Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Правда о штрафбатах и заградотрядах. Ни шагу назад!

12.10.2011

Хотя вот уже 66 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но вокруг неё ещё немало мифов, неправды, которая тиражируется с экранов телевизора, с газетных полос. Больше всего меня возмутил сериал «Штрафбат». Мне довелось принимать непосредственное участие в формировании штрафных батальонов, жить с ними в одной казарме. Это даёт мне основание утверждать, что в сериале много лжи, различных нелепостей.

Первые же кадры представляют штрафбаты так, как будто они существовали только в Красной Армии, и ни слова о том, что впервые они были созданы в фашистской Германии после её поражения в великой битве под Москвой. Тогда в гитлеровской армии резко упал боевой дух, и для его восстановления Гитлер создал около десятка штрафных батальонов из командиров разных рангов, обвиненных в трусости и отсутствии должной стойкости, и более ста штрафных рот из солдат.

Для неуклонного исполнения этого приказа были применены суровые меры - специально созданы заградительные отряды. Они выставлялись позади морально неустойчивых войск с правом расстреливать на месте паникёров и в случае попытки сдаться в плен.

В немецких штрафных частях возможность перестать быть штрафником была полностью исключена. Ни ранение, ни героический подвиг во время пребывания в штрафном батальоне в учёт не принимались. Возможность покинуть такой батальон у них был один – смерть.

Приказ же наркома обороны И.В. Сталина №227, известный как «Ни шагу назад!», появился спустя полгода, 28 июля 1942 года, после трагических событий для советских войск на Южном фронте. Не сумев сдержать мощное наступление врага западнее Ростова-на-Дону, как отмечено в приказе, войска «без должного сопротивления и разрешения» отошли на 150-400 километров, оставив Донбасс, районы правобережного Дона.

24 июля враг захватил Ростов, форсировал Дон и завладел плацдармом на его левом берегу, создав угрозу Сталинграду и Северному Кавказу.

Приказ Сталина ввёл жесткие требования решительного пресечения возможности дальнейшего «отступательного настроения». Но в отличие от немецких, штрафные части Красной Армии были несравнимо гуманнее. Штрафники знали, что имеют реальную возможность вернуться в свою часть с возвращенным офицерским званием, орденами и даже с повышением в командирской должности.

В немецкой армии штрафник оставался таковым пожизненно. В Красной Армии срок определялся военным трибуналом, тюремное заключение заменялось пребыванием в штрафбатах от месяца до трёх. За успешное выполнение боевого задания освобождались все оставшиеся в живых; за проявление героизма предусматривалось награждение орденом или медалью.

Принципиально иную роль в Красной Армии выполняли и заградительные отряды.

Они ставились не только за неустойчивыми дивизиями, но и в значительном отдалении от линии фронта. Здесь они осуществляли контроль на стратегически важных узлах связи, перекрестках прифронтовых дорог, других местах, где отлавливали дезертиров, предателей, работавших на немцев и пытавшихся скрыться в тылу страны, или тех, кто, наоборот, пытался проникнуть на передовую, во фронтовые части: шпионов, диверсантов и пр.

Сейчас настойчиво распространяется нелепость, будто бы благодаря штрафбатам мы одержали победу над врагом, а подвиги советских воинов совершались под дулами автоматов заградотрядов.

Стоит напомнить, что, во-первых, штрафбаты существовали до мая 1945 года, а заградотряды были расформированы ещё в 1944 году.

Во-вторых, элементарное сопоставление сил армии, флота и штрафбатов, находившихся в них, свидетельствует, что они составляли лишь мизерную часть огромных Вооруженных Сил страны. За всё время их существования с июля 1942 до мая 1945 года, по официальным данным, через них прошло всего 427910 человек, что составляет примерно 1,2-1,3 процента от общего числа призывавшихся в армию в годы Великой Отечественной войны. Общее количество реально существовавших штрафных батальонов и рот, участвовавших в боях, – 1049.

Для более точного соотношения сравниваемых сил необходимо учесть, что в Красной Армии Советского Союза служили и освобождённые из мест заключения, в специально для них созданных штрафных частях. Их было чуть больше миллиона. С их учётом общее количество штрафников, по оценке института военной истории, было около 1,5 миллиона.

Преувеличивая их роль в Великой Отечественной войне, фальсификаторы «забывают» весьма важную деталь, что штрафники были вооружены только лёгким стрелковым оружием, с которым они никак не могли победить мощнейшую армию врага.

В фильмах о штрафбате врут, что вместе с разжалованными боевыми кадровыми офицерами были уголовники (зэки). Этого не было и быть не могло, так как для них создавались специальные штрафные части, как уже говорилось выше.

На основе собственного опыта констатирую, что внутренняя жизнь штрафников мало чем отличалась от жизни обычных частей армии.

Запомнился случай на Калининском фронте в сентябре 1943 года.

Переданные нашей группой сопровождения штрафники направились к линии фронта и попали под мощный удар немецкой авиации и артиллерии. Мы, из-за той же причины не успевшие уехать, после окончания обстрела увидели возвращавшихся, перевязанных бинтами, но самостоятельно идущих наших штрафников с радостью на лицах. Такая реакция была от сознания: живой, конец пребывания в штрафниках, долгожданная возможность возвращения к службе в строевой части с прежним воинским званием и боевыми наградами.

В меру своих сил и реальных возможностей штрафники честно, добросовестно, с проявлением героизма и самопожертвования внесли свой вклад в Победу.

Юрий СТРОКОВ,
участник Великой Отечественной войны, профессор, подполковник в отставке

Источник: «Воронежская неделя», № 41 (2026), 12.10.11г.


Возврат к списку