Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





«Круглый стол» «Коммуны». Идти не в ногу со временем, а опережая его

29.11.2011

Для региона, претендующего на самые высокие места в общероссийском рейтинге, очень важно избрать стратегию не догоняющего, а инновационного развития всех отраслей экономики и социальной сферы

Стратегия – 2020, активное обсуждение которой вели учёные, политики, хозяйственники, недавно принята за основу развития Воронежской области. Вместе с тем её обсуждение продолжается, и она по-прежнему вызывает оживлённые дискуссии в обществе. В одной из них, состоявшейся в редакции «Коммуны», приняли участие ведущие воронежские учёные – экономисты Владимир Эйтингон, Юрий Трещевский и Игорь Рисин. И хотя тема беседы стала уже привычной, наш разговор пошёл в ином ключе.

• В июне 2010 года был принят областной закон, утвердивший Стратегию социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года. Не так уж далеко это время. Почему возникла необходимость в развитии нового проекта Стратегии? Что это означает?

В.Н Эйтингон:

– Стратегия – это представление о целях («горизонте») и траектории социально-экономического развития. Такое представление (стратегический взгляд), конечно, реагирует на динамику процессов в окружающей среде (в самом широком ее понимании), да и на изменения оценок собственных возможностей.

Владимир Наумович Эйтингон, кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики труда и основ управления экономического факультета ВГУ. Кавалер орденов Красной Звезды и Отечественной войны II степени, имеет 16 медалей СССР и РФ. Заслуженный экономист РФ. Действительный член (академик) Academy of International Business, Академии труда и занятости, Международной академии науки и практики организации производства, Академии содействия развитию управленческих наук и образования и Академии социального образования.

Задача актуализации Стратегии развития Воронежской области, принятой полтора года назад, из необходимости такой реакции как раз и возникла. Своевременность ее решения подтверждается общероссийским опытом формирования нового проекта Стратегии-2020.

Актуализация предполагает не отрицание, а переосмысливание Стратегии, принятой в 2010 году. Там, где не произошли (и не ожидаются) существенные изменения, сохранены принципы старой Стратегии, в том числе и некоторые из значений уровня (показателей) социально-экономического развития области.

Новый вариант Стратегии – плод коллективного труда. Количество возникших (преодолённых в процессе работы) противоречий в оценках и предложений – около 400 (правда, среди них немало адресованных федеральному уровню). При этом в целом авторы предложений исходили из убеждённости не только в необходимости, но и в возможности достижения стратегического успеха.

Другое дело – с самим подходом к выработке Стратегии. Здесь изменения кардинальны. Вместо привычного (традиционного) отраслевого подхода, предполагающего постановку задач развития применительно к основным секторам, отраслям, отдельным видам экономической деятельности, использован принципиально иной – проблемно-ориентированный.

Востребованность нового подхода объясняется тем, что рубежи, на которые мы собираемся выйти в результате реализации Стратегии опережающего развития, достижимы только в случае системных преобразований, пронизывающих экономику и социальную сферу, механизмы государственного и муниципального управления, менеджмента коммерческих и бюджетных организаций.

В привычной для экономистов и управленцев лексике речь идет о получении так называемого синергетического эффекта. Технология постановки проблем, их содержательного наполнения также нова.

Востребованность нового подхода к Стратегии -2020 объясняется тем, что рубежи, на которые мы собираемся выйти в результате реализации Стратегии опережающего развития, достижимы только в случае системных преобразований, пронизывающих экономику и социальную сферу, механизмы государственного и муниципального управления, менеджмента коммерчески х и бюджетных организаций.

Обсуждаемый сейчас актуализированный стратегический проект – не плод келейных размышлений. Это результат работы представительного экспертного сообщества. Решением губернатора области были образованы 18 экспертных групп (ЭГ), объединивших представителей научного сообщества и органов управления, деловой среды и общественных институтов – общее их число достигло 400 человек.

На всех этапах информация о работе над Стратегией была широко доступна: на портале департамента экономического развития области, в СМИ (о работе экспертных групп сообщала, кстати, и «Коммуна»). Публичные слушания разных масштабов состоялись в самых разных аудиториях. Кстати, открытым было и участие в работе ЭГ.

