Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Горькие проводы

24.12.2011

Ситуация | | В Борисоглебске ушлые предприниматели наживаются на смерти людей

Боль утраты близкого человека до сих пор саднит сердце женщины, и она не может унять дрожащий голос. Лариса Григорьевна Бурлачкова достаёт платок, подносит его к глазам. Не даёт успокоиться и обида на тех, кто в желании «срубить по-быстрому» хороший куш решил воспользоваться её горем.

У Бурлачковой долго и тяжело болела мама, 28 ноября мучения старой женщины закончились. Лариса Григорьевна позвонила в «скорую помощь» при Борисоглебской ЦРБ, попросила приехать медработников, зафиксировать факт смерти. Через несколько минут в квартиру зашла женщина в белом халате, а вместе с ней и мужчина. Он тут же по-хозяйски осмотрел умершую и стал доставать из папки какие-то бумаги.

- Я из фирмы ритуальных услуг, и мы поможем вам в предстоящих хлопотах, - представился вошедший.

- Но мы вас вовсе не вызывали, - удивлённо промолвила Лариса Григорьевна. – Как вы узнали о нашем горе?

Мужчина ответил, что это совсем не важно, слухом, как говорится, земля полнится. Главное в том, что его фирма возьмёт на себя все заботы по погребению тела, а когда всё завершится, тогда родственники умершей и рассчитаются за услуги.

Говорил он спокойно, уверенно и уже готовился что-то записывать в бумагах, которые достал из папки. Всё это время женщина-фельдшер молча стояла поодаль, не вмешиваясь в разговор, будто он её и не касался. Бурлачкова попросила фирмача уйти из квартиры, сказав, что они сами решат, кого пригласить на помощь. И тут вспомнила, что её знакомых такие вот незваные «помощники» заставили заплатить 60 тысяч рублей.

Что происходит сегодня на рынке ритуальных услуг? В погребальном деле города царит анархия. При отсутствии контроля организация похорон для некоторых предпринимателей превратилась в золотую жилу.

При нынешнем вымирании российского населения бизнес этот не иссякнет. Больше того, может давать хороший навар, ведь для того, чтобы достойно проводить родственника в последний путь, многие не жалеют денег. Даже у самого бедного человека лежат в заветной тряпочке на дне сундучка припасённые «гробовые». Так что при умелом раскладе 60 тысяч - это не крайняя цена.

В магазине ритуальной фирмы «Милосердие» (название-то каково!), например, один лишь гроб доходит до 35 тысяч рублей. Так что застолбить за собой это поле скорби хотят многие разворотливые люди, не брезгуя при этом никакими методами.

Слушаешь печальные повествования борисоглебцев о том, как на их горе наживаются бессовестные бизнесмены, рассказы, как чиновники откровенно потакают такой бессовестности, и диву даёшься.

- Ко мне часто обращаются горожане и люди из сел с жалобами на происходящее, - рассказывает адвокат Ирина Мишанина. – То милиция без всякого приглашения и предупреждения заявляется в квартиру, то идет откровенное вымогательство и навязывание услуг ритуальными конторами, то в округе становятся широко известны подробности смерти человека, о которых, кроме его родственников, двух-трех медиков и полицейских, никто не должен был знать. Я не раз помогала людям писать заявления в правоохранительные органы, к сожалению, всё спускается на тормозах.

Ирина Дмитриевна говорит горячо, эмоционально, называет эпизоды, фамилии, даты, цитирует отписки.

Вот фельдшер «скорой помощи» приезжает на вызов. Осматривает умершего человека и заявляет, что здесь, возможно, наступила криминальная смерть, а значит, необходим вызов полиции. Однако вместо полицейских приезжает судмедэксперт и увозит умершего на вскрытие. После того, как ничего криминального в смерти не обнаруживается, родственники просят отдать им тело умершего, а им не отдают, пока те не заплатят деньги. Люди возмущаются, говорят, что не просили делать вскрытие, жалуются в прокуратуру. Чаще всего - никакой реакции.

