Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Бессмертие «Тартюфа»

20.10.2011

Бессмертие «Тартюфа»

Дневник фестиваля «Театр детства и юности - XXI век»

Златоустовская версия мольеровской пьесы оказалась стильной и захватывающей

Как часто, осовременивая классику, режиссёр одевает героев в современные костюмы и придаёт их поступкам современные мотивировки! От подобной трактовки классическое произведение мельчает, приобретая не свойственные ему и не заложенные изначально качества. Гораздо труднее найти в классике те струны, которые не изменились со временем, а трогают сердца зрителей так же, как в далёкие времена. Вот если это сделано, тогда классическое произведение становится нам близким и понятным.

В мольеровском «Тартюфе» Златоустовского государственного драматического театра режиссёр Заслуженный деятель искусств РФ Борис Горбачевский именно так и понял свою задачу. Поэтому его спектакль – не скучное воскрешение назидательной классики, а напряжённо-динамичная постановка, где знакомый сюжет и герои нам как будто совсем не известны.

Поражает необыкновенно тщательная выстроенность спектакля по событиям. Нет ни одного проходного эпизода, который не работал бы на основную идею. Прямо с первых слов госпожи Пернель, матери главного героя (О.Зацепина), спектакль захватывает и держит в напряжении до самого конца.

Трудная задача донесения стихотворного текста до зрителя в сочетании с бешеным темпо-ритмом, без которого непредставим Мольер, решена и режиссёрски, и актёрски – конечно, с разной степенью убедительности, но верно по настроению.

Сценография Заслуженного художника РФ Б.Лысикова (Москва) – очень стильная, и сделала бы честь любому академическому театру.

Перед нами, несомненно, дом состоятельного буржуа Оргона. Вход в него – посередине сцены; в глубине, по бокам, – два серостальных возвышения, куда ведут лестницы (второй этаж дома). А основная площадь сцены свободна – никакой мебели. Это позволяет постановщику очень изобретательно выстроить мизансцены – артисты всё время в движении, вверх-вниз по этим лестницам, что и придаёт действию динамику.

Можно пожалеть, что основная сцена разоблачения Тартюфа, когда Оргон находится под столом и становится свидетелем совращения Тартюфом его супруги, не так эффектна, потому что стола нет на сцене. Но и Тартюф (М.Фаустов) здесь другой. Член общества «Святых даров», он, скорее, производит впечатление инквизитора.

Умный, сдержанно-холодный, застёгнутый на все пуговицы, он совершенно неожиданен в сцене признания в любви к Эльмире (О.Заславская). Здесь прорывается такая подлинная страсть, что Эльмира ошеломлена. Муж её (Заслуженный артист РФ Ю.Чулошников) уже стар и немощен, и ей приходится собрать все силы (и актриса прекрасно показывает эти оттенки чувств), чтобы не поддаться магнетизму Тартюфа. И становится очень понятно, почему и госпожа Пернель так упорствует в отстаивании Тартюфа как благородного человека.

Одну служанку Дорину (Заслуженная артистка РФ Л.Вишневская) не перехитрить, она, похоже, не подвластна мужским чарам. Когда Тартюф протягивает ей платок, чтобы прикрыть обнажённую грудь, она спокойно поднимает юбку, обнажая более сокровенное место, насмешливо наблюдая смущение врага. В этой сцене нет никакой пошлости, она вполне в духе старофранцузских фарсов. Тем более что актриса стоит спиной к зрителям. Вкус нигде не изменяет режиссёру.

Молодёжь спектакля – Дамис (А.Шлянин), Марианна (А.Семёнова), сын и дочь Оргона, а также влюблённый в Марианну Валер (И.Иголкин) – не столь выразительна, как главные герои, но в общую картину вполне вписывается.

Спектакль сопровождается музыкой Моцарта, в том числе отрывками из «Реквиема», что вроде бы не очень вяжется с комедией Мольера. Но помилуйте, какая же это комедия: человек чуть было не лишился своего состояния и дома! И верно определён жанр: трагикомедия.

Когда смотришь на фестивале спектакли разных театров и представляешь, что каждый вечер в сотнях городов на всём российском пространстве пытаются говорить со зрителем о чём-то настоящим языком подлинного искусства, это не может не радовать. Хочется, чтобы понятие «провинциальность» вообще исчезло бы из театрального языка. Может быть, для того и существуют фестивали?..

Людмила РОМАНОВА, театровед

Источник: газета «Коммуна» № 160 (25788), 20.10.2011г.


Возврат к списку