Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Правила расчёта – не для всех?

18.10.2011

ЖКХ | Стартовал отопительный сезон, и теплоснабжающие организации вновь подняли проблему долгов за поставленное тепло

Напрямую или УК?

По данным оперативного учета МКП «Воронежтеплосеть», на 1 октября задолженность потребителей по договорам на отпуск тепловой энергии составляет порядка 740 миллионов рублей. При этом основной долг – за организациями, обслуживающими жилые дома Воронежа: УК, ТСЖ, УЖСК. От них предприятие недополучило за тепло и горячую воду свыше 729 миллионов рублей. Среди крупных должников – ООО «Стройтрест 2П», ОАО «УК Железнодорожного района», ОАО «УК Советского района», ООО «УК Райдез ЖКХ Железнодорожного района», ООО «РЭК Центральный», ООО «УК РЭП-101», ООО «УК РЭП №22 Советского района», ООО «Жилищное Содружество РЭК», ООО «РУК Северо-Восток», ОАО «УК Ленинского района». Семь из этих компаний входят в СРО НП «Воронежская коммунальная палата».

Сейчас в городе поставщики тепла работают с потребителями по двум схемам. Одни (например, «Воронежтеплосеть», которая обслуживает около трети домов по Воронежу) и большая часть других городских теплоснабжающих организаций выставляют платежки непосредственно организациям, которые обслуживают дома (УК, ТСЖ и др.). Те собирают коммунальные платежи с населения и расплачиваются затем с предприятием. И лишь немногие (например, воронежский филиал «Квадра», который снабжает теплом около 60 процентов домов в городе) предпочитают работать с потребителями напрямую, то есть через собственный расчетно-кассовый центр производят расчеты по каждому дому и рассылают квитанции потребителям.

Оба варианта расчетов вполне законны. Так, согласно нормативным документам, собственники жилья вправе выбрать, заключать ли им договор напрямую с ресурсоснабжающей организацией (РСО) или же доверить договорные отношения с ней своей управляющей компании.

Вместе с тем Правила предоставления коммунальных услуг (постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. №307, п. 38) предусматривают опосредованный порядок взаиморасчетов между потребителем и РСО – через управляющую организацию, которая обязана производить расчет ежемесячной платы за коммунальные услуги.

В мае этого года вышло новое постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г.№354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Оно предоставляет жителям право вносить плату за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающей организации даже при наличии договора на управление домом с УК или ТСЖ, ЖСК. Правда, в силу оно вступит лишь с нового года. При этом кому именно платить за коммунальные услуги, выбирают собственники жилья на общем собрании. Ни управляющая компания, ни РСО определять эти условия не вправе.

Станет ли новый документ своеобразным стимулом для населения, способным изменить расчеты с поставщиками в сторону прямых расчетов, сейчас сказать сложно. Очевидно одно – прямые расчеты, вкупе с общедомовыми приборами учета, позволяют в значительной степени избежать недоразумений как во взаимоотношениях между населением и РСО, так и между предприятиями и управляющими организациями.

Куда уходят деньги?

По словам заместителя директора по связям с общественностью МКП «Воронежтеплосеть» Натальи Пироговой, своевременная оплата населением коммунальных услуг на сегодняшний день находится на уровне 95 процентов. При этом оплата услуг отопления и горячего водоснабжения со стороны УК и ТСЖ – на уровне 70 процентов.

В том, что деньги населения не поступают на счета поставщиков, предприятия винят исключительно управляющие компании, которые задерживают деньги, полученные от потребителей. Те свою вину в сложившейся ситуации отрицают.

- Проблема, на наш взгляд, заключается в том, что в правилах №307 (а это один из базовых документов, по которому мы вынуждены работать с населением) заложена некая неидеальная модель взаиморасчетов, когда конечный потребитель имеет право и возможность рассчитываться с управляющей организацией по индивидуальному прибору учета. Поставщики ресурсов выставляют нам счета, исходя из нормативов потребления, - говорит директор НП «Воронежская коммунальная палата» Владислав Ландсберг. - Разница оплаты по нормативу при этом примерно на 25 процентов больше. Поэтому возникают претензии со стороны поставщиков.

