Поиск по сайту:
17.05.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
16.05.2024
Регулирование рекламной деятельности.
15.05.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
14.05.2024
Государственный кадастровый учет
13.05.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
Фестивали хороши тем, что, помимо возможности увидеть что-то необычное, они могут подарить встречу со старыми друзьями. Вот и нынешний, седьмой по счету, тюзовский фестиваль «Театр детства и юности – XXI век» предоставил нам такую возможность, организовав персональную выставку работ Заслуженного художника РСФСР, лауреата Государственной премии РСФСР Нины Гапоновой.
Театралы со стажем, конечно, помнят её в бытность главным художником Кольцовского театра времен главного режиссёра Глеба Дроздова, большинство спектаклей которого оформляла именно она.
После первых приветствий, ахов и охов – «А ты всё такая же!» – «Да и ты ничуть не изменилась!» – она сразу тащит меня к картинам, развешанным в фойе второго этажа здания Воронежского ТЮЗа. Это, конечно, эскизы к спектаклям - как воронежским, так и многих других театров, с которыми она сотрудничала после того, как в 1988 году перебралась в Москву.
Узнаю многие работы, которыми когда-то восхищалась: «Единственный наследник» Реньяра в театре драмы, «Три мушкетёра» Дюма и «Отверженные» Гюго – спектакли её мужа, Михаила Логвинова – бывшего главного режиссёра Воронежского ТЮЗа.
Бело-черное шахматное поле, на котором разворачивалась история мушкетеров, и – открытое в глубину сцены пространство потустороннего мира, где за длинным столом сидят герои с подсвеченными снизу лицами, а на авансцене – маленький салончик в доме Козетты и Мариуса, забывших в своём эгоистическом счастье тех, кому они им обязаны.
Франция, Париж – особо любимая тема в творчестве Гапоновой. Вот и в эскизе к спектаклю мичуринского театра «Брак поневоле» (2010 год) - любовно воссозданная парижская улица – задник рисованный, дверь, окно и балкон – объёмные, посередине сцены – фонарный столб, от которого к балкону протянута верёвка. По этой верёвке, выдавая себя за фонарщика, и карабкается к возлюбленной герой пьесы. Внизу, в дверях, тщетно караулят отец и брат хитроумной девушки. А костюмы XVIII века – фижмы, изукрашенные сюртуки, длинноволосые парики, кружевные жабо! Какое пиршество для художника!
Сказки – тоже простор для фантазии. Вот «Чиполлино» Джанни Родари в Челябинском ТЮЗе. Среди густых зелёных ветвей проглядывают улыбающиеся профили, сразу создающие настрой на радость, жизнелюбие, которыми пронизана эта солнечная сказка. В костюмах тоже надо было уйти от трафарета. Чиполлино – шапочка-луковка? Неинтересно! Ведь Чиполлино – мальчик, стало быть, зелёный лучок. И струятся по одежде зелёные побеги.
У Мандарина – персонажа нервного и впечатлительного – вдоль рукавов привешены маленькие мандаринчики, которые дрожат и трясутся от гневных порывов. Смешно и образно. И так – со всеми персонажами.
Очень интересно решение пространства в спектакле Смоленского драмтеатра о русском зодчем Фёдоре Коне. На площадке – три огромных телария – трёхгранные призмы, которые широко использовались в театре в эпоху Возрождения. Особенность их в том, что при повороте они образуют новую декорацию, так как раскрашены по-разному с трёх сторон.
Эти призмы изготовлялись в конструкторском бюро самолётостроения.
Очень любит Нина Ивановна оформлять оперы – помню её прекрасного «Фауста» в Воронежском театре оперы и балета, представленного на выставке двумя эскизами. В той работе её вдохновляла живопись Босха. Когда в Волгограде не столь давно создавался Царицынский театр оперы, Гапонову пригласили оформить несколько спектаклей.
Очень впечатляют эскизы к «Пиковой даме» – призрачный зеленоватый Петербург – и «Снегурочке».
В своём уже достаточно зрелом возрасте Нина Гапонова мобильна и неистощима в творчестве. Её преданность делу, работоспособность, вникание во все детали изготовления декораций (надо – так сама всё раскрасит и распишет все детали) уже давно стали театральной легендой.
Прекрасно, что воронежские зрители имеют возможность вновь увидеть работы одного из самых замечательных театральных художников страны.
Людмила РОМАНОВА, театровед
Источник: газета «Коммуна» № 156 (25784), 13.10.2011г.