный закон о местном самоуправлении, воды в Савале много утекло. Так на то она и река. Но и в жизни села произошли значительные перемены, на которые люди не нарадуются.

А всё потому, что законом определено право каждого жителя поселения принимать самое активное участие в слиянии с местной администрацией в решении насущных проблем поселения . Самим планировать доходы, учитывать расходы и планировать будущую жизнь.

Поначалу это было непривычно, но Николай Кателиков, глава Администрации Краснянского сельского поселения, человек многоопытный и к трудностям привык. 10-12 миллионов рублей поступает от различных налогов, аренды земли для предприятий (на муниципальной территории работают ОАО «Этанол Спирт», фирма «АГРО-Инвест», построен мощный свинокомплекс). Приходит помощь от районной администрации: на содержание школы, больницы, трех детских садов. Все финансы идут строго в дело. И в итоге есть, чему порадоваться и что гостям показать.

К примеру, культурно-спортивный комплекс «Звездный». Такой не в каждом городе имеется. В двухэтажном здании современной отделки есть спортивный, зрительный залы на двести мест – для кино, концертов, торжеств и дискозал. Построили здание недавно, а Николай Леонидович уже сетует, что для зрителей постоянно приходится ставить дополнительные стулья – красняне быстро привыкли проводить в центре досуг. Поэтому, когда здесь проходит интересное действо, на площадь перед КСК, как это бывает в больших городах, выносят огромный монитор, и народ может видеть и слышать всё, что происходит внутри «Звездного». Надо ли говорить, насколько это нравится молодежи.

Выложенная плиткой площадь в центре села – с красивыми фонарями, клумбами и цветниками, с фонтаном стала любимым местом гулянья, особенно по вечерам.

Не подкачала и средняя школа. Она базовая, поэтому имеет хорошо оснащенные кабинеты информатики, физики, химии, биологии (для лабораторных работ), интерактивные доски, библиотеку, два профилирующих направления – химико-биологический и оборонно-спортивный.

Массовое увлечение спортом не случайно. В школе работает талантливый человек - Заслуженный учитель РФ Борис Капанадзе. Он любит детей, они его тоже, стараются не пропускать уроки физкультуры и по вечерам с удовольствием прибегают на тренировки. Все село считает, что ребятам в этом плане очень повезло. По утрам школьники привычно выстраиваются на зарядку. Здоровье ребята привыкают беречь смолоду.

Борис Леванович и на школьном стадионе своими руками построил комплекс сооружений для тренировок. Единственное, чего не смог сделать сам – проложить удобную современную беговую дорожку с твердым покрытием. Но сегодня она уже есть.

Помощь неожиданно пришла от губернатора Алексея Гордеева. Он побывал в Красном, узнал, что детвора любит спорт, принимает участие в различных соревнованиях, защищая спортивную честь Воронежской области, и даже побеждает на Президентских состязаниях — главных спортивных детских соревнованиях России, а заниматься легкоатлетам негде.

«Будет вам дорожка», - пообещал Алексей Васильевич. И не забыл: в адрес школы вскоре поступили деньги на её сооружение. Цветом она получилась тоже красная, что, впрочем, совсем не удивляет.

Удивляет, скорей всего, участковая больница. Её тоже построили недавно. Планировка продумана – с уютной комнатой отдыха для больных, удобными кроватями в палатах, пять из которых – реабилитационные. В них приводят организм в порядок пациенты после инсульта. Уход и профессиональная реабилитация дают такой эффект, что в эту больничку на 25 коек просятся даже из соседних районов.

Чувствуется, что всё построенное в селе за последнее время, сделано с любовью, на совесть. Вот один, много говорящий штрих: строители, когда работали на больнице, как-то спросили Кателикова, для кого она строится? Видимо, не было в их практике случаев, чтобы социальные объекты требовалось возводить с повышенным качеством работы.

Второй штрих не менее интересен: культурно-спортивный комплекс и школа находятся на одной линии. Разделяет их фундаментальный комплекс, сооруженный в честь земляков, погибших в Великой Отечественной войне. Глава администрации считает, что с архитектурной точки зрения он устарел. К тому же загораживает школу. Скажите, кто-нибудь слышал о том, чтобы в селах задумывались о постройке нового памятника павшим воинам? Вопрос, по-моему, из разряда риторических. А в Красном местная администрация его прорабатывает.

Сегодня в селе живут три с половиной тысячи человек. За последние два года существенно поднялась рождаемость: 31 ребенок появился на свет в 2010 году, 22 малыша – в этом.


Этим детям жить в ещё более красивом Красном.

Но он еще не закончился. Так что у главы Администрации поселения уже сегодня голова «болит» по поводу еще одного детского сада. Хотя в Красном три уже работают. И очередность, пусть небольшая, но есть. «Будем строить»! – сказал Николай Леонидович. В селе никто иного от него и не ожидает. Знают, что слово – твердое.

Страницу подготовили Евгения Лежанина, Светлана Шамакина, Надежда Шевелёва, Константин Толоконников (фото)

Источник: газета «Коммуна» № 155 (25783), 11.10.2011г.


Возврат к списку