Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Великая сила искусства

10.11.2011

Познаётся в сравнении | Наш человек в Германии сообщает

- А от картины очень большая польза: она дырку на обоях прикрывает!
«Каникулы в Простоквашино»

Дортмундский музей Ostwall понёс тяжелую утрату: в одном из залов современного искусства была варварски уничтожена инсталляция немецкого классика Мартина Киппенбергера под названием «Когда начинает капать с потолка». Трагедия произошла во время уборки зала: работница не поняла, что объёмная композиция из деревянных реек и металлического таза представляет собой уникальное произведение. Ей показалось, что таз просто грязный, и она протёрла эту часть композиции. А на самом деле это была не грязь и не пыль, а патина, с помощью которой классик изобразил осадок, оставшийся в тазу после того, как якобы высохла вода, накапавшая туда с потолка.


«Когда начинает капать с потолка».

Подобная драма в Германии последний раз произошла в 1986 году в Академии искусств Дюссельдорфа: во время уборки Академии работники переусердствовали и в зале знаменитого художника Джозефа Бойса уничтожили легендарную инсталляцию под названием «Жир».

После произошедшего в Дортмунде несчастья профессор Курт Веттенгль, директор музея, едва не получил инфаркт, но оправился и оценил произошедшее так: «Вопиющее невежество сгубило знаменитое произведение отечественного классика Мартина Киппенбергера!» А представитель мэрии Дортмунда с глубокой скорбью сообщил, что данное произведение искусства уже невозможно восстановить в его первоначальном виде. И что уборщица нанесла тяжёлый удар по творческому наследию выдающегося художника. Хотя уборщиц в музее предупреждали: во время работы подходить к произведениям искусства ближе, чем на 20 сантиметров, запрещено!

Инсталляция «Когда начинает капать с потолка» была застрахована на 800 тысяч евро, но с возмещением этой суммы возникла проблема: уборщица - пожилая турчанка, уроженка Измира и многодетная мамаша, очень трудолюбивая и скромная. Именно от своей старательности она и попала в эпицентр скандала. К тому же несчастье произошло в тот самый день, когда в Германии и Турции на высшем уровне отмечали 50-летие «Договора о приглашении турецких гастарбайтеров в Германию».

Между тем на форумах немецких СМИ появились комментарии художников и любителей искусства «традиционной ориентации», и многие из этих комментариев выглядят злорадными:

«Сейчас только уничтожение придаёт такому «искусству» ценность. Хотя бы страховую».

«Ей бы возле знаменитого «Черного квадрата» убраться. Может, оттёрла бы добела…».

«Тёмные мы люди, не понимаем высокого искусства… Это как и в Модерне Пинакотеки Мюнхена. Я там однажды на здоровенную плиту чугунного проката наступил: думал, дырку в полу прикрывает. Так чуть не растерзали. Оказалось - шедевр!»

«Раздражает, что нас дурачат, прикрываясь глубокомысленностью. Называется - зомбирование».

«Интересно было б узнать сумму дохода страхового агента. Говорят, до 50 процентов...».

«Спасибо, что она этот шедевр на мусорку не вынесла. Хотя 2,5 метра «искусства» вряд ли пролезли бы во входную дверь».

«Сколько скворечников можно было б сделать!..»

«Это сколько ж евро каждая штакетинка стоит?»

«Скандал похож на искусственный: он, наверняка, привлечёт новых зрителей. Многие придут посмотреть на идиотизм».

«А что, трудно было снова перхоти на тазик натрясти, чтоб спасти тем самым выдающееся произведение?..»

«Пожалуй, я взялся бы поставить производство подобных шедевров на поток, чтоб хватило всем желающим, - у меня в мастерской полно штакетника. Оптовым покупателям и крупным музеям – скидка».

«В общем, современное искусство осталось не понято широкими массами. Только «элитой». Каковая и готова платить шальные деньги за понты друг перед дружкой».

«Такую бы уборщицу - в каждую современную галерею, она быстро отличила бы искусство от грязного тазика. А тазики надо мыть, господа!»

Несмотря на эту волну в Интернете, многие поклонники Мартина Киппенбергера в разных уголках планеты и искусствоведы дортмундского музея Ostwall выражают соболезнования друг другу и современному искусству, не примирившись с потерей шедевра.

Эмма Бавари

Источник: газета «Коммуна» № 170 (25798), 10.11.2011г.


Возврат к списку