Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Щедрость сценографа

13.10.2011

Дневник фестиваля «Театр детства и юности – XXI век»

Фестивали хороши тем, что, помимо возможности увидеть что-то необычное, они могут подарить встречу со старыми друзьями. Вот и нынешний, седьмой по счету, тюзовский фестиваль «Театр детства и юности – XXI век» предоставил нам такую возможность, организовав персональную выставку работ Заслуженного художника РСФСР, лауреата Государственной премии РСФСР Нины Гапоновой.

Театралы со стажем, конечно, помнят её в бытность главным художником Кольцовского театра времен главного режиссёра Глеба Дроздова, большинство спектаклей которого оформляла именно она.


Нина Гапонова на открытии своей выставки. Фото Михаила Вязового

После первых приветствий, ахов и охов – «А ты всё такая же!» – «Да и ты ничуть не изменилась!» – она сразу тащит меня к картинам, развешанным в фойе второго этажа здания Воронежского ТЮЗа. Это, конечно, эскизы к спектаклям - как воронежским, так и многих других театров, с которыми она сотрудничала после того, как в 1988 году перебралась в Москву.

Узнаю многие работы, которыми когда-то восхищалась: «Единственный наследник» Реньяра в театре драмы, «Три мушкетёра» Дюма и «Отверженные» Гюго – спектакли её мужа, Михаила Логвинова – бывшего главного режиссёра Воронежского ТЮЗа.

Бело-черное шахматное поле, на котором разворачивалась история мушкетеров, и – открытое в глубину сцены пространство потустороннего мира, где за длинным столом сидят герои с подсвеченными снизу лицами, а на авансцене – маленький салончик в доме Козетты и Мариуса, забывших в своём эгоистическом счастье тех, кому они им обязаны.

Франция, Париж – особо любимая тема в творчестве Гапоновой. Вот и в эскизе к спектаклю мичуринского театра «Брак поневоле» (2010 год) - любовно воссозданная парижская улица – задник рисованный, дверь, окно и балкон – объёмные, посередине сцены – фонарный столб, от которого к балкону протянута верёвка. По этой верёвке, выдавая себя за фонарщика, и карабкается к возлюбленной герой пьесы. Внизу, в дверях, тщетно караулят отец и брат хитроумной девушки. А костюмы XVIII века – фижмы, изукрашенные сюртуки, длинноволосые парики, кружевные жабо! Какое пиршество для художника!

Сказки – тоже простор для фантазии. Вот «Чиполлино» Джанни Родари в Челябинском ТЮЗе. Среди густых зелёных ветвей проглядывают улыбающиеся профили, сразу создающие настрой на радость, жизнелюбие, которыми пронизана эта солнечная сказка. В костюмах тоже надо было уйти от трафарета. Чиполлино – шапочка-луковка? Неинтересно! Ведь Чиполлино – мальчик, стало быть, зелёный лучок. И струятся по одежде зелёные побеги.

У Мандарина – персонажа нервного и впечатлительного – вдоль рукавов привешены маленькие мандаринчики, которые дрожат и трясутся от гневных порывов. Смешно и образно. И так – со всеми персонажами.

Очень интересно решение пространства в спектакле Смоленского драмтеатра о русском зодчем Фёдоре Коне. На площадке – три огромных телария – трёхгранные призмы, которые широко использовались в театре в эпоху Возрождения. Особенность их в том, что при повороте они образуют новую декорацию, так как раскрашены по-разному с трёх сторон.

Эти призмы изготовлялись в конструкторском бюро самолётостроения.

Очень любит Нина Ивановна оформлять оперы – помню её прекрасного «Фауста» в Воронежском театре оперы и балета, представленного на выставке двумя эскизами. В той работе её вдохновляла живопись Босха. Когда в Волгограде не столь давно создавался Царицынский театр оперы, Гапонову пригласили оформить несколько спектаклей.

Очень впечатляют эскизы к «Пиковой даме» – призрачный зеленоватый Петербург – и «Снегурочке».

В своём уже достаточно зрелом возрасте Нина Гапонова мобильна и неистощима в творчестве. Её преданность делу, работоспособность, вникание во все детали изготовления декораций (надо – так сама всё раскрасит и распишет все детали) уже давно стали театральной легендой.

Прекрасно, что воронежские зрители имеют возможность вновь увидеть работы одного из самых замечательных театральных художников страны.

Людмила РОМАНОВА, театровед

Источник: газета «Коммуна» № 156 (25784), 13.10.2011г.


Возврат к списку