Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Романтик великой эпохи

07.12.2011

Жизнь этого писателя, родившегося недалеко от Курска в городе Льгове, в семье учителей, была похожа на захватывающий приключенческий роман. Революции и войны пришлись на его юность, а бурлящее противоречивое время сделало своим героем...

Инсценировки по произведениям Аркадия Гайдара и его пьесы с успехом шли во многих театрах и на киноэкранах страны. Мы зачитывались его книгами и удивлялись его легендарной судьбе… На сцене Воронежского ТЮЗа гайдаровские спектакли неизменно волновали и радовали зрителей на протяжении долгих лет своей чистотой и искренностью, вдохновенными романтическими порывами, остающимися в зрительских сердцах…

В 14 лет он оказался на фронте, где, проявив бесстрашие, силу и незаурядный талант, стал командиром.

После окончания военных курсов (в Москве и Киеве), после боев и ранений Аркадий Голиков (настоящая фамилия Гайдара) был назначен командиром стрелкового полка, который ему надлежало сформировать в Воронеже. С поставленной перед ним задачей Гайдар справился вполне успешно, и к середине 1921 года четыре батальона были организованы в боевое подразделение. Гражданская война продолжалась для будущего писателя до 1924 года – вплоть до его демобилизации из армии.

Первую свою повесть «В дни поражений и побед» Гайдар писал на фронтах в 1922-1924 годах. Она была показана К. А. Федину, М. Л. Слонимскому, С. А. Семенову (редактору, принявшему наибольшее участие в начинающем литераторе) и вышла в 1925 году под собственным именем автора в ленинградском альманахе «Ковш».

Осенью 1925 года Гайдар переезжает в Пермь, сотрудничает в газете «Звезда». Тогда же он создает рассказ «Р.B.C.» и новеллу «Угловой дом», впервые подписанную «Гайдар».

По архивным материалам начинает повесть о революционных выступлениях пермских рабочих против самодержавия, которую потом назовет «Жизнь ни во что» (другое название «Лбовщина»).

В «Звезде» печатаются его фельетоны, рассказы, стихи, путевые записки (из путешествия по Средней Азии в 1926 году), там же появляются фантастический рассказ «Тайна горы», отрывок из повести «Рыцари неприступных гор», поэма «Пулеметная пурга». Несколько фельетонов было опубликовано в газете «Правда Востока» и «Туркменская искра».

С 1926 года произведения Гайдара выходят отдельными изданиями в Москве. Начинается пора его широкого признания. Он много путешествует по стране, продолжая интенсивно работать.

В 1927 году в свердловской газете «Уральский рабочий» выходит повесть «Лесные братья» (продолжение повести «Жизнь ни во что»). Переехав в Москву, Гайдар сотрудничает с газетами «Красный воин» и «Голос текстилей», печатая десятки рассказов, фельетонов, статей и стихов. Публикует детективно-приключенческую повесть «На графских развалинах «.

В 1928 году в Архангельске сотрудничает в газетах «Волна», «Правда Севера». Там начинает писать повесть «Школа», которая выходит в московском журнале «Октябрь» под названием «Обыкновенная биография».

«Школа» – самое значительное произведение Гайдара о революции и Гражданской войне. В ее основу лег автобиографический материал. Главный герой, 15-летний Борис Голиков, едва избавившись от мальчишеских иллюзий, навеянных Первой мировой войной, готов поверить в грядущие преобразования, в возможность достижения светлой, разумной и справедливой жизни («Это «светлое царство»... увлекало меня своей загадочной, невиданной красотой еще больше, чем далекие экзотические страны манят начитавшихся Майн Рида восторженных школьников»). Однако герой открывает, что реальная война вовсе не похожа на ее банальные описания, что на войне отменяется привычная этика и заново вырабатываются нравственные заповеди.

Гайдар не идеализировал красных и не изображал злодеями белых. Он лишь, как талантливый художник и очевидец, пытался разобраться с окружающей его действительностью – сложной, противоречивой, преисполненной разочарований и надежд.

В 30-х годах Гайдар по-прежнему много ездит по стране. Среди его друзей – писатели Л.Кассиль и К.Паустовский. В это время он окончательно сложился как писатель, овладел литературным мастерством.

В 1930 году пишет для второго издания «Школы» приложение – автобиографию «Командир отдельного полка», вторую часть «Школы», рассказ для радио «Четвертый блиндаж». В крымском пионерлагере «Артек» заканчивает повесть «Дальние страны».

В 1932 году на Дальнем Востоке Аркадий Петрович работает корреспондентом хабаровской газеты «Тихоокеанская звезда». В это же время он пишет повесть «Военная тайна», куда включает «Сказку о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише».

Накануне Отечественной войны Аркадий Гайдар пишет рассказ «Дым в лесу», пробует силы в драматургии (сценарий «Прохожий» – на тему Гражданской войны), задумывает киносценарий «Тимур и его команда». Кинофильм, поставленный режиссером А. Е. Разумным в 1940 году, и повесть, выросшая из сценария, дали начало тимуровскому движению в стране.

В первые же дни фашистского нападения на Советский Союз Аркадий Петрович уезжает на фронт корреспондентом газеты «Комсомольская правда», пишет очерки, статьи, участвует в боевых действиях.

В сентябре 1941 года Гайдар отказался вылететь последним самолетом из окруженного врагами Киева и остался в партизанском отряде. Он погиб в коротком бою под деревней Леплява близ города Канева 70 лет назад.

Владимир Межевитин

Источник: «Воронежская неделя», № 49 (2034), 07.12.11г.


Возврат к списку