Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Благовест. Православная страница Воронежской и Борисоглебской епархии

02.12.2011

Вера подразумевает знание, знание влечёт действие, действие образует жизнь

Интервью с митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием

– Уважаемый Владыка, большое спасибо за возможность этого интервью. От имени редакции газеты «Коммуна» и наших читателей позвольте выразить Вам наше уважение и почтение. В предвкушении интересной беседы с человеком, который имеет большой опыт служения, начну с первого вопроса. Сегодня много крещёных людей, которые относятся к вопросам веры формально, не ходят или очень редко ходят в храм. Дескать, верю в душе, и этого достаточно. А на самом деле - достаточно?

- Я отвечу словами Евангелия. Христос сказал нам: «Где двое или трое собраны во имя Моё, там и Я посреди них» (Мф.18, 20). То есть нет ничего сильнее совместной молитвы. И потом, вера подразумевает знание, знание влечёт действие, а действие образует жизнь согласно твоей вере.

Сегодня мы практически все малообразованны в вопросах веры. Несмотря на то, что сейчас издаётся много книг, фильмов, зачастую они остаются невостребованными: нам некогда их изучать. Поэтому храм – просто незаменим.

Общая молитва в стенах храма очень важна для человека в повседневной жизни. Она очищает душу и сердце, делает его более святым. Люди, которые за многие годы первый раз приступили к таинству Исповеди, и им встретился опытный священник, ощущают себя очищенными и просветлёнными.

Они физически ощущают результат этого духовного таинства: как будто смыли с себя много грязи. Это необходимо человеку. Ведь нигде кроме Церкви мы не встречаем такого глубинного действия, когда принимается наше раскаяние и Господь посылает отпущение грехов и даёт нам благодать.

В храме священник произносит проповедь – говорит нам об истории Церкви, говорит нам о том, как мы должны жить. Зачастую жизненные коллизии приводят нас в тупик, и мы не знаем, как поступить в той или иной ситуации, разрешить какую-то проблему и строить жизнь дальше.

Мы живём, основываясь на опыте наших родителей или на каком-то подсознательном чувстве, и совершаем поступки, зачастую не понимая несоответствий, которые порождает тот или иной грех. Это непонимание приводит к заблуждениям, ошибкам в жизни, создаёт много сложностей. А мы в отчаянии спрашиваем: «Господи, за что ты меня наказываешь? У меня и то плохо, и это….»

А если хорошенько подумать, то мы понимаем, что это не Бог нас наказывает, а просто-напросто мы сами завели себя в тупик. Это страшное явление и именно Церковь даёт нам помощь.

Приходит понимание ситуации и сила, чтобы распутать эту верёвочку. Поэтому посещение храма – это очень серьёзное и полезное дело. Я советую чаще посещать храм, и не только для того, чтобы просто поставить свечку и помолиться, а действительно задуматься о своей жизни, осмыслить её. Закон Евангелия – это закон для жизни каждого человека.

И цель православного христианина – пропустить Евангелие через свою жизнь, через своё сердце.

- Насколько в нашей епархии актуальна борьба с чуждыми православному христианству сектами? Как реагировать на дружелюбные, а точнее - вкрадчивые обращения на улице проповедников других конфессий? Они запросто заговаривают, предлагают литературу, приглашают на свои службы. Человек неподготовленный может на это повестись. Как Церковь к этому относится?

- Церковь к этому относится отрицательно. Нас часто укоряют в том, что мы не выходим на улицы. У нас другая практика обращения к человеку. Прежде всего - это службы и проповеди в храмах. Православие предполагает внутренний духовный труд человека в стенах храма, куда он приходит по внутреннему зову сердца. Только в этом случае происходит глубокая внутренняя переработка сущности человека, его личностных качеств, его сердечных стремлений.

Мы обращаемся к людям и вне стен храма - это выступления по телевидению и радио. Нашу Православную культуру широко представляем в дни торжеств – например, в дни города и в другие масштабные праздники Воронежа и области их традиционным участником становятся наши епархиальные хоры.

