Поиск по сайту:
17.05.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
16.05.2024
Регулирование рекламной деятельности.
15.05.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
14.05.2024
Государственный кадастровый учет
13.05.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
Два коллектива привезли на воронежский фестиваль спектакли, созданные на фольклорной основе
Оба – кукольные, что вызывает некоторое недоумение: фестиваль-то всё-таки ТЮЗовский, а искусство театра кукол – особое, и у них свои фестивали. Но это реплика в сторону организаторов, а оба спектакля – отличные.
Рыбинский театр кукол впервые в Воронеже. Их спектакль «Шиш, или Как мужик с царём поссорился» имеет в основе рассказы Бориса Шергина. Но шергинская проза – как раз стилизация под фольклор. А разыгрывает его простая деревенская семья, надо думать, перед своими односельчанами. Актёров всего трое: Заслуженная артистка РФ Н.Котова, А.Быков и А.Пасынкова.
Кукол они меняют в процессе игры, превращаясь то в царя, то в царёву грудастую жену, то в мужика – во всех действующих лиц поочередно.
Лукавая шергинская речь создаёт полное ощущение народного сказа; история мужика Шиша, который «вызолотил» лбы трёх женщин царской семьи, то бишь покрыл их грязью, полна народного юмора, не обходится и без скабрезностей, вполне уместных в данном тексте.
Режиссёр А.Смирнов хорошо чувствует природу жанра, нигде не скатываясь в пошлость. Все трое исполнителей очень хороши, существуя одновременно и в роли деревенского жителя, и в нескольких ролях персонажей. Но особо хочется отметить Н.Котову, статную красавицу с низким грудным голосом, такую русскую, такую некрасовскую крестьянку! Тут «русский дух, тут Русью пахнет…»
Национальный драматический театр имени Б.Басангова Республики Калмыкия – давний друг и участник воронежского фестиваля. Разные спектакли они привозили, но никогда – кукольного. И вот в инсценировке и постановке Е.Ивановой (Ростов-на-Дону) восемь актёров разыгрывают «Семьдесят две небылицы», в основе которых – весёлые калмыцкие сказки.
Задорный, живой, динамичный спектакль с прекрасно выполненными куклами в национальных нарядах, в котором есть и грустные моменты (сцена прощания умирающей матери с двумя сыновьями и дочкой), и коварство злобного хана, и простодушие героя-пастуха, и любовь и преданность сестры к брату, и множество весёлых небылиц, в которых к концу спектакля запутываются и артисты, и зрители.
Здесь также ощутим национальный дух, колорит, особо пленяет какое-то наивное актёрское простодушие и бесстрашие. С помощью такого обыкновенного материала, как верёвки, артисты на наших глазах создают лошадь, жеребёнка, ос, дроф, сусликов, зайцев, тут же показывая зрительному залу плоды своих усилий и предлагая детям играть с ними, жужжа, как осы, или прыгая, как зайцы.
Небольшое сценическое пространство (спектакль шёл на малой сцене) также активно используется артистами, трансформируясь то в степь, то в море с помощью обыкновенных кусков материи разного цвета. Приёмы вроде нехитрые, не новые, но очень уместные именно в этом спектакле.
Оба театра продемонстрировали уверенный профессионализм, точность выбора и гармоничность решения, за что им долго аплодировали благодарные зрители.
Людмила РОМАНОВА, театровед
Источник: газета «Коммуна» № 158 (25786), 15.10.2011г.