Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Неповторимый Райкин

19.10.2011

Его удивительный театр объехал полмира. Побывал он и в Воронеже в 1960 году. Образы, созданные выдающимся артистом, остались в зрительской памяти навсегда…

В райкинском театре «Сатирикон» вот уже несколько лет успешно работают несколько выпускников Воронежской академии искусств, продолжая дело мастера, которому он посвятил всю свою жизнь.

Мы росли с Аркадием Райкиным. Его миниатюры часто звучали по радио, с пластинок и магнитофонных записей, а незабываемые выступления артиста показывало телевидение. Продолжалось это несколько десятилетий. А потом он умолк. Пришло время дилетантов. Со сцены и из голубых экранов хлынул мутный поток пошлости, и эстрадными звёздами стали называть нагловатых пусто звонных пересмешников. Свобода – она для всех свобода, в том числе и для них.

В наши дни, когда искусство смешить с эстрады снова становится «низким», растеряв лучшее, что в нём было в советские годы, понять причины всенародной популярности Аркадия Исааковича Райкина непросто. Секрет многолетней востребованности Райкина и его высочайшего авторитета – в том, что он не занимался профессией ради смеха. Его миниатюры, скетчи, сценки всегда были драматическими постановками без каких бы то ни было скидок на «лёгкость» жанра, сатиричность или пародийность.

Это был спектакль – самый настоящий, ничем не отличающийся от спектакля хорошего театра, а если отличия и существовали, то исключительно в лучшую сторону; едва ли не каждый спектакль Райкина можно было смело назвать шедевром сценического искусства.

Аркадий Исаакович, как никто другой, знал природу юмора и свои выступления строил по законам драматического искусства. Обладая острейшим чутьём на фальшь, Райкин никогда не «перебарщивал», вовремя останавливался, мастерски владел подтекстом и паузами. Хорошо понимал, что юмор – это не только искусство острой формы, но и недосказанного.

Считается, что юмор и сатира – продукты скоропортящиеся, эффект смешного чаще всего связан со временем, в котором они появляются, с конъюнктурой, поэтому анекдоты, как, впрочем, и спектакли и фильмы, пережившие десятилетия, большая редкость. Искусство Райкина находится вне времени.

Были у него, конечно, и миниатюры злободневные, поставленные по насущным проблемам окружающей его жизни, но большая их часть не утратила актуальности и сегодня, ибо касались они тем вечных: любви и предательства, человеческих подвигов и пороков, высоких и низких страстей...

Сценическая жизнь Райкина длилась 52 года: с 1935 (года получения им актёрского диплома) по 1987-й. При этом, начиная с 1939 года, когда он победил на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, Аркадий Исаакович был самым популярным, самым известным – и даже единственным, поскольку с ним просто никто не мог сравниться, – юмористом Советского Союза…

Нет, юмористом в современном понимании этого слова он как раз и не был. Он был Артистом с большой буквы, универсалом, Мастером. Именно это и обеспечивало многолетний успех…

С радостным удивлением зрители, которым посчастливилось попасть на спектакль Театра миниатюр, узнавали в райкинских героях лицемерных чиновников, самодуров-руководителей, соседей-скандалистов, узнавали и себя. И если человек не утрачивал совести и способности делать выводы – стыдились, менялись и… не обижаясь на Райкина, смеялись над собой.

На него невозможно было обижаться, ибо этот человек разговаривал с народом на языке народа – сострадательно, доброжелательно и откровенно. И это было главным условием всеобщей любви.

У Аркадия Райкина были замечательные авторы: Зощенко и Шварц, Эрдман и Поляков, Масс, Червинский, Лиходеев, Жванецкий, Альтов… Они с удовольствием писали для его театра, и он делал так, что тексты эти становились достоянием всей страны. Лучшее знали наизусть и цитировали повсюду.

Более полувека театр Райкина беспрерывно гастролировал по городам и странам, восхищая мастерством и талантом не только соотечественников, но и зрителей за рубежом.

В 1964 году на английском телевидении режиссёр Джо Маграс снимет фильм о Райкине и его коллективе. После премьеры фильма по английскому телевидению критик лондонской газеты «Таймс» напишет признательно и восхищённо: «Би-би-си впервые показало нам прославленного русского комика Аркадия Райкина. Это было настоящее зрелище, подлинное открытие, такое выступление, которого мы не видели давно».

Владимир МЕЖЕВИТИН

Источник: «Воронежская неделя», № 42 (2027), 19.10.11г.


Возврат к списку