Предложения к проекту по мере его формирования поступали из муниципальных образований, из различных организаций, от жителей области. Безусловно, значимым была и проекция на региональный уровень общероссийских проблем, оказавшихся в фокусе внимания при разработке проекта федеральной Стратегии-2020.

В конечном счете, были определены ключевые проблемы, с эффективным решением которых связаны перспективы развития нашей области, повышение уровня и качества жизни, конкурентоспособность и место области в Российской Федерации.

Давайте попробуем описать эти ключевые проблемы.

И.Е Рисин:

– Ядро экономического блока Стратегии формируют направления, связанные с переходом к новой модели экономического роста на основе инноваций. В нынешнем варианте Стратегии есть ряд принципиальных отличий от предшествующих разработок (в том числе Стратегии, принятой в 2010 году), в той или иной степени также ориентировавшихся на инновационное развитие.

Первое отличие состоит в том, что в качестве базовых факторов экономического роста определены не только используемые (иногда явно недостаточно) конкурентные преимущества Воронежской области, но и те, которые предстоит ввести в экономическую практику.

Игорь Ефимович Рисин, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой региональной экономики и территориального управления экономического факультета ВГУ, член-корреспондент РАЕН, академик Академии труда и занятости, член-корреспондент Муниципальной академии.

В составе наших конкурентных преимуществ заметен относительно развитый научный и инновационный потенциал. Наличие такого потенциала вряд ли можно оспорить.

Воспользуемся объективными статистическими данными.

По численности персонала, занятого исследованиями и разработками, Воронежская область устойчиво занимает 3-е место в ЦФО (среди 18 субъектов РФ) и 9-е – в России (83 субъекта), по количеству выданных патентов на изобретения – 4-е место в ЦФО и 11-е – в России.

По числу созданных в 2005-2009 гг. передовых производственных технологий мы в пятерке сильнейших вместе с такими сильными «игроками», как Москва и Московская область. Конечно, 66 новых технологий за пять лет – далеко от желаемого темпа развития, но для сравнения можно отметить, что в Липецкой области за тот же период не создано ни одной передовой технологии, в Курской – 3, Тамбовской – 2. Чуть лучший результат имеет Белгородская область – 74 новые технологии.

Важное конкурентное преимущество области - благоприятные природные условия для развития сельского хозяйства, сохранившиеся традиции уважительного отношения к земле, сеть научных учреждений, способных питать АПК новыми технологиями, продуктовыми и организационными инновациями.

Перечень «старых» конкурентных преимуществ в общем привычен. А среди преимуществ, которые еще только предстоит освоить, особенно значимо наличие разведанных месторождений никелевых и золотоплатиновых руд. К ним можно отнести и выгодное транспортное положение, благоприятствующее развитию межрегиональных экономических связей; разнообразный ресурсный потенциал туристско-рекреационной сферы.

Второе отличие предложенной модели экономического роста состоит в том, что его инновационная основа формируется посредством одновременной реализации двух различных стратегий: имитационной («догоняющего развития» – ей в Стратегии, принятой в 2010 году, отдано предпочтение) и инновационной («опережающего развития»).

Для региона, претендующего на высокие места в общероссийском рейтинге, безусловным императивом является последовательное расширение сферы действия Стратегии, ориентированной на создание и внедрение собственных инноваций, конкурентоспособных на российском и мировом рынках.

Заданные в проекте Стратегии темпы инновационного наполнения экономики очень напряженные. Укажу только некоторые из них: удельный вес инновационной продукции должен вырасти с нынешних 12,8 процента до 40 процентов в 2020 г., уровень инновационной активности организаций – с 12,2 процента до 50 процентов.

Именно инновации способны обеспечить опережающее экономическое развитие Воронежской области, достижение запроектированного роста валового регионального продукта к 2020 году вдвое по сравнению с 2009 годом.

Ядро социального блока Стратегии формируют направления, связанные с преодолением бедности, развитием системы образования, заметным улучшением здоровья населения и среды обитания.

Об исключительной важности первого из этих направлений свидетельствуют данные о значительной доле населения области с доходами ниже региональной величины прожиточного минимума (уровень бедности), которая имеет к тому же тенденцию к росту. В 2010 году уровень бедности составил 21,4 процента (к общей численности населения).