По его мнению, уйти от ситуации, когда финансовая дисциплина управляющих компаний ставится под сомнение, позволит переход на прямые расчеты с населением, а также установка общедомовых приборов учета. Пример успешной работы в таких условиях в Воронеже уже есть.

Воронежский филиал ОАО «Квадра» перешел на прямые расчеты с населением в 2009 году. Сейчас своими силами они оборудовали приборами учета более половины домов в зоне своей ответственности.

- Мы не против отдать расчеты с населением непосредственно поставщикам, - говорит Владислав Лансберг. – Наши компании были первыми предприятиями коммунального комплекса Воронежа, которые подписали с «Квадрой» соглашение о том, что мы готовы отдать расчеты напрямую, когда предприятие только готовилось к открытию собственного расчетного центра. При этом объемы отпускаемых ресурсов у «Квадры» гораздо выше, чем у других поставщиков по Воронежу. Поэтому если бы мы, как утверждают поставщики, злоупотребляли средствами, мы бы, наверное, никогда не пошли навстречу и «Квадре».

Сейчас разногласий по вопросам расчетов с населением с предприятием нет. Удовлетворено системой расчётов с населением и руководство самого предприятия. Собираемость платежей у них близка к 100 процентам, причем уровень оплаты растет год от года.

- Два года назад мы перешли на прямые расчеты с воронежцами, организовали свой расчетный центр для удобства потребителей, - говорит директор воронежского филиала «Квадра» Николай Назаров. - Время показало эффективность этого нововведения. Если в прошлом году наши услуги оплачивали 97,65 процента населения, то в нынешнем году – уже 98 процентов. Вместе с тем прекратилось и накапливание долгов у населения. На сегодня в 62 процентах домов, оборудованных счетчиками, нет долгов по оплате тепла.

В ожидании ЕРЦ

В МКП «Воронежтеплосеть» тоже не отрицают, что прямые расчеты с потребителями более выгодны.

- Основное преимущество прямых расчетов - это, безусловно, гарантия того, что деньги населения, предназначенные для оплаты коммунальных услуг, пойдут по назначению, а не осядут на счетах тех УК и ТСЖ, которые работают недобросовестно, – считает Наталья Пирогова. – Но в настоящий момент мы не занимаемся поквартирным учетом отпущенных услуг отопления и горячего водоснабжения. Учет ведется по дому в целом, так как большая часть наших абонентов – это управляющие компании и ТСЖ, а не собственники жилья. Для того чтобы делать ежемесячно начисления поквартирно, необходимо создавать собственный расчетно-кассовый центр. А это дополнительные затраты.

Правда, первые шаги, которые должны внести ясность в расчеты с населением и управляющими компаниями, руководство «Воронежтеплосети» все же сделало. В августе открыта кредитная линия для оснащения всех обслуживаемых жилых домов общедомовыми приборами учета. По состоянию на 1 сентября, счетчиками было оснащено 30 процентов жилых домов.

Кроме того, большие надежды теплоснабжающие организации связывают с предстоящим созданием Единого расчетного центра. Планируется, что он позволит собирать платежи с населения по принципу «единого окна», а сама процедура будет проходить в электронном виде.

- Мы полагаем, что это повысит собираемость платежей, – говорит заместитель директора МКП «Теплосеть» Андрей Фролов. – И чем раньше система будет создана – тем раньше мы достигнем максимальной прозрачности во взаимоотношениях с управляющими компаниями и непосредственно жителями.

Руководство воронежского филиала «Квадра» так заявило о возможности включения своего расчетного центра в общую систему.

- Мы готовы войти в единую систему при условии, что платежи населения будут расщепляться на уровне банка, и что наш расчетный центр станет самостоятельно выполнять расчеты по потребителям для включения в общую квитанцию, - заявил Николай Назаров.

Автор: Ярослава Янова

Источник: газета «Коммуна» № 157 (25787), 18.10.2011г.


Возврат к списку