Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Помни, веруй, гордись! Штурмовых ударов мастер

09.12.2011

Помни, веруй, гордись! Штурмовых ударов мастер

Воронежский авиационный завод, который в 2012году будет отмечать 80-летие, внёс большую лепту в Великую Победу советского народа над фашизмом. Более 30 тысяч прославленных штурмовиков Ил-2 сошло со стапелей авиазаводов страны, и около половины из них были собраны на заводе №18 – так в то время именовалось предприятие, на котором начинал трудовую деятельность Фёдор Ильич Садчиков. Ему не довелось строить Илы, но зато он славно на них сражался, стал Героем Советского Союза.

Фёдор Садчиков в перерывах между боевыми вылетами, в редкие минуты отдыха, нередко вспоминал родную Александровку, село, что раскинулось неподалеку от Воронежа (ныне оно входит в состав Новоусманского района), где родился в 1922 году. За его плечами была сельская восьмилетка, по окончании которой он устроился работать на Воронежский авиационный завод токарем.

Поди узнай, как сложилась бы судьба, но в 1940 году пришла повестка из Новоусманского райвоенкомата. Его направили в Егорьевскую военно-авиационную школу пилотов. А на фронт, в 826-й штурмовой авиаполк 335-й дивизии, старший сержант Садчиков попал только в августе 1943 года.

С первых же сражений молодой лётчик-штурмовик показал себя отважным и смекалистым бойцом. Он быстро завоевал авторитет и уважение товарищей, стал заместителем командира эскадрильи. В ноябре сорок третьего шестёрка Ил-2, ведомая Садчиковым, вылетела на штурмовку танков в район белорусского посёлка Езерище. При подходе к цели лётчики получили по радио команду на перенацеливание.

Но, как записано в штабных документах, «благодаря своей тактической грамотности и военной смекалке, тов. Садчиков команды не выполнил, а продолжал выполнять поставленную задачу. В результате штурмового удара по цели уничтожил четыре немецких танка».

В ходе летнего наступления в 1944 году на Витебский укрепрайон Фёдор Садчиков водил группы из четырёхвосьми Илов на штурмовку переднего края обороны противника. По четыре боевых вылета в сутки делали лётчики, громя окружённую группировку немцев, и всякий раз возвращались без потерь.

22 июля 1944 года войска 43-й армии перерезали железную дорогу Даугавпилс – Паневежис и овладели рядом населённых пунктов. Это заставило противника начать отвод войск в сторону Риги.

Путь наступавшим войскам прокладывали штурмовики, а истребители надёжно прикрывали их с воздуха. Вслед за шестеркой Ил-2 старшего лейтенанта Садчикова, вылетевшей на задание, в воздух поднялись пять штурмовиков старшего лейтенанта Н.Д. Макарова. Часом раньше в штаб полка поступило донесение о том, что на одной из дорог обнаружено большое скопление техники врага.

Туда и вылетели «летающие танки». Достигнув цели, они один за другим пошли в атаку. Огненными стрелами к земле устремились сначала реактивные снаряды, а после них лётчики открыли огонь из пушек и пулемётов. Сделав крутой вираж, штурмовики ещё раз прошли над колонной, сбросив на них стокилограммовые бомбы.

Оставив позади себя море огня, экипажи Илов благополучно возвратились на аэродром.

В период решительного наступления войск 1-го Прибалтийского фронта работы штурмовикам прибавилось. В один из летних дней разведка донесла о движении вражеской автоколонны по дороге на деревню Бочейково Бешенковичского района Витебской области.

Группу из шести Илов повёл старший лейтенант Садчиков. Зайдя с головы автоколонны, ведущий взорвал деревянный мост через реку и создал затор.

После этого в бой вступили его боевые друзья. Четырьмя заходами штурмовики уничтожили большое количество техники, живой силы противника.

Шоссе Витебск – Лепель, дорогу отступления врага, отважные пилоты сделали дорогой смерти, как назвали её сами немцы, пленённые здесь. «Шоссе от Каменя до Лепеля представляло собой сплошной могильник вражеской техники, немецких солдат и офицеров», – вспоминал позднее командующий войсками 1-го Прибалтийского фронта И.X. Баграмян.

В лётной биографии нашего земляка были и курьёзные случаи. Однажды Фёдору Садчикову и его боевым товарищам пришлось вступить в бой на… земле. Произошло это у посёлка Бешенковичи, куда было приказано в срочном порядке перелететь авиаполку.

