Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Начинать с человеческого капитала

08.12.2011

Аналитика | Промышленность Воронежской области: состояние и перспективы развития

Состояние и перспективы развития промышленности Воронежской области и РФ в целом определяли и определяют рост и развитие всей экономики региона и страны. По среднему индексу промышленного производства (ИПП) за последние 10 лет (2001-2010 годы) Воронежская область находится в середине рейтинга регионов со сравнительно невысоким показателем 104,5 процента (средний ИПП России за 10 лет еще ниже – 104,1процента). В 2010 году соответствующие показатели были 104,5 процента и 108,2 процента (РФ); в первой половине 2011 года – 100,9 и 105,3 процента (РФ).

Средний ИПП Воронежской области за последние 10 лет примерно на полпроцента выше среднероссийского за эти годы, как и средний индекс роста ВРП по сравнению с ВВП РФ. Плюс небольшой есть, но его недостаточно для ускоренного роста экономики области - у регионов-лидеров роста промышленного производства средний ИПП за 10 лет находится в пределах 110-118 процентов. Калужская, Калининградская, Ленинградская, Московская и Белгородская области, Мордовия имеют на протяжении последних 10 лет темпы роста промышленности на уровне быстрорастущего Китая.

Промышленность Воронежа (свыше 60 процентов промышленного производства области, около 70 процентов всех собираемых налогов) пока недостаточно эффективно исполняет роль драйвера роста всей промышленности региона, хотя в 2010 году ИПП Воронежа составил 117,5 процента и вытащил областной ИПП на уровень выше среднего по РФ.

В 2010-2011 годах сравнительно невысокий областной ИПП обусловлен остановкой для модернизации пятого энергоблока НВАС (срок службы будет продлен на 30 лет). Поэтому ИПП в «производстве и распределении электроэнергии, газа и воды» в 2010 году составил, по данным Росстата, 98,9 процента, а в 1-м полугодии 2011 года - 52,7 процента.

Доля промышленности в налогах области составила в 2010 году около 30 процентов, в том числе обрабатывающая промышленность внесла 21 процент.

Крупнейшими налогоплательщиками Воронежской области в 1-м полугодии 2011 года были Центрально-Черноземный банк Сбербанка – 4,8 процента от общей суммы налоговых платежей, ОАО «РЖД» – 4,1 процента, филиал ОАО «Пивоваренная компания «Балтика – Балтика-Воронеж» - 3,9 процента, ОАО «Минудобрения» - 3,1 процента, подразделения «Концерна Росэнергоатом» - 2 процента. Эти же организации были основными налоговыми «кормильцами» области и в 2010 году.

Воронеж пока так и не стал локомотивом промышленного развития области по нескольким базовым причинам: невысокая инвестиционная привлекательность области и города; острая нехватка трудовых ресурсов и их низкое качество - трудовые ресурсы области и Воронежа ежегодно втягивает в себя огромный теневой сектор (в нем занята треть работников области); отсутствие эффективных центров и очагов кластеризации.

Топчется на месте и малый бизнес. Угнетают его высокие налоги и поборы, неблагоприятная институциональная среда, коррупция и криминал. Пока эти негативные факторы гасят развитие малого бизнеса, несмотря на все бюрократические псевдоусилия по его развитию, а доля валовой добавленной стоимости всех малых предприятий в ВВП РФ составляет всего лишь 13 процентов.

Квалифицированных, да и неквалифицированных рабочих, менеджеров низшего и среднего звена катастрофически не хватает, и они вдруг не появятся в ближайшие годы по массе причин, а гастарбайтеры своих не заменят, но острых проблем добавляют. Усугубляет тяжелое положение с трудовыми ресурсами люмпенизация (особо отмечена правительственными экспертами в их недавнем докладе), наркоманизация, алкоголизация части населения области и Воронежа левым некачественным спиртом и другими суррогатами.

Мешают здравым подходам к развитию промышленности и остатки иллюзий в отношении сектора ОПК, давно утратившего креативность, инновационные технологии и лучших специалистов, которые ушли либо на пенсию, либо в другие сферы деятельности.

Люмпенизация населения привела к нежеланию молодежи трудиться на рабочих местах. Привлекательными для нее стали профессии и положение чиновников, олигархов и авторитетных предпринимателей. Но не попав в чиновники или предприниматели, эти молодые люди часто предпочитают жить на доходы родителей и вообще не работать.

