Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Политический дневник. Похищение Европы

10.11.2011

Минувшая неделя отмечена нарастанием как стихийных катаклизмов (наводнение в Таиланде и Европе), так и политических решений, вызвавших серьезное напряжение в международных и региональных системах финансовой безопасности.

Европа, прежде чем ее южные страны оказались накрытыми волной проливных дождей, начала тонуть в волнах финансового кризиса. Главным европейским должником давно уже числится Греция. Однако оказанная ей многомиллиардная помощь не принесла положительных результатов, зато накалила обстановку в стране до градуса уличной войны: многотысячные массы демонстрантов, представляющие различные слои населения, выразили решительный протест попыткам переложить бремя ответственности за кризис на средне- и малообеспеченные слои населения.

Режим затягивания поясов на долгие годы, предписанный Греции руководящими структурами Евросоюза, оказался для большинства населения неприемлемым, поскольку именно этому большинству предлагается взвалить на свои плечи непомерный государственный долг в 350 миллиардов евро.

Сложилась совершенно неожиданная и напряженная для стран еврозоны ситуация.

Дефолт (то есть крах государственных финансов Греции) может создать цепную реакцию, что приведет к распаду Европейского союза - самого удачного интеграционного проекта в современной истории. С другой стороны, бесконечное накачивание должников общими деньгами из Европейского финансово-стабилизационного фонда также является неудачной экономической стратегией, поскольку кредитование происходит за счет налогоплательщиков стран – лидеров ЕС.

Как на беду, в недалеком будущем и в Германии, и во Франции предстоят парламентские и президентские выборы, поэтому и Ангеле Меркель, и Николя Саркози необходима мощная электоральная поддержка. Однако обеспечение последней сомнительно в свете расточительных и неэффективных - по мнению избирателей – действий их правительств в условиях мирового финансового кризиса.

Сложнее всего пришлось премьер-министру Греции, социалисту Георгису Папандреу. Понимая, что без европейской помощи его стране не обойтись, он вместе с тем не мог решиться взвалить на себя и свою партию ответственность за столь непопулярное решение. Выход, хотя и сомнительного свойства, неожиданно был найден в старом и проверенном средстве, изобретенном в очень далеком прошлом именно в этих местах, -референдуме. Мотивируя тем, что прямая демократия является самым правильным политическим инструментом решения сложнейших проблем («пусть выскажется народ»), премьер-министр как раз и решил обратиться напрямую к народу.

Это решение повергло в ужас его европейских коллег. И действительно, ответ греков можно предсказать заранее: кто же добровольно согласится затягивать пояса? Даже перспектива выхода из еврозоны и возвращение к национальной валюте – драхме не кажется грекам такой уж ужасной.

Однако мнение рядового обывателя, как правило, не слишком искушенного в тонкостях экономических явлений, никак не может служить основанием для важнейших политико-экономических решений. В трудных ситуациях выход из положения ищут профессионалы - эксперты и политики, мастерство которых как раз и заключается в том, чтобы рискнуть собственной репутацией во имя спасения страны. В противном случае это называется популизмом – политикой, приятной на словах, но крайне неприятной в ее практическом исполнении, да еще и с неутешительными последствиями.

Выход из ситуации на сегодня выглядит следующим образом: Георгис Папандреу уходит в отставку, и создается коалиционное переходное правительство, реализующее предложенные Евросоюзом меры. Таким образом, пар недовольства, скопившийся в греческом обществе, выпускается при помощи отставки непопулярного премьер-министра. Однако психологическая разрядка еще не означает разрядки политической и финансовой, не говоря уже о сомнительной целесообразности референдума, вносящего ощутимую брешь в и без того уже дефицитный бюджет страны.

Решение о греческом референдуме затратно не только для самих греков. Оно негативно ударило по рынкам.

В Европе и США упали индексы фондовых бирж, особенно резко понизились в цене акции банков. Снизилась цена на нефть. О своем банкротстве объявил крупный американский инвестиционный фонд MF Global Citigroup, у которого значительные авуары в виде греческих ценных бумаг. Вновь зашатались мировые финансы. Как предсказывают эксперты, это только первая ласточка, несущая неприятности всем. Подобный поворот событий может усугубить финансовый кризис в Европе и превратить его в глобальный.

Европейский план действий предусматривает списание половины государственного долга Греции частным финансовым учреждениям и увеличение стабилизационного фонда и связанных с ним механизмов до одного триллиона евро. В рамках осуществления этого плана лидеры ЕС обратились к другим странам, имеющим значительные валютные резервы, с предложением оказать помощь путем вложения средств в европейские долговые обязательства. Речь идет прежде всего о Китае, чьи резервы составляют 3,2 триллиона долларов – приблизительно 40% мировых резервов.

На минувшей неделе Китай посетил глава Европейского финансово-стабилизационного фонда Клаус Риглинг, однако прямого согласия на высказанное предложение не получил. Руководители Китая в общей форме дали обещание покупать европейский долг, в том числе за китайские юани, однако при условии ознакомления с конкретными деталями плана ЕС.

И их можно понять: никто не хочет оказаться в положении некоторых банков и частных лиц, которые ранее приобретали греческие облигации, а теперь оказались у разбитого корыта. Кредиторам нужны четкие гарантии возвращения долга. К китайским кредиторам это относится в первую очередь, поскольку валовый внутренний продукт (ВВП) греков составляет 38 тысяч долларов в год на душу населения, тогда как в Китае этот показатель равняется всего лишь 4 тысячам долларов в год. Рисковать накопленными резервами без соответствующих гарантий и ответных уступок со стороны европейцев в Китае не собираются. Следовательно, «похищение Европы» восточным Драконом вряд ли состоится по причине осторожности самого Дракона.

На этом фоне как-то странно выглядят заявления некоторых российских чиновников. В частности, помощника Президента Аркадия Дворковича, который заявил, что Россия не исключает предоставления финансовой помощи Евросоюзу, но под гарантии Международного валютного фонда, который будет контролировать целевое расходование европейцами полученных средств. Дворкович даже упомянул возможные размеры такой помощи – 10 миллиардов евро.

Конечно, в сопоставлении с тем, какая реально сумма может спасти Грецию, это совсем маленькие деньги. Правда, помощник Президента забыл сообщить о том, каков в России ВВП на душу населения в год. Полагаю, что, как минимум, в два раза ниже, чем в Греции.

С учетом того, что в Европе и так серьезно опасаются России в силу зависимости от ее энергоресурсов, ждать каких-то политических уступок от лидеров Евросоюза вряд ли оправданно. Конечно, страны еврозоны заинтересованы в привлечении капитала и с развивающихся рынков, наиболее емким из которых является китайский рынок. Россия же по этому показателю значительно проигрывает Китаю, что и объясняет слабый интерес европейцев к предложениям, прозвучавшим из Москвы.

Таким образом, серьезной помощи Европе мы оказать не в состоянии, а вот риск потерять эти деньги, которым и в России нашлось бы достойное применение, напротив, очень высок. Даже с учетом идущей избирательной кампании, в законы которой входят всевозможные широкие жесты, предложение Дворковича вряд ли можно считать удачным.

Европа, пожалуй, обойдется и без нас, тогда как нам – в условиях уязвимости нашей экономики, эти деньги могут понадобиться в любой момент.

Автор: Александра Глухова, доктор политических наук, профессор ВГУ.

Источник: газета «Коммуна» № 170 (25798), 10.11.2011г.


Возврат к списку