Не успели толком разместиться на аэродроме, как из леса вышел многочисленный отряд фашистов, прорывающийся из окружения под Витебском. Лётчики не растерялись, подставив под хвостовые части самолётов пустые бочки из-под топлива и таким образом приподняв Илы для стрельбы из бортовых пушек и пулемётов, они встретили врага шквальным огнём в упор. Большинство немцев было уничтожено, а оставшиеся в живых просто разбежались по окрестным лесам. Но и там они не нашли спасения. Штурмовики поднялись в воздух и начали преследовать фашистов. Унесли ноги очень немногие.

Наши лётчики тогда так «перестарались», что буквально под «ноль» израсходовали все имеющиеся боеприпасы. По этой причине вынуждены были даже пропустить один день войны: 29 июня 826-й полк 335-й штурмовой авиационной Витебской Краснознаменной дивизии не летал.

В сентябре того же сорок четвёртого командир 335-й штурмовой авиационной Витебской Краснознаменной дивизии воронежец полковник С.С. Александров подписал ходатайство о присвоении Фёдору Садчикову звания Героя Советского Союза.

Дотошные штабисты подсчитали, что в результате боевых действий он произвёл 98 боевых вылетов. Лишь четверть из них – на разведку. Остальные – на штурмовку сильно укрепленных узлов обороны противника. Пять раз ему пришлось вести воздушные бои с истребителями противника, не имея потерь в водимой им группе. Трижды машину Садчикова сбивали зенитным огнём.

В наградном листе, подписанном генералом армии И.Х. Баграмяном, Садчиков назван мастером штурмовых ударов и лихим разведчиком. Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Ф.И. Садчикову звания Героя Советского Союза был подписан 23 февраля 1945 года.

А он продолжал летать и бить ненавистного врага. 14 апреля эскадрилья капитана Садчикова получила приказ вылететь на штурмовку артиллерийско-миномётных позиций врага северо-западнее Кенигсберга. Другие подразделения этой части ушли громить корабли противника.

Группа собралась над аэродромом и под прикрытием истребителей взяла курс к линии фронта. Облака закрывали небо плотным слоем, поэтому самолёты шли на малой высоте. Приблизившись к передовой, набрали высоту.

Когда же облака стали рассеиваться, по самолётам открыла огонь малокалиберная зенитная артиллерия. Потом начали стрелять и тяжелые зенитные орудия. Именно они и являлись той целью, которую штурмовикам предстояло уничтожить. Батарея была замаскирована правее небольшого посёлка, недалеко от леса.

– Атакуем! – приказал капитан Садчиков своим подчиненным.

Снаряды и пули легли точно в центре огневых позиций батареи, и орудия умолкли.

Успешно справившись с поставленной задачей, группа Садчикова благополучно возвратилась домой.

8 мая 1945 года штурмовики ушли громить остатки вражеских войск. Первая половина дня была напряженной. Летчики уже сделали по два вылета.

После полудня советские самолеты буквально закрыли небо над окруженной группировкой. В стане врага стали появляться белые флаги.

– Ура! Ура! – разносил эфир победный клич.

Тут же последовал приказ экипажам, находящимся в воздухе:

– Атаки прекратить! Бомбы сбросить в озеро. Курляндская группировка капитулировала.

Невзирая на то, что основная масса войск сдалась, враг продолжал вести огонь. Некоторые машины получили серьёзные повреждения. Ил Героя Советского Союза капитана Фёдора Садчикова до такой степени был изрешечен пулями и осколками снарядов, что он с трудом дотянул до аэродрома.

Лётчики, сделав в этот день по три боевых вылета, поздравляли друг друга, благодарили своих боевых товарищей – воздушных стрелков, техников и механиков. Это был последний день войны… Победную точку в войне Федор Садчиков поставил на Красной площади в Москве.


Ил-2 штурмуют вражеские позиции.

24 июня 1945 года на Параде Победы в составе сводной роты лётчиков 3-й воздушной армии, в которую отобрали всего сто самых заслуженных счастливчиков, он гордо и торжественно маршировал по легендарной брусчатке. Впереди колонны — овеянное славой Боевое знамя 335-й Витебской ордена Ленина Краснознамённой, ордена Суворова штурмовой авиадивизии.

В первой шеренге — Герои Советского Союза. Среди них — командир 1-й эскадрильи Герой Советского Союза капитан Фёдор Садчиков. О каком счастье ещё можно было мечтать, тем более, когда тебе всего-то немногим более двадцати лет…

Потом была долгая жизнь.

В 1946 году капитан Садчиков ушёл в запас. В 1950-м окончил Высшую школу профдвижения ВЦСПС, в 1952-м – Высшую дипломатическую школу МИД СССР. Работал в МИДе. Ушёл из жизни в 1997 году.

Автор: Александр Коробанов

Источник: газета «Коммуна» №188 (25816), 09.12.2011г.


Возврат к списку