Секта же предлагает очень лёгкий путь «познания Бога». Там, как правило, требуется, чтобы ты поверил и больше тебе делать абсолютно ничего не нужно. Это ошибочный путь. Поэтому если к вам подходят на улице, предлагая поговорить о Боге, я советую не быть доверчивыми. Следует вежливо, без эмоций отклонить предложения. Надо помнить о том, что на улице очень много шарлатанов, лжеучителей, которые, пообещав строительство новой жизни, зомбируют и обирают людей.

На этой почве распадаются семьи, происходят трагедии. Вовлечённые таким образом в секту лишаются жилья, теряют здоровье, умирают.

Зачем доводить до этого? Ведь есть путь, которым успешно шли наши отцы и деды – это единственный свойственный для России прямой и верный путь Православия. Это наша дорога и ведёт она в храм! А если остаются вопросы - спросите священника, он вам всё разъяснит.

- Русская Православная Церковь традиционно помогает тем, кому трудно, проводит сбор помощи пострадавшим от катастроф и пожаров. Почему наши сердца чаще открываются в испытаниях, и реже - в обычной жизни?

- Это сопряжено с постоянной внутренней работой. В нас заложены такие качества, как сострадание и готовность помочь ближнему. Так вот, если мы ценим понимающего начальника, к которому можно подойти и неформально поговорить, то эти же качества мы должны воспитывать в себе.

Несмотря на то, что хороший и добрый начальник сегодня отходит в прошлое, мы должны помнить, что готовность войти в положение ближнего и прийти в случае необходимости на помощь важны не только для окружающих нас людей, но и для нас лично. Другой вопрос, что мы живём в такое время, когда материальный достаток поставлен во главу угла и зачастую ради него люди ничем не брезгуют. Так не должно быть. Отсутствие соответствующего воспитания делает нас чёрствыми, когда мы увлечены только собой и не замечаем, что происходит вокруг нас.

Увы, многие делают своей профессией попрошайничество, мы сейчас говорим не о них, а о тех, кто действительно нуждается. Они не виноваты в том, что попали в такую ситуацию, это может случиться с каждым из нас. Важно услышать и понять такого человека. Очень ценно, когда мы сами что-то пережили и понимаем беду другого человека, проявляем сопричастность и неравнодушие к нему.

Когда ты помогаешь – ты становишься счастливым. Если ты нужен другому - это счастье. Когда ты нужен своим родным и близким - это слепое счастье. А когда ты необходим многим людям, которые тебя окружают, это даёт ощущение истинного счастья. Теплота любви, которую ты отдаёшь, возвращается к тебе и согревает твой жизненный путь. Дарить тепло, отдавать любовь - очень важное качество, которое необходимо обрести каждому человеку.

- В Воронежской области много старых храмов XVIII-XIX веков, которые ждут восстановления. Понятно, что трудно всё охватить, но есть ли у епархии программа их возрождения? Как происходит выбор конкретного населённого пункта, где храм подлежит первоочередному воссозданию? Это зависит от жителей, от власти или от чего-то ещё?

- Реставрация и восстановление храмов – дело очень трудоёмкое и затратное. Силы епархии в этом отношении довольно малые, потому что мы живём на добровольные пожертвования нашего населения. А население наше в основном небогатое. Ведь наша область преимущественно сельскохозяйственная. У нас мало больших промышленных предприятий. В Воронеже, да ещё в Павловске, Россоши, вот, пожалуй, и всё. У нас сами прихожане собирают на реставрацию храмов, ищут различные пути финансирования. Или успешные выходцы из сёл по старой русской традиции восстанавливают храмы на своей малой родине. А если он разрушен до основания, строят новый. Сегодня на периферии стоят и ждут восстановления храмы очень достойные. Церковь вносит их в реестр государственных памятников архитектуры. По существу, каждое здание достойно, чтобы стать по крайней мере памятником областного значения или даже федерального. Нам хотелось бы сберечь и восстановить наши храмы, которыми богата земля воронежская.

- Какие качества Вы цените в людях больше всего, какие вызывают неприятие?

- Это вопрос сложный для меня. На протяжении своей жизни я всегда старался понять другого человека, каким бы негодяем или даже мерзавцем он ни был. Понимание того, почему он такой и почему он дошёл до неправильной жизни, позволяет мне относиться к нему ровно.