В структуре бедности разработчиками Стратегии выделены: социальная бедность, свойственная многодетным и неполным семьям, одиноким пенсионерам, инвалидам, маргинальным группам; экономическая бедность, отражающая низкий уровень доходов некоторых категорий работающего населения («работающие бедные»); статистически фиксируемая бедность населения, имеющего фактически более высокие доходы из различных источников (в том числе за счет т.н. «ненаблюдаемой» экономики).

Устранение социальной бедности связывается, в первую очередь, с поддержкой материнства и детства. Сокращение экономической бедности – с ростом экономики, инвестиционной и инновационной активностью, с развитием системы социального партнерства.

Разрыв между фиксируемым статистикой и фактическим положением дел связан с наличием теневого сектора: в 2009 году по числу занятых в неформальном секторе экономики (в процентах к численности занятого населения) Воронежская область находилась на шестом месте среди регионов страны. Стратегической задачей является вывод доходов из теневого сектора.

Решение всех названных задач (при условии достижения запроектированного экономического роста) позволит сократить уровень бедности до величины не выше 5 процентов.

Развитие системы образования связывается в Стратегии с достижением полного удовлетворения потребностей региона в специалистах соответствующей квалификации. Заслуживает внимания ряд новых задач, в числе которых: интеграция профессионального образования с территориально-производственными кластерами на основе государственно-частного партнерства; рост доли студентов и учащихся учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, обучающихся по программам, в реализации которых участвуют работодатели, в 2020 году до 65 процентов; повышение доли занятых в экономике, прошедших обучение по программам непрерывного образования, до 60 процентов.

Улучшение здоровья и среды обитания связывается с реализацией комплекса мер, в числе которых: развитие спортивной инфраструктуры учреждений системы образования; улучшение качества питания (в том числе за счет развития АПК); создание системы государственной поддержки проектов, направленных на разработку и внедрение инноваций в медицине; экономическое стимулирование ЛПУ, создающих и осваивающих новые методы лечения, и предприятий, производящих новую медицинскую технику; создание системы регионального экологического мониторинга, региональной нормативной базы комплексного экологического контроля и доступа к экологической информации; определение территорий области с наиболее высоким уровнем загрязнения среды обитания и разработка программ их реабилитации с использованием механизма государственно-частного партнерства.

Пожалуй, это важнейшие из направлений развития (всего в проекте Стратегии направлений 12).

• Обращает на себя внимание четкое разделение в проекте Стратегии представления о проблемах (направлениях) развития области и механизмах их решения, управлении реализацией Стратегии. Что необходимо предпринять в этой сфере?

Ю.И.Трещевский:

– Позвольте представить этот ваш вопрос в виде трех основных составляющих: на что должно быть нацелено управление; что предстоит сделать в перспективе; что предусмотрено в проекте.

• Пожалуй. Так на что должны быть направлены усилия в сфере управления?

Ю.И.Трещевский:

– В Стратегии четко просматриваются такие компоненты системы, как финансовое обеспечение, государственное и муниципальное управление и общественные институты. Прежде всего, речь идет о ресурсах, необходимых для реализации Стратегии.

Достаточно общие опасения нехватки источников финансирования верны только в отсутствие ясно поставленных целей (в том числе перед инвесторами). Если органы власти и управления не знают потребности в деньгах, сколько и, главное, на что конкретно эти деньги требуются, то их и не будет. А определенность целей – залог того, что будут. Надо также иметь в виду, что, наряду с потребностью в деньгах, существует и необходимость разместить их прибыльно и безопасно.

Юрий Игоревич Трещевский, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и управления организациями экономического факультета ВГУ, действительный член Академии труда и занятости, член-корреспондент Российской академии естественных наук, член-корреспондент Муниципальной академии.

Отметим, что достаточно велик потенциал государственных инвестиций. Отсюда необходимость в максимальной степени обеспечить их эффективность, оптимизировать состав объектов инвестирования бюджетных средств и усовершенствовать процедуры и инструменты управления на федеральном и региональном уровнях.

