Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Чисто русские идеалы

18.10.2011

Имя в искусстве | 150 лет назад появился на свет наш земляк-живописец, который с потрясающей силой запечатлел быт и нравы стародавней Москвы и провинции

Андрей Петрович Рябушкин родился 17 октября 1861 года в Станичной слободе города Борисоглебска. Отец его, Петр Васильевич, и мать, Пелагея Ивановна, относились к сословию государственных крестьян. Отец был известен в своих краях как иконописец. Этому ремеслу он научил и старшего сына.

В это же время Андрей проявил большие способности к рисованию и в семь лет помогал отцу и старшему брату. В нем зародилась любовь к искусству, но не успел он проявить ее, как жизненное русло временно унесло его в другом направлении.

Он имел от природы великолепный музыкальный слух, прекрасный голос и стал непременным участником архиерейского хора. Это была работа, и притом тяжелая. Не раз он вспоминал потом, как однажды сорвал свой голос на «Херувимской». Музыка сделалась его постоянной спутницей. Свой отдых он нередко посвящал игре на разных инструментах.

«И кто знает, - пишет биограф Рябушкина А. Воскресенский, - не послужило ли это культуре его художественного дарования вообще? Он горячо увлекался русской музыкой - то же увлечение сказалось и в живописи. Все помыслы Андрея Петровича направлены в сторону русской старины, русского быта и психологии русского крестьянина, все идеалы его были чисто русские. Это можно объяснить его происхождением, но и влияние музыкальной среды одинаково отрицать нельзя».

На художественные работы Андрея Рябушкина не раз обращал внимание сын сельского дьячка Андрей Харлампиевич Преображенский, который наездами бывал в доме Рябушкиных. Заметив в мальчике талант, он посоветовал отпустить Андрюшу с ним в Москву.

Москва ошеломила Андрея Рябушкина своим многолюдием и городским шумом. Все здесь было для него ново, необычно, интересно и загадочно. Стать учеником лучшего в то время Московского училища живописи, ваяния и зодчества ему позволили художественные способности. Учителями Андрея Рябушкина стали корифеи русской живописи В.Г.Перов, А.Е.Архипов, К.А.Коровин и В.А.Серов.

В это время Андрей испытывал острейшую нужду в деньгах. Плату за обучение (30 рублей) в первом учебном году помог внести ему, по-видимому, оставшийся в станичной слободе старший брат Федор, подрабатывавший писанием икон. В дальнейшем Рябушкин был освобожден от платы, «так как успехи его были всеми замечены». Не исключено, что В.Г.Перов проявил в этом деле старание и тем самым помог облегчить материальное положение своего любимого ученика.

Неимуший, скромный по натуре, воспитанник Рябушкин старался быть в училище незаметным, но на его успехи обращали внимание и педагоги, и сокурсники. «Талантливый, тихий-тихий Андрей Петрович Рябушкин», - сказал о нем художник Михаил Нестеров, вспоминая годы совместного учения.

Интерес к современности, изображению жизни простого народа – это наследие московской демократической художественной среды Рябушкин сохранил и после своего перехода в 1882 году в Петербургскую академию художеств. Рябушкин был настолько подготовлен, «что явился готовым художником». Его этюды отличались мастерской техникой, эскизы – оригинальностью трактовки, свежестью и новизной.

Бывают люди, при встрече с которыми возбуждаются самые искренние чувства симпатии. К ним можно смело отнести Рябушкина. Эту мысль подчеркивает в своем письме к жене художник В.Д.Поленов.

«Ко мне на днях приходил Рябушкин, - пишет он, - маленький, худенький, немного картавый, страшно интересный юноша. Я его звал к нам, когда приедет в Москву, он хотел там поселиться. Для тебя он ничего не представляет, так как ты не видела его чудесных картин».

Чудесных картин... А как ему доставалось это чудо! Прежде чем приступить к работе, он долго и мучительно вынашивал идею, и только когда она ему становилась ясной, брался за дело. «Его не удовлетворяли первые сносные эскизы, - вспоминает его современник, - и если Рябушкин наталкивался на новую мысль, он тотчас же уничтожал все, что было сделано ... и творил снова с удвоенной энергией. Так поступают только натуры истинно одаренные – таланты».

Около двух тысяч рисунков, иллюстраций и этюдов оставил после себя Андрей Рябушкин, но цифра могла быть еще внушительнее, если бы художник «не прибегал периодически к хорошо испытанному им способу ликвидации своих произведений - к сжиганию их».

Вообще, Рябушкин был довольно оригинальной личностью. Он, например, редко обращался с просьбой высказать свои мнения о его работе. И уж если ему было необходимо это, то приглашал таких ценителей, в прямодушии которых нельзя было сомневаться. Был скромен в быту, комфорта не любил, мирился с какими угодно условиями, не имел никакого имущества, не считая нескольких книг.

От путешествия за границей Андрей Петрович отказался, а решил посмотреть Россию, побывать на родине - в Тамбове и Борисоглебске. После этого он пишет картины из жизни крестьян и городских низов. Это – «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии», «Семья купца в XVII веке», «Русские женщины в церкви» и другие.

Можно сказать, что художник в своих произведениях создал особый тип девушки-женщины русской старины, воплотил в ряде работ национальные семейные ценности, при этом несколько идеализируя и облагораживая женский типаж, «приподнимая» цветом и декоративным ритмом состояние всех тех картин, где женщина ведет основную эмоциональную партию.

Художник Андрей Петрович Рябушкин умер рано, 27 апреля 1904 года, от туберкулеза легких, в расцвете сил, творческих планов и замыслов. Произведения его стали гордостью и неотъемлемой частью русской национальной культуры.

Не забыт выдающийся художник и его земляками. В Борисоглебске одна из улиц носит имя А.П.Рябушкина, а в 2009 году на здании бывшей церковно-приходской школы, где учился Андрей Рябушкин, установлена мемориальная доска.

Елена ГУБАНОВА,
доктор педагогических наук, г.Борисоглебск Воронежской области

Источник: газета «Коммуна» № 159 (25787), 18.10.2011г.


Возврат к списку