В людях я ценю такие качества, как преданность, дружбу, постоянство, неравнодушное отношение к делу. Это делает человека стержневым, незаменимым в жизни. И, естественно, я по опыту знаю, что есть люди лживые, не имеющие своего нравственного фундамента, которые стремятся в зависимости от конъюнктуры быть полезными «там и сям», лишь бы ухватить себе кусок побольше. Бывает, готовы предать своего друга.

Если человек в таком состоянии, с ним бесполезно говорить, с ним нельзя откровенничать, потому что он извратит всё, что вы ему скажете, всё переиначит – это будет горе. И такие люди являются как бы балластом в нравственном отношении, и они сами довели себя до этого. Я их не осуждаю, потому что каждый может скатиться до такого состояния. Но такие люди вызывают жалость.

- Ваше отношение к тому, чтобы ввести общероссийский дресс-код? Думается, никакая жара не оправдывает появления в общественных местах женщин и мужчин, по сути дела - в белье. Идёт человек по улице и непонятно, одет он или раздет.

- Как священнослужитель, как человек, который прожил свою жизнь по определённым правилам, я за то, чтобы каждый человек был достойно одет. До сих пор не понимаю и не понимал с юности откровенные наряды. Я всё время спрашиваю тех людей, которые мне в этих нарядах встречаются: чего вы добиваетесь? Ответы слышу разные. Кто-то самодостаточным себя чувствует, кто-то самоутверждается таким образом….

Надо понимать, что это, в общем-то, жалкие люди, потому что не понимают того богатства индивидуальности, которое присуще каждому человеку. Это отображается и в следовании моде, и в умении носить одежду. Если человек духовно богат и способен услышать – он моментально сделает переоценку ценностей и оденется подобающим образом. Такого вы никогда не заставите раздеться.

В пору моей юности, когда были модны узкие ботинки, я испортил ими себе ноги. Хотелось быть наравне со всеми, но нога у меня широкая, не по мне была такая колодка. Это был урок, и я понял, нельзя слепо следовать моде. Нехорошо это кончается – болезнью. А ведь может приключиться и болезнь нравственная, которая повлечёт более серьёзные последствия!

Бывает, что и жизни рушатся, если, к примеру, один человек ведёт себя вызывающе, провокационно, а другой понимает это как призыв к действию. Может быть и необоснованно, но первый именно так себя подаёт, а второй соответственно реагирует. Это темы болезни нашего общества, поэтому нужно очень осторожно подходить к этим вопросам. Но, к сожалению, сейчас идёт такая пропаганда безнравственного выражения своей сущности… Хотя суть человека может быть более нравственная, чем он выражает себя. Жаль, что многие молодые люди часто не понимают этого.

- Как научиться прощать?

- Я этот вопрос уже затронул, но повторю: нужно понять человека. А для того, чтобы его понять, надо научиться оценивать свои действия. Чтобы их оценить, нужно последовать совету аввы Дорофея – этот святой преподобный пустынник жил в четвёртом веке и оставил свои письменные поучения. В частности, он пишет, что завершая прожитый день, нужно поставить себя в центр воображаемого круга. Просмотреть и проанализировать этот день с точки зрения нравственной ценности. Себя вы ставите в центр для обсуждения подобно тому, как мы начинаем судить другого человека.

Отходим от этого центра на метр - два – и начинаем рассматривать себя с точки зрения другого человека. При этом нужно быть предельно честным и искренним. Поверьте, вы найдёте массу причин осудить себя, у вас появится горячее желание себя исправить. И это станет первым шагом к тому, чтобы научиться прощать другого человека.

Когда мы научимся это делать, то поймём, что мы несовершенны и не имеем права судить других – потому что мы ничего не знаем о них. Мы видим только действие, а плодом чего оно явилось – не знаем. Может быть, это – результат многих лет каких-то нравственных переживаний, терзаний и мучений? Или какой-то неподобающей жизни? Мы этого не знаем.

Перед тем как вмешаться, мы должны спросить разрешения у этого человека, можем ли мы помочь ему своим советом? Если он скажет «нет» – не надо. Потому что мы все сотворены так, что ощущаем себя самодостаточными. Да, дело он, может быть, сделал плохое, но надо добиваться того, чтобы любить человека, стремиться понять любого человека – что бы он ни сделал. И судить о поступках мы должны по закону любви. А лучше – вовсе не осуждать, а полагаться на волю Божию.