Наркоманизация молодежи не только убивает физически и морально потенциальных работников, но и мешает нормально трудиться семьям и близким наркоманов.

По данным директора ФСКН России Виктора Иванова, от наркотиков ежегодно гибнут сто тысяч молодых людей, а ежегодный ущерб экономике от наркоманов и наркодельцов составляет около 3 процентов ВВП. Вместе с упущенными выгодами от утраченных средств на воспитание и образование, от преждевременных потерь работников ущерб составляет десятки миллиардов долларов.

В то же время финансирование борьбы с наркоманизацией населения и незаконным оборотом наркотиков носит больше имитационный характер.

По данным ГУЗ «Воронежский областной наркологический диспансер» и Управления ФСКН по Воронежской области, на 1 января 2011 года в наркологических учреждениях на учете у врачей психиатров-наркологов состояло 12990 человек, злоупотребляющих наркотическими средствами (плюс 18 процентов по сравнению с 2009 годом). Общее число наркоманов составляет 63 тысячи человек или 2,8 процента от населения области.

Численность молодежи в возрасте 15-29 лет (тут и сосредоточены в основном наркоманы, вымирающие через 5 лет употребления наркотиков) составляет в Воронежской области, по Росстату, 20 процентов от всего населения. Из них 14 процентов, согласно официальной статистике, поражено наркоманией. А если учесть обычное занижение в 1,5-2 раза официальной статистикой числа наркоманов, то около 20-30 процентов воронежской молодежи — наркоманы.

Все это накладывается на демографический провал и оставляет промышленность Воронежской области почти без притока новых рабочих рук.

Примерно год назад Указом Президента РФ № 690 впервые была утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года, но она очень плохо финансируется и потому буксует. Есть и такие депутаты, которые поддержали инициативу комиссии при ООН из бывших президентов и премьеров по разрешению свободной продажи легких наркотиков. России только этого не хватало!

А тут еще, вероятно, представители теневых дельцов или просто некомпетентные люди постоянно проталкивают рост акцизов на водку и пиво, что приведет не к увеличению собираемых налогов, а к усилению спаивания населения техническим спиртом и прочими суррогатами.

Звучит банально, но разруха продолжается в головах и умах людей, главным образом, на почве падения морали и нравственности, на почве криминализации российской жизни. Молодежь уже не хочет нормально работать, а ищет легкие, часто криминальные и полукриминальные способы и пути получения доходов. И, к сожалению, государство, и чиновники являются главными источниками всеобщего правового нигилизма.

Существенным тормозом развития Воронежской области, как и в целом в России, являются также завышенные самооценки управленческой элиты, отсутствие системного управления экономикой и приземленной стратегии развития.

Промышленность вносит не только основной налоговый вклад в консолидированный бюджет области, но и в ВРП области. В Воронежской области и РФ наблюдается устойчивый тренд снижения доли промышленности в ВРП и ВВП. В РФ доля промышленности в ВВП снизилась с 35,9 процента в 2004 году до 31 процента в 2009 году. В Воронежской области - с 29,3 до 22,2 процента, соответственно.

Если в первой половине 1990-х этот процесс был связан с обвалом производства неконкурентоспособной продукции, не выдержавшей натиска импорта, обвалом продукции ОПК, то в настоящее время действуют долгоиграющие глубинные причины и факторы, обусловленные общей деградацией государства, экономики и российского национального человеческого капитала.

Долю эффективной и конкурентоспособной промышленности в ВВП и в ВРП вопреки этой тенденции необходимо наращивать (это в первую очередь - рабочие места), а тренд переламывать, поскольку Россия (и Воронежская область) не завершила этап создания конкурентоспособной индустриальной экономики. В командной советской экономике конкурентные рынки отсутствовали, производство потребительских товаров было второстепенным, а сами товары дефицитными. В России и Воронежской области за последние 20 лет промышленность в основном деградировала.

Износ основных фондов (ОФ) экономики РФ составляет на конец 2010 года 45,6 процента; промышленности - 42 процента; экономики Воронежской области - 46 процентов; промышленности - 44 процента.

