Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





«Грозным буду»

08.12.2011

Театр || Фигуру Ивана Четвёртого считают актуальной инициаторы музыкального проекта, премьеру которого собирались показать в Воронеже

Музыкально-драматическое действо «Иван Грозный», премьера которого должна состояться 12 декабря на сцене Воронежского театра оперы и балета, – совместный проект молодёжного всероссийского музыкального театра «Sforzando» Алексея Жукова и Фонда содействия развитию научного просветительства, культуры и искусства, российского кинематографа.


Кадр из фильма «Иван Грозный».

Вдохновлена эта работа одноименным фильмом Сергея Эйзенштейна и музыкой к нему Сергея Прокофьева. Впрочем, как выяснилось на недавней пресс-конференции в Каминном зале Воронежского Доме актёра, были и другие источники вдохновения.

Не так давно, по словам инициаторов проекта, учреждён конкурс на лучший памятник Грозному, и премьер-министр Владимир Путин чуть ли не лично готов его открывать. Деятели искусств решили в стороне не оставаться. Идею музыкально-драматического действа поддержал в самом начале известный политик и актёр Николай Губенко. Даже сам хотел участвовать, но не смог и предложил кандидатуру Народного артиста России Алексея Петренко.

- Есть оратория Сергея Прокофьева «Иван Грозный», но мы хотели сделать что-то новое, - рассказал журналистам художественный руководитель и главный дирижёр проекта Алексей Жуков. Кстати, оратория на самом деле собрана из музыки к фильму уже после смерти и Прокофьева, и Эйзенштейна. Наша цель – сделать действо по эйзенштейновскому фильму. Не статичное произведение, где задействован хор, который стоит на сцене в смокингах и с папочками. Петренко, кстати, уже выступал на показах оратории в роли чтеца. А у нас он выйдет на сцену именно в роли Ивана Грозного. У Алексея Васильевича – замечательный музыкальный дар, он великолепно поёт. На нашей премьере он будет исполнять ещё и вокальные партии за меццо-сопрано и баритон.

Родился проект в Липецке, участие в нём примут Большой симфонический оркестр Тамбовской филармонии и Саратовский губернский театр хоровой музыки.

Будущая премьера – ещё и повод показать себя молодым музыкантам. «Мы стараемся найти людей, которые в наше время не могут пробиться на сцену», - заметил директор проекта Сергей Коваленко.

Этот материал уже был сдан, когда стало известно, что Алексей Петренко попал в больницу из-за нарушений ритма сердца и перенёс серьёзную операцию. Таким образом, судьба действа остаётся, видимо, под вопросом.

Конечно, мы все волнуемся за известного артиста и ждём его выздоровления. Увидим в скором времени «Иван Грозный» с Алексеем Петренко или нет, но вопрос, но почему именно осенью 2011-го всплыла в качестве якобы актуальной фигура Ивана Грозного, остаётся интересным.

А как будет восприниматься в наши дни попытка перенести на сцену фильм, снятый в середине 40-х?

Эйзенштейновская картина – безусловный шедевр (следы влияния которого можно найти в работах многих режиссёров, от Френсиса Форда Копполы до Дерека Джармена). Но всё-таки она ещё и продукт своего времени, когда опричнина и прочее душегубство было объявлено явлением прогрессивным, а сам Иван – «укрепителем русской государственности», казнящим людей, кажется, исключительно из патриотических побуждений.

Режиссёр до определённого момента талантливо воспроизводил официозный апологетический миф сталинской эпохи, но жестоко поплатился, когда попытался обойти пожелания власти во второй серии «Ивана Грозного». Сохранились стенограммы её обсуждения, на котором коллеги упрекали Сергея Эйзенштейна в том, что опричники, проливая кровь, почему-то не вызывают у зрителя симпатии, а вот казнимых ими врагов царя жалко.

На пресс-конференции прозвучало, что Владимир Путин якобы удивился однажды, почему в России нет ни одного памятника Грозному. Алексей Жуков, похоже, тоже искренне не понимает, почему. Ну да, кто ж будет спорить с тем, что «это всё – наша история», которую нужно знать? Однако ведь и во Франции, например, нет памятнику Жилю де Рэ: маршалу, сподвижнику Жанны д’Арк - и серийному убийце детей.

Впрочем, как верно заметил директор проекта Сергей Коваленко, «есть ещё музыка Сергея Прокофьева». И она выше всяких идеологий и исторических концепций.

Виталий Черников

Источник: газета «Коммуна» №187 (25815), 08.12.2011г.


Возврат к списку