В больничном морге, в соответствии с законом о похоронном деле, его работники обязаны бесплатно обмыть тело, одеть его, положить в гроб. В Борисоглебске за такие услуги надо выкладывать деньги. Быть может, на уголовное преступление такое деяние и не тянет, но почему об административном правонарушении никто речь не ведёт? Вернее, речи ведутся – дел нет.

Когда у депутата городской Думы Виктора Андрианопольского скопилось множество таких фактов, он отправился к руководителям местной полиции и прокуратуры. Его выслушали, попросили изложить всё в письменном виде. Изложил. Дальше - тишина. Зато заинтересованные граждане, фамилии которых прозвучали в его сообщениях, предупредили Виктора Эдуардовича, чтобы он с огнем не играл, мало ли что может случиться с ним на темной улице.

Предупреждение вполне понятно: когда сравнительно недавно в бывшего главу города обиженный предприниматель всадил три пули, остальным остается замолчать и не высовываться.

То, что происходит в этом городе, способно потрясти любого гражданина с незакалёнными нервами.

Вот, например, ровно год назад в патологоанатомическое отделение ЦРБ поступил труп гражданина Лугина (фамилия изменена. – Б.В.) с направлением на вскрытие. Заведующая отделением больницы производит его, санитары зашивают труп, обмывают и одевают 42-летнего умершего.

Дальше цитирую официальный полицейский документ: «Работник службы ритуальных услуг «Милосердие» В.А.Лычагин с помощью санитарки морга Т.В.Пупыниной вывозит труп из морга, производит вне помещения морга бальзамирование и возвращает тело в морг. После этого наказывает Пупыниной взять с родственников Лугина деньги в сумме 3000 рублей за оказанные им услуги».

Можно представить себе состояние дочери, сестры и тёти умершего, когда им, по сути дела, предложили выкупить тело родного человека! В объяснении Лычагин сообщил, что деньги им были получены за проведённое бальзамирование, которое якобы заказала сестра покойного. Хотя сестра заявила, что «никакой договоренности с Лычагиным о бальзамировании брата не было».

Во всей этой фантасмагории оперуполномоченный ОБЭП ОВД подполковник Б.Г.Кучминский и и.о. начальника ОВД по Борисоглебскому городскому округу подполковник милиции А.В.Ширяев не нашли никакого криминала и отказали в возбуждении уголовного дела.

Видимо, по их мнению, если предприниматель под покровом ночи втихомолку вывозит в неизвестном направлении труп из муниципального медучреждения – подобное преступлением не является. А если во время этого похищения из трупа были извлечены внутренние органы для продажи, или если тело стало предметом манипуляций на каком-нибудь бесовском торжище? Разве всё это не надругательство над умершим?

Журналист «Коммуны» спросил В.Лычагина, откуда столь оперативно узнаются адреса людей, в семьях которых умирают родственники? Василий Алексеевич ответил, что это коммерческая тайна. Никаких законов он не нарушает, а всё, что ему приписывают, является происками конкурирующих фирм ритуальных услуг. На все другие вопросы сотрудник похоронной службы «Милосердие» отвечать отказался.

Увы, в Борисоглебском районе «происки» конкурентов стали обыденностью. Вот рассказ сквозь слёзы жительницы Грибановского Галины Ивановны Давитулиани:

- Мы с мужем сколько лет прожили вместе в дружбе и согласии. В последние годы он долго и серьёзно болел, лежал в Грибановской больнице. В ночь на 20 октября мне позвонили из ЦРБ и сказали, что он умер. Рано утром я поехала в больницу, а мне сообщают, что его увезли в Борисоглебский морг на вскрытие. Я заплакала, спросила, зачем это делать, если человек старый, и болезнь его известна. Медсестра мне ничего не ответила, а посоветовала обратиться в фирму ритуальных услуг «Милосердие».

