Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Шёл настройщик… по роялю

29.11.2011

Земляки | Воронежец Анатолий Герц владеет мастерством «врачевания» роялей и фортепиано в совершенстве, а свою работу считает сродни ювелирной


Анатолий Герц. Фото Михаила Вязового

Помните фильм «Шла собака по роялю», названный по строчке из частушки, которую лихо исполняли деревенские жители под аккомпанемент виртуозного балалаечника? Так дед Анатолия Герца, Павел Федосеевич, на народном инструменте тоже музыкально-виртуозные чудеса выделывал. Да такие, что родные и соседи диву давались. Привил он любовь к музыке и внуку, который, повзрослев, всерьёз увлекся сначала гармошкой, а потом и баяном.

После окончания музыкального училища Анатолий Герц работал в Читинской филармонии, ездил с концертами по области и стране. Но настало время, когда диско-композиции и шансон заполнили эстраду и телеэкран. Анатолию с серьёзной музыкой расставаться никак не хотелось, и пришлось искать в нее новые пути.

И он пошел в музыкальную мастерскую учиться азам нового для себя дела у знаменитого в Воронеже настройщика Валерия Рассказова. И всё у него получалось. Анатолий Васильевич стал совершенствовать своё мастерство. Первый свой заказ – настройку пианино в красном уголке пассажирского автотранспортного предприятия – он выполнил на «отлично». Сегодня же мастер – один из признанных в Воронеже настройщиков клавишных инструментов.

Хорошего настройщика, как и музыканта, передают, что называется, из рук в руки. И хотя Анатолий Герц работает в музыкальном колледже имени Ростроповичей и Воронежском театре оперы и балета, о его мастерстве известно в каждом учреждении города, так или иначе сопричастном с музыкой.

В прошлом году в Липецке проходил Восьмой международный конкурс юных пианистов, музыкальные инструменты к которому готовили Анатолий Герц и его воронежский коллега Борис Ивлев. Последнего он считает своим учителем.

Участники и жюри конкурса отметили прекрасное качество звучания концертных роялей, подготовленных на уровне мировых стандартов. Несколько лет назад в Курске, готовящемся тогда к международному фестивалю, наши земляки так профессионально поставили звук на музыкальных инструментах, что об их мастерстве местным телевидением был снят фильм.

Главное в профессии настройщика – упорство и любовь к музыке. Работа интересная, творческая. На один инструмент может быть потрачен один день, на другой - несколько лет. В одном случае нужно полностью восстановить механику, в другом - отрегулировать звук. Работа часто мелкая и очень и очень кропотливая. У каждого инструмента свои особенности и свой характер, поэтому Анатолий Васильевич к своим подопечным относится, как к живым, и признается, что они чувствуют настроение мастера. Когда же его нет, к работе лучше не приступать.

Чистоты звука, хорошей темперации настройки, интенировки, чёткой механики можно добиться, когда ты сам находишься в хорошем расположении духа. Пианист годами готовится к концерту, а выступление проходит за час. То же самое и у настройщика: после долгого времени работы над инструментом он получает огромное удовольствие от его качественного звучания.

Перед концертом настройщик волнуется не меньше пианиста и, сидя в зале или находясь за кулисами, прислушивается к звучанию каждой клавиши. Жаль, что после концерта зрители помнят лишь имя артиста, а настройщик, готовивший инструмент, так и остается безызвестным.

Искусству настройки музыкальных инструментов сейчас нигде целенаправленно не учат. Оно предается от мастера к ученику. Секрет профессионализма Анатолия Герца – в преданности своей профессии. Ей он служит более четверти века. За это время он вернул к жизни множество роялей и фортепиано.

«Точную цифру назвать не могу, не считал», - говорит Анатолий Васильевич.

По его словам, настройщику достаточно иметь не абсолютный, а натренированный слух. Но без музыкального образования мастером стать невозможно. «Ремонтировать инструменты, не владея ими – нельзя», - замечает Анатолий Герц.

Кстати, все сложные и недешевые инструменты для настройки роялей и фортепиано, запчасти к ним Анатолий Васильевич приобретает за свои личные деньги. Немало инструментов изобретено и сделано им самим.

…У него свои музыкальные увлечения: любит рок и джаз-рок. В студенческие годы Анатолий Герц и сам играл, подражая кумирам, сначала в вокально-инструментальных ансамблях, а потом в рок-группах. Он и сейчас может сыграть на гитаре, причем на той, которую собрал сам.

А в его мастерской на почетном месте - дедушкина балалайка, та самая, которая стала добрым предвестником большой музыкальной жизни Анатолия Герца.

Светлана ШАМАКИНА

Источник: газета «Коммуна» №182 (25810), 29.11.2011г.


Возврат к списку