- Как уберечь себя от соблазнов?

- Это вопрос воспитания. Все святые отцы утверждают, что соблазны должны отсекаться. Христос говорит: то зло, что исходит из сердца и из души человека - оскверняет его (См.: Мф.15, 18-19). Он разъясняет, что сначала приходит помысел, какое-то греховное желание. Если его сразу не отвергнуть, он развивается и ведёт к действию, которое, в свою очередь, приводит к тому, что мы делаем неподобные дела, грешим. Поэтому, помимо воспитания, необходима постоянная работа над собой – это важно для поддержания нравственно устойчивого состояния человека.

- В чём следует надеяться на Господа Бога, а какие основополагающие жизненные вещи брать на свои плечи?

- Я думаю, в жизни всё нужно брать на свои плечи. Может быть, это странно звучит из моих уст, но не зря сказано: человек - творец своего счастья. Да, человек должен всё делать сам. Развивать себя, создавать семью, воспитывать домочадцев. Муж должен воспитывать жену, жена – мужа. Это взаимный труд и здесь не должно быть никаких обид, раз они соединили свои жизни. Объективный моральный закон не нами установлен, но мы обязаны его познать и в соответствии с ним жить.

Бывают ситуации, когда, казалось бы, исчерпаны все мыслимые и немыслимые возможности, а облегчения не получаем, подступает чувство безысходности. В такие минуты надо помнить, что никогда, ни при каких обстоятельствах не нужно отчаиваться. Вот тут-то и следует полагаться на Господа Бога. С верой помолиться: «Господи, я вроде всё сделал, что нужно, помоги!» Нужно всегда просить помощи, когда мы делаем какой-то важный шаг, когда мы оказались на распутье и не знаем, как правильно поступить.

Часто мы, верующие люди, предпочитаем ездить к старцам. Но старец – тоже человек, и он исходит из своего опыта. Поэтому лучше помолиться перед иконой, попросить Господа, исповедаться и причаститься. И что Господь после этого положит тебе на сердце, то и сделай.

Это будет благословение Божие. Но для этого надо быть воцерковлённым человеком, искренне верить и ходить в храм Божий. Нельзя жить двойными стандартами. Премудрость может входить только в чистую душу.

- Высокие стандарты служения – для Вас, работы – для обычных людей. В чём они заключаются?

- Моя жизнь не совсем обычна по «мирским» стандартам: у меня нет семьи, нет интересов личностных. Поэтому мои интересы – это служение народу. Как бы это высоко ни звучало – но это так. Я не живу спокойно, не могу отвлечься от тех дел епархиальных, которые ставит передо мной жизнь. Всё время в этой работе, я живу этой работой. Работа должна нравиться человеку. Это не просто должно быть средство зарабатывания куска хлеба, но она должна быть по душе. Тогда мы будем счастливы, будет уютно.

Отчего появляются бегунки, которые часто меняют место работы? Оттого, что они ищут, где лучше, где выгоднее, и не могут согреть себе место. И разрушают ту нравственную основу, которая у них есть. От себя ведь никуда не убежишь. Твоё внутреннее отношение к тому делу, которое ты делаешь, оно и делает тебя счастливым. Это моё глубокое убеждение – если вы будете работать всю жизнь на одной работе, будете её любить – она сделает вас счастливым. Она будет вам благодарна, вы массу плюсов получите на этой работе.

В чем разница понятий «служение» и «работа»? Наверное, в том, что служение – это образ жизни. Работа – это нравственное отношение к тому делу, которое вам поручено.

- Изменилось ли с течением времени Ваше отношение к Воронежу, области, епархии, служению? Как Вы нас воспринимаете? Оправдываем ли мы Ваши ожидания?

- Я полюбил Воронеж. Полюбил его народ, который, не скажу, что он лёгкий, а скорее непростой, но этим и интересен. Здесь нет застоя и накал жизни интенсивнее, чем в других городах и весях. Поэтому я здесь просто счастлив и благодарен Богу и народу, которому я служу. И я рад делать всё для того, чтобы церковная жизнь в нашей епархии была поднята на ещё более высокий уровень.

