Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





В народных традициях

15.10.2011

Дневник фестиваля «Театр детства и юности – XXI век»

Два коллектива привезли на воронежский фестиваль спектакли, созданные на фольклорной основе

Оба – кукольные, что вызывает некоторое недоумение: фестиваль-то всё-таки ТЮЗовский, а искусство театра кукол – особое, и у них свои фестивали. Но это реплика в сторону организаторов, а оба спектакля – отличные.

Рыбинский театр кукол впервые в Воронеже. Их спектакль «Шиш, или Как мужик с царём поссорился» имеет в основе рассказы Бориса Шергина. Но шергинская проза – как раз стилизация под фольклор. А разыгрывает его простая деревенская семья, надо думать, перед своими односельчанами. Актёров всего трое: Заслуженная артистка РФ Н.Котова, А.Быков и А.Пасынкова.

Кукол они меняют в процессе игры, превращаясь то в царя, то в царёву грудастую жену, то в мужика – во всех действующих лиц поочередно.

Лукавая шергинская речь создаёт полное ощущение народного сказа; история мужика Шиша, который «вызолотил» лбы трёх женщин царской семьи, то бишь покрыл их грязью, полна народного юмора, не обходится и без скабрезностей, вполне уместных в данном тексте.

Режиссёр А.Смирнов хорошо чувствует природу жанра, нигде не скатываясь в пошлость. Все трое исполнителей очень хороши, существуя одновременно и в роли деревенского жителя, и в нескольких ролях персонажей. Но особо хочется отметить Н.Котову, статную красавицу с низким грудным голосом, такую русскую, такую некрасовскую крестьянку! Тут «русский дух, тут Русью пахнет…»

Национальный драматический театр имени Б.Басангова Республики Калмыкия – давний друг и участник воронежского фестиваля. Разные спектакли они привозили, но никогда – кукольного. И вот в инсценировке и постановке Е.Ивановой (Ростов-на-Дону) восемь актёров разыгрывают «Семьдесят две небылицы», в основе которых – весёлые калмыцкие сказки.

Задорный, живой, динамичный спектакль с прекрасно выполненными куклами в национальных нарядах, в котором есть и грустные моменты (сцена прощания умирающей матери с двумя сыновьями и дочкой), и коварство злобного хана, и простодушие героя-пастуха, и любовь и преданность сестры к брату, и множество весёлых небылиц, в которых к концу спектакля запутываются и артисты, и зрители.

Здесь также ощутим национальный дух, колорит, особо пленяет какое-то наивное актёрское простодушие и бесстрашие. С помощью такого обыкновенного материала, как верёвки, артисты на наших глазах создают лошадь, жеребёнка, ос, дроф, сусликов, зайцев, тут же показывая зрительному залу плоды своих усилий и предлагая детям играть с ними, жужжа, как осы, или прыгая, как зайцы.

Небольшое сценическое пространство (спектакль шёл на малой сцене) также активно используется артистами, трансформируясь то в степь, то в море с помощью обыкновенных кусков материи разного цвета. Приёмы вроде нехитрые, не новые, но очень уместные именно в этом спектакле.

Оба театра продемонстрировали уверенный профессионализм, точность выбора и гармоничность решения, за что им долго аплодировали благодарные зрители.

Людмила РОМАНОВА, театровед

Источник: газета «Коммуна» № 158 (25786), 15.10.2011г.


Возврат к списку