Я пошла в нашу грибановскую муниципальную фирму, и в тот же день ко мне приехал из Борисоглебска человек и стал уговаривать, чтобы я заключила договор с его фирмой, он, мол, лучше услуги окажет. Мне так горько стало на душе… А в Борисоглебском морге сказали, чтобы я заплатила шесть тысяч за услуги. За какие услуги, разве я просила их вскрывать моего мужа?

Светлана Ивановна Павловская сама обратилась в фирму «Милосердие» и, по её словам, отдала сотруднику ритуальной службы из рук в руки 42 тысячи рублей. Принявший деньги заявил, что могила будет выкопана на месте, которое она выбрала, а тело родственника забальзамировано.

На следующий день Павловская позвонила в фирму и сообщила, что родные не успевают приехать из других городов, поэтому похороны надо отложить на сутки.

«На это мне сказали, что тело забальзамировано только на сутки, и на следующий день оно начнет разлагаться. Чтобы не допустить подобного, его отвезут в больничный морг, но для этого необходимо заплатить ещё 8400 рублей. Пришлось платить. Когда приехали на кладбище, оказалось, что могила выкопана совсем в другом месте. Нам начали советовать вместе с гробом уезжать домой, а приехать хоронить завтра. Наблюдая такую организацию, у многих из нас начались сердечные боли. Стояли возле гроба и ждали, пока выкопают другую могилу».

Вот такое заявление написала С.И.Павловская в комиссию по здравоохранению и социальной защите населения городской Думы. Каждый сможет понять, какие чувства испытывали родственники умершего, глядя на всё это безобразие.

Я спросил у главного врача Борисоглебской ЦРБ (теперь уже бывшего) Ю.В. Лысенко, как он оценивает практику использования больничного морга частными ритуальными структурами.

- Не было такой практики, - ответил Юрий Викторович. – Дело в том, что многие путают морг больницы с помещениями, которые расположены в нашем же здании, но их арендует судебно-медицинская экспертиза, которая к ЦРБ никакого отношения не имеет. Я слышал, что там допускались нарушения, но за действия её сотрудников отвечают руководители областного бюро судмедэкспертизы.

Что ж, видимо, придется напомнить этим экспертам, что, в соответствии с приказом Минздрава СССР от 9.07.1991 г., № 182 (до сих пор действующего!), «санитарам морга запрещается взимание платы за услуги, связанные с туалетом и выдачей трупа». А в силу положений ст. 120 Гражданского кодекса РФ и Закона от 31.05.2001г. №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», право осуществлять какие-либо виды предпринимательской деятельности кроме экспертных исследований и судебных экспертиз этим учреждениям не предоставлено.

Это им однозначно должна была объяснить местная прокуратура, а воронежским начальникам из областных учреждений стоило бы поинтересоваться нравственными качествами подчинённых.

Слушаешь печальные повествования борисоглебцев о том, как на их горе наживаются бессовестные бизнесмены, рассказы, как чиновники откровенно потакают такой бессовестности, и диву даёшься

К сожалению, в наше время граница между тем, что можно и что нельзя, стерта, и люди в белых халатах уже начинают выполнять роль сводников, сообщая посторонним гражданам адреса горя и привозя с собой на эти адреса гробокопателей.

Стоимость ритуальных услуг по организации похорон колеблется в Борисоглебске от 15-18 до 65-80 тысяч рублей. В этом нет ничего страшного: каждая семья в зависимости от доходов и собственных представлений о проводах в последний путь выбирает свои цены.

Удивляет другое. Местные вершители похоронного дела в погоне за прибылью, нарушая Конституцию страны, используют и распространяют информацию о частной жизни граждан без их согласия, заявляются в квартиры без вызова, навязывают услуги и товары. Нарушаются Федеральный закон «О защите персональных данных», Закон «О защите конкуренции», Основы законодательства РФ об охране здоровья – за всё это ст.137 УК РФ предусматривает серьёзную ответственность.

Но власть почему-то не замечает этих нарушений…

Борис ВАУЛИН

город Борисоглебск, Воронежская область

Источник: газета «Коммуна» №196 (25824), 24.12.2011г.


Возврат к списку