- Владыка, мне остается сказать Вам большое спасибо за интересную беседу. Позвольте пожелать Вам от всех наших читателей здоровья и Божией благодати в Вашем пастырском служении. Большое спасибо.

- Благодарю вас. Спасибо.


Главное слово в каждой судьбе

Владыка Сергий поздравил матушек с Днём матери

В рамках празднования Международного дня матери в академическом театре драмы имени А.Кольцова состоялась встреча митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия с матушками клириков епархии.


Православные матушки на встрече. Фото Константина Толоконникова.

Встреча, организованная в рамках празднования Международного дня матери, прошла после Божественной литургии, которую Высокопреосвященнейший митрополит Сергий совершил в Покровском соборе Воронежа.

В Большом зале драмтеатра митрополит Сергий поздравил матушек с Международным днём матери. Вдовые матушки почивших священнослужителей епархии – более двадцати – получили от Владыки к празднику материальную помощь.

Отвечая на вопросы журналистов и участников встречи, митрополит Сергий отметил, что матерей, как и Церковь, волнует судьба детей.

Действующая в ряде западных стран ювенальная юстиция являет собой активное вмешательство в дела семьи, попытки оказывать давление на родителей, подменять волей «третьих лиц» родительские права и обязанности.

Зачастую детей без согласия родителей по решениям судов забирают из семьи и отдают в семьи однополых браков или в семьи, которые, с точки зрения здравого смысла, во многом гораздо хуже, чем родная семья. Всё это разрушает патриархальные основы семьи.

- Семья должна быть крепкой не только любовью мужа и жены, но и рождением детей, - сказал Владыка Сергий. – Необходимо всемерно укреплять традиционные устои семьи, вразумлять и воспитывать своих детей не потакая им, поддерживать и сохранять лучшие традиции российских семей.

Мероприятие было продолжено выступлением православного русского психолога Ирины Медведевой, прибывшей в Воронеж по приглашению епархии.

Ирина Яковлевна - директор Института демографической безопасности, писатель, публицист и драматург, детский психолог, вице-президент и соучредитель Межрегионального Фонда социально-психологической помощи семье и ребенку, сопредседатель Международного общества арт-педагогов и арт-терапевтов. Она также является создателем оригинальной и эффективной методики психологической коррекции, рассчитанной на детей с трудностями поведения и общения. Принимает активное участие в борьбе с негативными тенденциями в образовании, здравоохранении и культуре, которые наносят ущерб детской психике, калечат детские души.

В своем выступлении Ирина Яковлевна аргументированно и подробно осветила вопросы, которые ставит перед нашим обществом возможная перспектива введения в Российской Федерации Закона о ювенальной юстиции.

Это не первая встреча Ирины Медведевой с воронежцами - семинар по теме проблем ювенальной юстиции уже проводился по инициативе епархиального женсовета 12 мая 2011 года в Воронежской областной универсальной научной библиотеке имени И.С. Никитина.


Цифры и факты

Воронежская епархия была образована в 1681 году. Первым её епископом стал святитель Митрофан Воронежский.

• • • • •

Воронежская земля прославлена деяниями святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца, святителя Антония (Смирницкого), архиепископа Воронежского и Задонского. На рубеже тысячелетий был причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских священномученик Петр, архиепископ Воронежский.

• • • • •

Сейчас в Воронежской и Борисоглебской епархии действуют триста семьдесят два храма (из них более половины восстановлены и построены за последние восемь лет), четыреста двадцать шесть приходов, три женских и три мужских монастыря.

• • • • •

На всю Россию известны жемчужины Православия, уникальные пещерные монастыри Придонья: Успенский Дивногорский и Воскресенский Белогорский мужские монастыри, Спасская Костомаровская женская обитель. Отстроен новый мужской монастырь в честь преподобного Серафима Саровского.

• • • • •

Символом возрождения Воронежской и Борисоглебской епархии стал Благовещенский кафедральный собор. Он построен в Воронеже в память о трёх разрушенных в период богоборчества соборах — Благовещенском, Свято-Троицком и Владимирском.

Материалы страницы подготовила Татьяна Юшкина

Источник: газета «Коммуна» №184 (25812), 02.12.2011г.


Возврат к списку