Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Вернисаж. Адекватность безумия

10.12.2011

Воронежский художник попытался спроецировать сюжеты Библии на жуткую реальность лишённых свободы


Библия полна притч и аллегорий, поскольку с их помощью легче уловить суть. Её сюжеты всегда интересовали творческих людей, потому, наверное, что те испытывают потребность во всём разобраться самостоятельно, исследовав предмет эмпирически.

Молодой воронежский художник Кирилл Гаршин, выпускник Воронежского художественного училища, сделал попытку переосмысления некоторых фрагментов библейского сюжета, представив, что события, описанные в Новом Завете, происходят в местах лишения свободы или в сумасшедшем доме. Сейчас в Воронежской галерее «Х.Л.А.М» проходит его персональная выставка «Пределы адекватности».

Работы Кирилла Гаршина полны сюрреалистических образов. «Сюрреалистический» - парящий над реальностью или существующий параллельно с ней. Кирилл принадлежит к тем творцам, которые не выдают своих замыслов и не любят объяснять смысл своих картин.

На полотне под названием «Благовещенье» изображена уборная в сумасшедшем доме, где уборщица, только что узнавшая Благую весть, может, и являет собой смирение, но не обнаруживает радости. Она застыла в нерешительности, опустив глаза в пол. Перед ней стоят двое больных, ожидающих ответа.

По словам Кирилла, каждая трактовка, которая родилась в сознании зрителя, имеет право на существование. Возможно, представление, отличающееся от авторского, – тоже своего рода параллельная реальность.

В работе с традиционным названием «Пьета» много экспрессии: рот оплакивающего искривлён в жутком крике, напоминающем о боли души, ничем не ограниченной. Не существует у душевных страданий такого порога, когда от причинённой боли сознание погружается во тьму, и боль прекращается. Рядом с распятым Христом мы можем видеть некую «тёмную личность» в чёрном одеянии, которая как будто пытается слиться с тёмным фоном и напоминает нам о предательстве. Нижнюю часть лица «предатель» закрывает тёмной тканью, и непонятно, вызван жест ужасом или страхом узнавания. На кресте - безжизненное тело, вместо головы - разбитый вдребезги гранат. Красные зёрна - и много, много красного...

Идея, которую воплотил в жизнь воронежский художник, достаточно смелая, но не отличается принципиальной новизной: многие художники относились к религии своеобразно. Например, Стенли Спенсер.

Его религиозное чувство было совмещено с любовью к малой родине - деревушке Кукэм на берегу Темзы. «Здесь я нахожу библейские сюжеты буквально во всём: в каждой изгороди, каждом дереве, каждом доме», - говорил художник.

Спенсер привязал описанные в Новом Завете события к конкретной географической точке на карте мира: Второе пришествие, Крещение, предательство Христа Иудой происходят в Кукэме, словно это место - второй Иерусалим.

Иллюстрации Марка Шагала к Книге Книг очень самобытны, в них есть детская непосредственность. Сам Шагал утверждал, что он не слишком религиозен, и «работа - его молитва».

Можно предположить, что творчество - тоже способ богообщения. У художника Макса Эрнста есть картина под названием «Мадонна, шлёпающая младенца Христа при трёх свидетелях». За эту работу автора отлучили от Церкви и назвали богохульником.

На открытии выставки Кирилл Гаршин заявил, что его работы - «сочетание мира Библии и мира шизофрении». В них есть мысль, есть нечто, что заставляет зрителя задерживаться у каждого полотна.

Автор подмечает много важных нюансов. Например, одна его работа называется «Прогулка в девятом часу». Сначала в ней трудно усмотреть какое-либо отношение к библейскому сюжету. Но когда вспоминаешь, что Христос был распят именно в девять, всё становится на свои места.

Участники «тайной вечери» напоминают заключённых, а помещение - тюремную камеру. По мнению художника, люди с психическими отклонениями - интересный материал для исследования. И для творчества. Даже вечерняя раздача горячей воды на картине «Кипяток» выглядит, как некое таинство или важный религиозный ритуал.

«Все люди - сумасшедшие», - говорит Кирилл. И никто не может точно сказать, «существуют ли на самом деле пределы адекватности».

Яна Копылова

Источник: газета «Коммуна» №189 (25817), 10.12.2011г.


Возврат к списку