Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Ходит дурачок по лесу...

13.10.2011

Дневник фестиваля «Театр детства и юности – XXI век»

Тверской ТЮЗ показал воронежцам спектакль об одиночестве

Двое появляются из темноты. Они шли долго, они измучены. Одного зовут Джордж (эту роль исполняет актёр Андрей Иванов), второго – Ленни (Заслуженный артист России Александр Евдокимов). Ленни всё время что-то бормочет про мышей и кроликов, Джордж кажется заботливым, а впрочем, это чувство скорее похоже на беспокойство. Его друг – умственно отсталый, но при этом он обладает огромной физической силой. Это сочетание уже приводило к печальным последствиям. Как бы чего похуже не случилось.



Сцена из спектакля «О мышах и людях»..Фото Михаила Вязового.

Бродяги ищут ранчо, на котором их ждёт работа. Эти двое мечтают, накопив денег, тоже когда-нибудь купить себе ферму. Монолог о своём светлом будущем оба заучили наизусть и повторяют друг за другом в трудную минуту. Мечта стала для них ритуалом. А зритель почему-то уже понял: она не осуществится никогда.

Спектакль Тверского ТЮЗа по повести Джона Стейнбека «О мышах и людях» лишён признаков того, что принято иронически называть «тюзятиной». Наверное, на фестивале «Театр детства и юности – XXI век» и без неё не обойдётся, однако постановка Заслуженного артиста России Адгура Кове – хороший пример того, что и сформированному в мире тотального «позитива» подростку можно рассказывать о вечных ценностях, обходясь без сюсюканья и заигрывания, без дурацких приколов и спецэффектов. А заодно – открыть ему, что «для веселия планета наша мало оборудована».

Существенно, что главный и безусловно положительный персонаж спектакля - убийца, пусть и невольный: «Они такие маленькие, я с ними играл, а они всё время кусали за палец», - удивлённо и испуганно говорит Ленни, в очередной раз раздавивший мышь, пытаясь её погладить. Его беда в том, что он не способен рассчитать силу своей нежности. А человек-то не менее хрупок: иногда может сам себя раздавить. Хотя будет думать, что убивает не себя, а другого, надеясь, что после убийства всем вокруг станет легче.

Можно было бы расставить акценты совсем иначе: подать, например, события на ранчо как конфликт несчастного одиночки с бесноватой толпой, так и мечтающей хоть кого-нибудь линчевать (метафорически, ясное дело, топча «самое светлое и чистое» в себе и других).

Однако в этом спектакле нет правых и виноватых, а жалко всех. Даже издевающийся над Ленни и всеми остальными Чернявый (Иван Иванов) – не столько карикатурный злодей, сколько несчастный ревнивый муж, который пытается вести себя как эталонный мачо, провоцирует драки (а окружающие его всё равно презирают). Его жена (Елена Соколова) меняет парики и мужчин (последнее, возможно, преувеличено распространителями слухов), но и это тоже лишь симптом одиночества.

Так какая-нибудь нынешняя девочка из провинции, грезя о «романтике», снимается в порнухе. Жене Чернявого так одиноко и тоскливо, что она готова исповедоваться хоть дурачку; ни к чему хорошему это не приведёт, конечно.

И вот «ходит дурачок по лесу», а за кустом его ждёт тётушка Смерть.

Показательно, что едва ли не половина персонажей, включая самых циничных, самых опустившихся, так или иначе пытается присоединиться к заведомо утопическому проекту Джорджа и Ленни обрести своё ранчо – главное, прочь отсюда, а там всё равно. Но от себя не убежишь.

Наблюдая за этими раздавленными жизнью людьми, думаешь: а ведь Бог, если он есть, наверное, тоже пытался всего лишь прикоснуться к ним, маленьким и беззащитным. Хотел как лучше, а получилось – как всегда. Разве что умершие обрели наконец свободу (как это часто случается у Адгура Кове). Живым от того не легче.

Виталий ЧЕРНИКОВ

Источник: газета «Коммуна» № 156 (25784), 13.10.2011г.


Возврат к списку