Нужно сконцентрировать государственные инвестиции в отраслях, имеющих высокую экономическую и социальную значимость для реализации конкурентных преимуществ региона. Но здесь нельзя увлекаться, нельзя «изобретать», «назначать» преимущества, выдавать желаемое за действительное. Надо оценивать, куда направляется частный капитал, и создавать для его движения элементарные условия, в большинстве случаев – просто не препятствовать ему.

Нужно сконцентрировать государственные инвестиции в отраслях, имеющих высокую экономическую и социальную значимость для реализации конкурентных преимуществ региона (о них уже сказано. Замечу, кстати, что здесь нельзя увлекаться, нельзя «изобретать», «назначать» преимущества, выдавать желаемое за действительное). Надо оценивать, куда направляется частный капитал, и создавать для его движения элементарные условия, в большинстве случаев – просто не препятствовать ему.

Требуется разработка нормативной базы, обеспечивающей: приоритетное инвестирование проектов, связанных с инновациями, созданием и развитием новых институциональных форм организации бизнеса (кластеры, технопарки), а также расширение софинансирования инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства.

• Мы постоянно слышим о нехватке бюджетных средств и слабой перспективе их увеличения. Этот недостаток будет преодолен в ходе реализации Стратегии?

Ю.И.Трещевский:

- Денег много не бывает. Увеличение объема бюджетных средств будет происходить. Но нельзя только увеличивать объем бюджетных средств – нужно повысить качество управления ими. В Стратегии именно ему уделено особое внимание.

Главное направление бюджетной политики – обеспечение сбалансированного социально-экономического развития области и повышения уровня и качества жизни населения. Критерием эффективности определено ее соответствие инновационной модели развития экономики.

Меры управленческого свойства, предусмотренные в Стратегии, охватывают: оптимизацию функций государственного управления и повышение эффективности их обеспечения; совершенствование программно-целевых инструментов управления бюджетными расходами и повышение их эффективности; внедрение новых механизмов реализации инвестиционных проектов; совершенствование государственного финансового контроля.

Предусмотрено повышение уровня самодостаточности регионального бюджета и бюджетов муниципальных образований, в связи с этим – совершенствование системы межбюджетных отношений и повышение качества управления муниципальными финансами.

• Бюджетные инструменты – это ведь не единственный блок в механизме реализации Стратегии?

Ю.И.Трещевский:

– Конечно нет, просто бюджет – наиболее наглядная, видимая всем (или во всяком случае – многим) часть механизма управления. Не менее важные компоненты – эффективность местного самоуправления, совершенствование институтов гражданского общества. В Стратегии предусмотрено такое их развитие.

Нельзя разорвать процессы управления, осуществляемого на различных уровнях – от федерального до муниципального. Но то, что касается федерального, меры его совершенствования в региональную стратегию, естественно, не вошли. В процессе ее подготовки такие предложения экспертных групп, организаций, граждан обобщены и направлены в экспертные группы, занимающиеся разработкой российской Стратегии -2020.

• Публичное обсуждение проекта Стратегии принесло немало предложений, не было свободно и от критики. Как бы вы оценили результаты обсуждения?

В.Н.Эйтингон:

– Уже сказано, что новый вариант Стратегии – плод коллективного труда. Количество возникших (преодоленных в процессе работы) противоречий в оценках и предложений – около четырех сотен (правда, среди них немало адресованных федеральному уровню). При этом в целом авторы предложений исходили из убежденности не только в необходимости, но и в возможности достижения стратегического успеха.

Вместе с тем появлялись и критические высказывания, в общем, вполне пессимистического свойства. Все вокруг (в нашей области), по суждению авторов таких высказываний (иногда с невысоким уровнем доказательности), «есть плохо и будет плохо». Сказать по совести, дискутировать в такой плоскости не кажется мне продуктивным (тем более, что тон некоторых критических высказываний, мало сказать, нельзя считать приемлемым для дискуссии).

Предложенная и обсуждаемая сегодня Стратегия исходит из оценки реальной ситуации, ориентирована на доступные (может быть, не без труда) ресурсы, на тот самый человеческий капитал, который ну никак не нравится кое-кому из критиков, на потребностях, желаниях и надеждах живых людей со всеми их достоинствами и недостатками.

Материалы полосы подготовили: Алексей Иванов, Михаил Вязовой (фото)

Источник: газета «Коммуна» №182 (25810), 29.11.2011г.


Возврат к списку