В условиях глобальной экономики и открытых границ от советского наследства остались конкурентоспособными только чрезвычайно затратные отрасли, в которые были вложены огромные средства - космическая отрасль, военная авиация, некоторые виды оружия, атомная энергетика. Но и они быстро утрачивают былую конкурентоспособность на мировых рынках.

Наука, образование, культура, мораль и нравственность не терпят разрывов в финансировании и провалов в этике и нравственности элиты и всего общества в периоды смут, криминального террора и морально-нравственного падения. Упали мы за какое-то десятилетие, а подниматься будем десятки лет. Если будем…

Отличие процессов развития промышленности Южной Кореи, Тайваня, Китая, Индии, Мексики и Бразилии от российских заключается в том, что они шли и идут от сравнительно несложных производств к сложным, от «отверточных» технологий к собственным высоким технологиям, а Россия наоборот. У них промышленность инновационно и технологически развивалась за последние 20 лет, а у нас - технологически опускалась.

Разруха продолжается в головах и умах людей, главным образом, на почве падения морали и нравственности, на почве криминализации российской жизни. Молодёжь уже не хочет нормально работать, а ищет лёгкие, часто криминальные и полукриминальные способы и пути получения доходов. И, к сожалению, государство, и чиновники являются главными источниками всеобщего правового нигилизма.

Общее состояние промышленности Воронежской области отражается и на небольшом секторе инновационной экономики. Удельный вес предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, снизился с 20,1 процента в 2000 году до 8,6 процента в 2009 году. В России стабильность - сугубо неинновационная: 8,8 процента и 9,3 процента, как и в ЦФО - 10 процентов и 8,8 процента, соответственно.

Калининградская, Калужская, Ленинградская области и некоторые другие регионы доказывают, что даже на негативном общероссийском фоне можно создавать и развивать промышленные производства.

Были бы люди (качественный человеческий капитал), профессионализм, желание (креативность). Неплохо также иметь в качестве тандема близкий мегаполис (Москва, Санкт-Петербург). Но это - избранные субъекты РФ, в целом же темпы роста промышленности РФ, как и Воронежской области - низкие.

Основные причины успехов Калининградской, Калужской, Ленинградской областей и некоторых других лидеров в диверсификации и модернизации промышленности довольно просты. Под боком огромные рынки сбыта - раскрутились и наладили производство и выпуск востребованной продукции. Первые две области создали у себя сборочные производства автомобилей, телевизоров и другой электронной бытовой техники. И сейчас пожинают плоды.

Воронеж в свое время позицию в этих нишах упустил. Об отставании в производстве бытовых приборов и электроники тяжко и писать - «радиоэлектронный город» так ничего существенного из потребительской продукции за 20 лет не создал.

Реализация таких проектов, как строительство в Масловской промзоне завода Siemens по производству трансформаторов (пуск в 2012 году) и нового производства лекарств ОАО «Верофарм», добавит немного оптимизма. Но области и Воронежу нужна россыпь подобных проектов по производству продукции с высокой добавочной стоимостью и высокими технологиями и конкуренция между ними.

Восстанавливать обрабатывающую промышленность, точнее, проводить ее кардинальную модернизацию с ориентацией на производство конкурентоспособной продукции, необходимо с подготовки трудовых ресурсов, повышения их качества, повышения качества всего человеческого капитала.

Процесс этот долгий, начинать теперь многое придется заново. Особенно на уровне морали и нравственности, трудолюбия и добросовестности, то есть этики труда и бизнеса. Аморальная экономика не может быть эффективной.

Необходимо особое внимание уделять профессиональному образованию, сделать рабочие профессии привлекательными по зарплате и имиджу, как и инженерные профессии. На этом пути предстоит снизить наркоманизацию и масштабы пьянства молодежи, снизить коррупцию и преступность, снизить масштабы теневой экономики, перекачав из нее трудовые ресурсы в промышленность.

Потребуют эти мероприятия значительных бюджетных средств, которые предпочтительней инвестировать в культуру, здоровье и профессиональную подготовку молодежи, а не в многочисленные чрезвычайно дорогостоящие спортивные мегапроекты.

Юрий КОРЧАГИН,
эксперт

Источник: газета «Коммуна» №187 (25815), 08.12.2011г.


Возврат к списку