Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Нетленной памяти страницы

29.11.2011

О новой документальной книге воронежского писателя Виталия Жихарева

… Она несмело открыла дверь моего редакционного кабинета и сходу:

— К кому можно обратиться, чтобы публично поблагодарить (так и сказала) Виталия Ивановича Жихарева за заботу о памяти артюшкинцев, погибших в войну?

Спросила и протянула книжицу небольшого формата, но в довольно яркой, привлекательной обложке, на которой броско, многообещающе: «Нетленной памяти страницы». Уже при самом беглом знакомстве с содержанием книги понимаешь: она – бесценна.

«Светом благодарной памяти,
Светом любви нашей,
Светом скорби нашей
Пусть озарятся имена павших», —

призывает автор на титульном листе.

Начинаешь перелистывать страницы, кое-где останавливаешься, чтобы хоть чуточку ознакомиться с содержанием того, что сказано о каком-либо герое, – и уже не оторвешься, пока не дочитаешь до конца.

Это я о себе, которому абсолютно ни о чем не говорит хотя бы вот такое: «Беседин Марк Сергеевич», значащийся в списках под номером 11. Но когда начал читать, уже не мог оторваться:

«Родился в 1912 году в селе Артюшкино. На войну пошел по призыву Архангельского военкомата… Однополчанин Марка Беседина Иван Болучевский вспоминает: «Вражеские атаки следовали одна за другой, каждая была мощнее предыдущей… Но личный состав стоял насмерть. Противотанковый ров, возведенный нами перед передним краем обороны, буквально был завален трупами солдат и офицеров врага… Потери были ужасными и с нашей стороны…»

Нет, к такому нельзя остаться равнодушным. Это, повторяю, мне, которому, казалось бы, совершенно безразлично должно быть то, о чем вспоминает однополчанин Марка Беседина, как и сама его судьба. Ан, нет. А каково его родным и близким, тем, кто хорошо знал его или был знаком даже шапочно, как говорят в народе? Тут и впрямь озаряешься светом благодатной памяти, любви и скорби.

А ведь это, заметьте, не художественная проза, а святая реальность участника тех боев «за Сычевку и Гжатск», как вполне реальна и судьба солдата Марка Беседина, и всех других из того поколения наших предшественников, на долю которого выпало принять на себя первый самый мощный удар немецкого «блицкрига».

В книге рассказано только о судьбе ста девяносто двух артюшкинцев, которые погибли на поле брани, скончались от ран или не вынесли издевательств в плену у фашистских извергов. Знакомишься с их короткими биографиями и невольно обращаешь внимание на то, что почти все они были призваны перед самой войной или в ее начале… Авдеев Егор Васильевич —призван 30 сентября 1941 года. Афонин Михаил Андреевич —22 ноября1940 г. Батищев Кузьма Федорович —30 июня 1941 г. Беседин Алексей Иванович — октябрь 1940 г.

Против некоторых имен есть и такая запись: «Дата призыва не установлена».

В предисловии к книжке автор, словно извиняясь за скудные сведения о героях, говорит: «В тот тяжкий период отступления и неразберихи, паники не всегда имелась возможность задокументировать потери и послать похоронку родственникам. Именно тогда много артюшкинцев пропало без вести…»

Полноте, уважаемый Виталий Иванович! Уже за то, что вы сделали, издав эту книгу, низкий поклон Вам и большое спасибо. Ведь вы не просто вернули к жизни судьбы многих неизвестных героев наших земляков, а позаботились и о сохранении светлой памяти о них.

«Изначально планировалось эту книгу проиллюстрировать копиями архивных документов и фотографиями. Впоследствии выяснилось, что качество этих копий неважное, а снимков мало. Однако работа с иллюстрированным материалом будет продолжена в надежде на переиздание, — говорится в заключение предисловия.

И еще: «В сборе и проверке сведений о воинах села Артюшкино, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны, неоценимую помощь оказала Любовь Дмитриевна Чернявская. Ей, дочери без вести пропавшего защитника Отечества, большое спасибо».

… Наткнувшись на эти последние строки, я вопросительно посмотрел на неожиданную посетительницу.

— Это моя золовка, то бишь сестра мужа, — тихо произнесла Валентина Васильевна Чернявская…

— Спасибо, — только и выдавил я. А что еще скажешь?

Иван САВЧУК

«Аннинские вести», 29 ноября 2011 г.


Возврат к списку